Классификация подвижных игр




Тема 2.2. Характеристика подвижных игр

ПЛАН

1. Значение подвижных игр во всестороннем развитии личности дошкольника.

2. Классификация подвижных игр.

3. Требования к подбору подвижных игр.

Вопросы:

1. Раскройте значение подвижных игр во всестороннем развитии личности дошкольника.

2. Какова классификация подвижных игр для дошкольников?

3. Какие требования предъявляются при подборе подвижных игр?

4. Раскройте методику проведения считалок.

5. Раскройте методику проведения жеребьевки.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Подобрать и выучить пять считалок.

2. Изготовить одно пособие для жеребьевки.

Литература:

1. Барсукова Л. С. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие по специальности «Дошкольное образование».Москва, 2014. – 94с.

2. Степаненкова Э. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М:Мозаика синтез,2009 – 54с.

Характеристика подвижных игр

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

 

Значение подвижных игр во всестороннем развитии личности дошкольника

 

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.

Классификация подвижных игр

Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:

· по возрасту;

· по содержанию (от самых простых, элементарных, до сложных полуспортивных игр);

· по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, катанием, бросанием и ловлей, метанием);

· по физическим качествам (на развитие ловкости, быстроты, выносливости, гибкости);

· по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, бадминтону, футболу, хоккею);

· по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником…);

· по организационной форме (для занятий физкультурой, для активного отдыха, для физкультурно-оздоровительной работы);

· по подвижности (малой, средней и большой подвижности – интенсивности) – классификация М.М.Конторовой, Л.Н.Михайловой;

· по сезону (летние, зимние);

· по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки, помещений, местности);

· по способу организации играющих: командные и некомандные, игры-эстафеты.

 

Специалисты в области дошкольной педагогики отдают предпочтение классификации, предложенной П.Ф.Лесгафтом, Е.А.Покровским и В.В.Гориневской. Подвижные игры делятся на:

· сюжетные («Кот и мыши», «У медведя во бору»…);

· бессюжетные (Ловишки, Салки…);

· игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит до флажка», «Чье звено скорее построится»);

· бессюжетные с использованием предметов («кегли», «Серео», «кольцебросы», «Бабки»…);

· игры-забавы, аттракционы («Бег в мешках», «Ложка с шариком»…);

· игры с элементами спорта (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол…).

 

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: