Последующие годы творчества и последние годы жизни




Рембрандт Харменс ван Рейн

Мы знаем его картины. Слышали об его удивительной работе со светом. Что-то про него читали. А чем же он так гениален?

Рембрандт Ван Рейн (1606-1669) – голландский художник. Представитель золотого века голландской живописи. Гений света и тени.

Автопортрет, 1635

Впервые я столкнулась с творчеством Рембрандта в Пушкинском музее. Я увидела портрет пожилой женщины, скромно висевший посередине зала. Никогда не любила портреты. А тут – ступор. Не оторвать взгляда.

Рембрандт. Портрет старушки, 1655

Талант. Женщина, на лице которой можно прочитать историю. Взгляд, от которого идет необыкновенное сияние, как будто тысячи софитов направлены в ее сторону. Каждая морщинка видна невооруженным глазом. И это семнадцатый век. И это Рембрандт. С тех пор я заинтересовалась портретами. И им.

Биография Рембрандта полна на события. Выходец из небогатой семьи, за свою жизнь побывавший во всех слоях общества. Сельская небогатая жизнь, потом шумный город, где роскошь и богатство граничили с банкротством, великосветские вечера и тихие прогулки в одиночестве, слава и забвение. Его жизнь была похожа на стремительный подъем и оглушительное падение. И удивительно то, что стимул писать так, как то подсказывало сердце, не покидал художника даже в периоды не слишком радужные и счастливые. Наоборот, как будто горе и беда отчетливее и гениальнее воплощались в его картинах.

Детство и учеба

Рембрант ван Рейн родился в семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене в 1606 году. Уже в 13 лет его отдали учиться к ленденовскому художнику Якобу ван Сваненбюрху. Так как информации о жизни и творчестве Сваненбюрха мало, неизвестно, как повлиял учитель на Рембрандта. Да и картин периода учебы у лейденского мастера не найти.

В своем родном городе Рембрандт не видел возможности учиться, поэтому в 1623 году, несмотря на некоторое недоверие со стороны семьи, уезжает со своим другом в Амстердам к довольно неплохому художнику Питеру Ластману обучаться живописи.

Питер Ластман (1583-1633) проходил стажировку в Италии, поэтому его видение живописи и рисунка кардинально отличалось от стиля Рембрандта: рисуя с натуры, Рембрандт не пытался изобразить все самое лучшее и приукрасить реальность, как делали Ластман и его ученики. Изображая женщину, тело которой являлось отражением ее тяжелой жизни, Рембрандт не приукрашивал увиденное и не создавал идеальное пространство, гармоничное и чистое. Он изображал женщину с той грубой и правдивой реальностью, от которой окружение невольно отшатывалось. В том числе и Ластман, который не мог понять, как это можно назвать искусством. Как и большинство художников, особенно тех, кто восхищался Италией и ее культурой, Ластман в своем творчестве пытался сделать прекрасное из уродливого, умело скрывая все недостатки человеческого тела.

Интересен случай, когда на очередном уроке живописи, к ним пришла натурщица – обыкновенная женщина-труженица, тело которой как будто во всех мельчайших подробностях рассказывало историю жизни. Естественно, ученики изобразили ее лучше, чем она есть на самом деле: нельзя изображать то, как все существует в мире, необходимо идеализировать, делать лучше. Рембрандт же, наоборот, изобразил ее практически такой, какая она есть, даже не стараясь где-то сгладить углы. Работа не понравилась ни учителю, ни ученикам.

Рембрандт понял, что пора двигаться дальше.

Нельзя сказать, что эти уроки ничего ему не дали: детальность в исполнении Ластмана стала визитной карточкой творчества Рембрандта: мало кто из художников так много времени отдавал на прорисовку одежды, украшений, предметов быта.

Он никогда не был в Италии и в других странах, в отличие от фламандских художников, которые черпали свое вдохновение работами Микеланджело, Тициана, Караваджо. Тем не менее, с живописью гениев итальянского Возрождения он был очень хорошо знаком.

Но его картины трудно сопоставить с шедеврами Возрождения. Он пошел по иному пути развития своего творчества. В его работах много голландского, того самого, простого и обывательского, реалистичного и неидеального.

Рембрандт ван Рейн. Аллегория музыки, 1626. Пример влияния Ластмана на творчество ван Рейна. В картине отсутствует тот свет, который в последствии будет отличительной чертой творчества Рембрандта. Герои картины как будто замерли и ждут, пока их сфотографируют. Яркие краски, детальная прорисовка одежды, пестрота и какая-то вычурная роскошь.

Рембрандт ван Рейн. Давид с головой Голиафа перед Саулом, 1627. Здесь тоже чувствуется влияние Питера Ластмана: праздность, роскошь и детальная прорисовка одежды, яркие цвета.

Рембрандт. Историческое полотно, 1626. Очень нетипичная работа для Рембрандта: тут все абсолютно не такое, по сравнению с будущими работами. Четкость, красота, яркие цвета - обилие этих цветов, стройный сюжет, непроработанные лица.

Мастерская в Лейдене

В 1626 году Рембрандт со своим другом-художником Яном Ливенсом возвращается в родной город. Они открывают собственную мастерскую. Приходят ученики.

Рембрандт много и упорно работает. Создает многочисленные зарисовки и офорты (разновидность углубленной печати: на металлическую доску покрывают слоем лака, потом иглой наносят рисунок). Развивается в портретной живописи. Не имея заказов от жителей города, он без конца изображает отца, мать, братьев и сестру. И себя.

Автопортрет в берете с перьями, 1629

Автопортрет с освещением слева, 1629

В этот период творчества Рембрандт интересуется изображением обычных людей голландского общества. Он изображает их без преувеличения, без фальши и искусственности. Изображение нищих, бродяг, бедных людей было популярно в XVII веке в период бесконечных войн, но картины Рембрандта отличались этим отсутствием изысканности и гротеска. Все так, как есть на самом деле. Люди абсолютно обычны и тем привлекательны.

Рембрандт. Молящаяся старуха, 1630

Рембрандт. Старик, уснувший у очага, 1629

Рембрандт. Художник в мастерской, 1628

Рембрандт ван Рейн. Интерьер с фигурами, 1628. Видно, что лица еще не до конца изучены и детально изображены, как на поздних работах. Но уже есть тени, небольшой свет то ли из окна, то ли исходящий от героев картины, какая-то мистическая атмосфера, но в то же время обыденная и домашняя.

В 1629 году в Лейден приезжает секретарь принца Оранского Константин Хейгенс. Приезжает отчасти из-за того, чтобы посмотреть, что есть интересного в этом Лейдене и какие картины тут можно приобрести, – Хейгенс был большим ценителем искусства. Якоб ван Сваненбюрх, тот самый первый учитель Рембрандта, посоветовал ему посетить мастерскую двух друзей-художников, потому что больше в Лейдене идти было некуда.

Константин Хейгенс был поражен. И сразу купил много картин Рембрандта.

Рембрандт. Иуда возвращает 30 сребреников, 1629. Картина, которая поразила Хейгенса передачей эмоций, фигур и поразительным колоритом.

Константин Хейгенс помог Рембрандту выбраться из тени Лейдена, установив связи с богатыми клиентами, интересовавшимися искусством. После этого в 1631 году он переезжает в Амстердам. Рембрандт чувствует, что готов создавать нечто большее, монументальное и гениальное.

Рембрандт. Ужин в Эммаусе, 1629

Рембрандт. Давид, играющий на арфе для царя Саула, 1630

Рембрандт. Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима, 1630

Эта подготовительная самостоятельная ступень в творчестве Рембрандта – работа в собственной мастерской, поиски своего стиля, написание портретов и интерес к изображению простой и реальной жизни, – помогла молодому художнику поверить в свои собственные силы, определиться, что делать со своим талантом. Вдобавок ко всему, похвала и признание секретаря принца Оранского, который был восхищен талантом неизвестного художника, всячески способствовали его творческому успеху.

Слава и успех

Рембрандт живет в Амстердаме. Он богат и знаменит – каждый уважаемый и знатный бюргер хочет портрет кисти Рембрандта. И даже не очень знатный – портрет нужен всем.

Заказчики хотели видеть себя в портретах. Им не нужна была идеальность и четкость. При этом, для подчеркивания важности и знатности, большое внимание в портретах уделялось одежде и аксессуарам. Точное и детальное изображение украшений, атрибутике общественного положения или же профессии. То есть ценилось скрупулезное изображение внешнего вида, а также реалистичное лицо с возможными несовершенствами. Все то, что гениально удавалось воплотить Рембрандту.

Рембрандт. Портрет Николаса Рётса, 1631

Рембрандт. Портрет Мартена Лотена, 1632

Рембрандт. Портрет принцессы Амалии ван Солмс, 1632

Рембрандт. Портрет молодой женщины с веером, 1633

Урок анатомии

В Голландии групповой портрет был популярен. В общественной жизни бюргеров создавались многочисленные групповые организации, относящиеся к разным профессиям. И, естественно, все хотели сохранить в памяти состав своих участников.

