Объединение «Школа волонтера»
- Упражнение «Ладошка волонтера»
Возьмите лист бумаги, обведите свою ладонь. На каждом пальце напиши качества, необходимые волонтеру. Какие из качеств уже есть у тебя?
- Введение в тему занятия.
Дорогие ребята, многие из вас уже попробовали свои силы в волонтерском движении. Кто-то принял участие в предновогодних благотворительных акциях, кто-то был помощником, а кое-кто и организатором игровых квестов и занятий для учеников нашего лицея. Сегодня мы поговорим о том, какие игры можно использовать в работе с подростками и младшими школьниками.
Игра – это особый вид деятельности.
Во-первых, играть приятно, легко, весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.
Во-вторых, его содержание – сама игра - придает весомость каждому ее моменту.
В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, может научить человека чему-то, ещё не освоенному: научиться складывать оригами, рисовать крупой или песком, освоить настольную игру, научиться договариваться, удерживать внимание игроков на себе в роли ведущего.
В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное - поле для свободного проявления индивидуального «Я».
В-пятых, игра — самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, единства.
- Виды игр, используемых в групповых занятиях с подростками и младшими школьниками.
Игры могут привнести интереса и оживления в любое занятие.
· Игры-разогревы.
Это игры для «встряхивания» аудитории. Разминки вызывают смех, поднимают настроение, дают людям размяться, переключают внимание. Первые - упражнения на знакомства - используются в самом начале, чтобы участники (и ведущие) узнали друг друга получше, например:
|
Игра «Снежный ком»: Первый участник называет свое имя, второй – имя первого участника и свое, третий – имена первых 2 участников и свое и так далее. Первый участник должен назвать имена всех участников игры. Таким образом, имя каждого участника будет произнесено несколько раз и наверняка запомнится всем участникам.
После знакомства можно использовать игры-айсбрейкеры (или ледоколы) - их задача сломать лед между участниками. Ледоколы - это обычно какие-то небольшие веселые игры.
Игра «Поменяться местами»: Участники сидят в общем кругу. Ведущий просит встать и найти себе новое место в круге всех, кто обладает определенными характеристиками (имеет светлые волосы, пуговицы на ботинках, черный цвет в одежде, всем девочкам, всем, кто любит собак и т.п.). Пока участники меняются местами, ведущий занимает любой свободный стул. Участник, оставшийся без стула, становится ведущим.
Энерджайзеры - это упражнения, которые позволяют поднять групповую динамику, когда необходимо встряхнуть участников. Это, по сути, упражнения аналогичные ледоколам, но более "близкие".
«Броуновское движение»: Участники представляются атомами, хаотично перемещаются в определенном пространстве, а затем по команде ведущего образуют молекулы-группы из стольких атомов-человек, сколько назвал ведущий.
· Игры на сплочение (тимбилдинги)
Упражнения на сплочение тренируют навыки командного взаимодействия и совместного принятия решений. Они позволяют участникам познакомиться с личными особенностями друг друга и установить более доверительные отношения.
|
«Веревочка»: Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник". Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
· Игры на развитие навыков (игра-тренинг)
Игра-тренинг выглядит примерно так. Участники команды, как правило, разбиты на группы по пять-шесть человек. У них есть свои задания, и они могут взаимодействовать друг с другом по определённым правилам. По итогам такой игры всегда проходит длительный анализ, и участники делают свои выводы. Велик шанс, что эти выводы они применят в жизни и благодаря этому станут более эффективными.
Игра "Самолеты - Диспетчеры": группа делится на "самолеты" и "диспетчеры". Задача "диспетчеров" - провести свои самолеты через комнату и безопасно посадить их на стулья. Задача "самолетов" - качественно выполнить указания "диспетчеров" и совершить полет без аварий и столкновений. В случае столкновения с предметами или их касания "самолет" должен вернуться на линию старта и начать полет заново. "Самолетам" запрещается разговаривать. «Диспетчер» может управлять одновременно 1-3 «самолетами» (в зависимости от возраста игроков).
|
Вопросы для обсуждения:
1. Насколько тяжело управлять 2-3 "самолетами" одновременно?
2. Насколько эффективным было взаимодействие между "самолетами" и "диспетчерами"?
3. Были ли использованы какие-либо стратегии взаимодействия? Насколько успешно?
4. С чьей стороны была инициатива в ситуации риска?
- Заключение.
Конечно, это далеко не все игры, которые могут использовать в своей работе волонтеры. Это занятие задумывалось, как практическое: мы с вами должны были попробовать поиграть во все эти игры, обсудить, какие игры вам понравились, какие бы вы хотели попробовать организовать сами. Но жизнь вносит свои коррективы! Сейчас главное – позаботиться о своем здоровье и здоровье своих близких. Но я вам обещаю: мы обязательно поиграем!!!