Интересно то, как подходил Рембрандт к изображению групповых портретов. Он не выделял кого-либо из героев картины: они все находятся на одной линии. У него было стремление погрузить портретируемых в их среду обитания, предельно точную и детально описанную. То есть, важно было показать то, чем они занимались, поместить их в привычный интерьер, наделить картину теми предметами, которые бы как нельзя лучше описали происходящее.

Поэтому «Урок анатомии доктора Тульпа» принес Рембрандту небывалую славу и всеобщее признание.

Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа, 1632

Герои картины не смотрят на нас, они слишком увлечены тем, что происходит вокруг. Это реальная действительность, а не постановочное изображение: кто-то задумчив, кто-то удивлен, кто-то увлечен действием и не замечает ничего вокруг. При этом, каждому герою уделено максимальное внимание. А свет! Вот он свет, непонятно откуда светящий, тот самый, который каждый раз поражает воображение.

Саския ван Эйленбюрх

В 1634 году Рембрандт ван Рейн женится на Саскии ван Эйленбюрх – дочери местного бургомистра и адвоката Ромбертуса ван Эйленбурга.

Саския принесла в жизнь Рембрандта не только материальное благополучие, но и новый творческий порыв, желание писать больше и лучше. Естественно, заказов было много, денег было невероятное количество.

В 1641 году Саския родила Рембрандту сына – Титуса ван Рейна.

Рембрандт начинает создавать свою собственную коллекцию произведений искусства. Внимательно изучает искусство Италии, особенно работы Караваджо. Экспериментирует со светом. И создает бесконечные картины с Саскией.

Рембрандт. Портрет Саскии ван Эйленбюрх, 1633-1642

Рембрандт. Саския в образе Флоры, 1634

Рембрандт. Блудный сын в таверне, 1635. Собственно, счастливый Рембрандт и его чудесная жена.

Рембрандт. Саския в образе Флоры, 1641

Саския. Любовь Рембрандта к ней полна нежности, искренности и страсти: в каждом движении, во взгляде и легкой улыбке, Ван Рейн черпал силы и вдохновение. Портреты Саскии - это чувственность образа Флоры, страстность и игривость в портретах, роскошь и богатство в каждой детали одежды и украшений.

Рембрандт. Даная, ок. 1636-1643. Да, Саския не идеальна в своей красоте. Но то, как она изображена, как чувственно и в то же время легко она смотрит, как подвижно и красиво ее тело, делает ее невероятно красивой. Как будто мы смотри на нее глазами Рембрандта.

В этот период творчества Рембрандт изображает библейские и евангельские сюжеты, а также продолжает писать портреты на заказ, ведь их становится все больше и больше.

Рембрандт. Юдифь на пиру у Олофена, 1634. Свет просто невероятный.

Рембрандт. Пир Валтасара, 1635

Рембрандт. Ослепление Самсона, 1636

Рембрандт. Воскресший Христос является Марии Магдалине, 1638

Рембрандт. Давид с Ионофан, 1642.

Посмотрите, как со временем меняется передача изображения героев и атмосферы, как цвета заменяются томным светом, как богатое одеяние теряется, на первый план выступает реалистичность и романтическая эмоциональность. Присутствует некая тревожность в пейзаже. И колоритность, такая некричащая, а скорее таинственная.

В это время активной творческой деятельности (1631-1642) Рембрандт создал те произведения, которые входят в фонд мирового искусства. После этого бурного всплеска известности и признания, счастливой семейной жизни, покупки дорогого дома и большой расточительности, карьера Рембрандта, как и его жизнь, стремительно несется вниз.

«Ночной дозор» и закат популярности

В 1642 году умирает Саския. И в этом же году Рембрандт заканчивает картину «Ночной дозор», которая как бы знаменует окончание его творческой карьеры. Именно карьеры, а не пути, так как Рембрандт продолжает создавать произведения искусства. Просто они больше не восхищают и поражают общество.

Общество требовало чего-то другого, похожего на искусство других стран. Оно хотело барокко с бурными эмоциями и монументальными произведениями, идеально созданными отполированными портретами. Общество смущалось при виде слишком реалистичного изображения, не понимало такое углубленное изучение света в противовес яркому цвету, ему было непонятен интерес к простому и обыденному. Рембрандт разрывает связь с высшими кругами буржуазии, он становится отшельником в мире искусства.

«Ночной дозор». Картина, написанная по заказу амстердамских стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга. Групповой портрет. Казалось бы, что не так? А не так оказалось все, по мнению публики.

Рембрандт. Ночной дозор, 1642

Дело в том, что эта картина мало похожа на групповой портрет, на тот, который ожидали увидеть заказчики. Это скорее сюжетная картина, где происходит какое-то действо, в которое вовлечены все изображенные. Рембрандт хотел показать коллектив людей, увлеченных своим делом, людей, сплоченных вместе и вместе переживающих какое-то событие. Это целая история, разворачивающаяся на наших глазах. Кроме того, художник изобразил посторонних людей на групповом портрете стрелковой роты для того, чтобы добавить в картину реалистичности.

Заказчики были поражены и оскорблены. Кто-то вообще не мог найти себя на картине в изображенной толпе. Все ожидали совершенно другого от гениального художника. Никому не нужен был реализм, действие, сюжет и потрясающая передача света. Необходимо было просто изобразить однотипный групповой портрет, где все с каменными лицами смотрят вперед, где идеальность встает на пути у естественности, где холст как будто отполирован, а не испорчен густыми резкими мазками. Все ожидали совсем не того.

Слава Рембрандта меркнет. Но сам художник не останавливается в совершенстве своего таланта.

Последующие годы творчества и последние годы жизни

Во второй половине 40-х годов Рембрандт все больше начинает изображать простых людей. И все глубже погружается в суровый реализм. Колоссальное развитие в области светотени и колорита, сюжетное разнообразие, от изображения крестьянина до евангельских мотивов, новые достижения в изображении пейзажей.

Рембрандт. Старик с палкой, 1645

Рембрандт. Зимний пейзаж, 1646

Рембрандт. Сусанна и старцы, 1638-1647

После смерти Саскии, которая познакомила Рембрандта с высшим обществом, где главная ценность была роскошь и богатство, он начинает отходить от изображения такого мира, отдавая предпочтению простым сюжетам, «низшим» жанрам.

Рембрандт. Мельница, 1645

Рембрандт. Девочка, облокотившаяся на подоконник, 1645

Рембрандт. Пейзаж с замком, 1645

Часто обращается к теме интерьера и быта. Можно сказать, что в этот период творчество Рембрандта очень «голландское», если вспомнить о малых голландцах. Даже библейские и евангельские сцены он дополняет обыкновенной реальностью, бытовыми деталями.

Рембрандт. Авраам и три ангела, 1646

Рембрандт. Святое семейство с ангелами, 1645. Уют, доброта и нежность. Все такое интимное и очень тихое. Согласитесь, все эти эпитеты никак не вяжутся с ранними работами Рембрандта. Это длительное состояние, жизнь такая, какая она будет и сегодня и завтра. Библейские сюжеты переносятся в реальное время.

В 1650-е годы вновь обращается к изображению портретов. Но эти портреты отличаются от его ранних работ: простота и передача внутренний переживаний человека приходят на смену детальному изображению атрибутики и одежды. Репрезентативность и величие отходят на второй план. Мы смотрим на человека, которому есть что рассказать без внешнего блеска.

Рембрандт. Женщина у полуоткрытой двери, 1654

Рембрандт. Портрет мальчика, 1656

Рембрандт. Мужчина в берете, 1656

Рембрандт. Портрет Титуса ван Рейна, 1657

В 1647 году в дом Рембрндта поступает на службу Хендрикье Стоффелс, которая своей добротой и преданностью покоряет сердце художника.

В 1654 году они предстали перед судом по обвинению во блуде, суд требовал, чтобы Хендрикье прервала свои отношения с художником. Это было неприемлемо – Хедрикье на тот момент была уже беременна – жить вне брака. Но она осталась. И родила Рембрандту дочку.

Рембрандт много рисовал ее. И не только портреты, во многих библейских картин в качестве модели он выбирал ее.

Саскию, которую Рембрандт обожал, он писал в богатых и пышных одеяниях, дорогих украшениях. Иногда создавал мифологические картины с ней. Не было подчеркнутого одухотворённого образа – это были страсть и чувства, обожание и восхищение.

Но это была Саския. Портреты Хендрикье просты, это, скорее, благородство и истинная добродетель, не требующая пестроты и роскоши. Нет нарядов, украшений, томных и чувственных взглядов. Как будто спокойствие и умиротворенность пришли в жизнь художника.

Рембрандт. Хендрикье в меховой накидке, 1652

Рембрандт. Портрет Хендрикье Стоффелс, 1654

Рембрандт. Портрет Хендрикье Стоффелс в шёлковой накидке, ок. 1659

В 1661 году Рембрандт пишет групповой портрет по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков. Банкротство, неспособность содержать семью, острая нужда в деньгах заставили Рембрандта написать картину так, как того требовали заказчики. Совсем другая история, нежели с «Ночным дозором». Тем не менее, даже здесь художник проявил мастерство и индивидуальность в создании портретов.

Рембрандт. Синдики, 1662

Кажется, что героев картины кто-то потревожил, поэтому они должны на секунду отложить свои дела и посмотреть на нас. Они очень увлечены тем, чем занимаются. Каждый персонаж тщательно прорисован и узнаваем. Это люди, полные достоинства и преданности тому, что делают, они не сливаются в коллективном портрете, каждый из них – личность, отдельный мир со своими мыслями и поступками. И конечно же, невероятный колорит. И красота скатерти на столе, которая привлекает наше внимание.

Наконец, картина «Возвращение блудного сына», которую можно увидеть в Эрмитаже. Есть многие работы того периода других художников на тему возвращения блудного сына (притча Иисуса Христа в Евангелия от Луки), но изображение этого сюжета отличается от работы Рембрандта. Там все радостно, легко и весело: вернулся сын, надо отпраздновать это. Много внешних атрибутов, ярких красок, каких-то символических деталей, на которые мы обращаем внимание.

Рембрандт. Возвращение блудного сына, 1666-1669

Тут все по-другому. Это только передача чувств, душевность и благодарность. Никаких деталей, отвлекающих от внутреннего переживания, от той потери, которую переживал отец. Лиц практически не видно. Красноватые и золотые оттенки, едва узнаваемые, темноватые. Густые мазки красок, никакой гладкости и четкости.

И опять тот свет, начало которого мы не может найти. Как будто изнутри светятся персонажи. Физического источника света нет.

Сын Рембрандта, Титус ван Рейн, умер в 1668 году. Ему было 26 лет. И кажется, всю свою боль и тоску о любимом сыне Рембрандт передает на картине. Это невероятно грустное, темное, но в то же время великолепное произведение Рембрандта. Одно из лучших.

Говорить и рассказывать о Рембрандте можно долго. Картины его нужно смотреть и изучать, проникать в суть. Вглядываться в глаза портретируемых, рассматривать детали одежды, находить скрытые смыслы для себя. И постоянно восхищаться талантом.

Не хватит одной статьи, о нем надо много писать и его надо много смотреть. И помнить, что в XVII веке жил такой голландский художник, который изменил развитие живописи, показал миру, как можно писать по-другому, не следуя за модными тенденциями. Как сохранять свою индивидуальность и развивать талант тогда, когда он больше никому не нужен.

 

Р.S.

Чуть иначе.

Голландия XVII век - это эпоха её расцвета. Она жила в несколько ином ключе, чем Европа. Она победила Испанию в войне за свою независимость. Это была протестантская буржуазная республика, в отличии от католической Европы. Здесь не принято было писать на тему религиозных сюжетов. В живописи изображали самих голландцев, их дома, их быт, их уют. Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома. Этих художников принято называть «малыми голландцами». Так их называют условно, особенно в России, возможно, по отношению к великому голландцу, а именно, к Рембрандту. Он был совершенно другой человек, не такой, как они. Он вел другой образ жизни и писал совершенно другие картины. Рембрандт был мастер не света и тени, он был мастером проступания из тени. Его образы выступают, как из тьмы былого. И сравнивая его картины, с картинами соотечественников, возникает недоумение - неужели эти люди могли жить в одно время и в одной стране? У него был другой образ мыслей. Его интересовала внутренняя природа человека и евангельские сюжеты, которые составляют две трети его творчества. В этом он близок художникам Возрождения. Для Рембрандта важна была тайна не только человеческого бытия, но и исторические тайны. По этому он потерял связь окружающим миром, заказчиками, художниками, даже с родными и близкими. При этом он не потерял себя, он жил в своём уникальном мире. Картина «Блудный сын», пожалуй, самая известная картина, по крайней мере в России. Современники Рембрандта в Голландии его не знали, а нынешние современники его забыли. Он для них, не существовал и не существует, они любили и любят «малых голландцев». Благодаря Петру I, Россия обладает самыми замечательными картинами этого великого художника, начиная с «Данаи» и включая «Возвращение блудного сына». Именно последняя, не просто картина, она больше, чем живопись. Она о том, что такое грех и милосердие. Почему она так полюбилась в России? А что могло быть в России, и тогда, и сегодня, важнее этого? Мы должны знать свой грех и мы должны уповать на милосердие Божие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: