Рассмотрим основные научные направления зарубежной социальной психологии. Психоанализ - одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале 20 в., основателем которого был З.Фрейд. Он пришел к выводу, что, изучая с позиций психоанализа общественную жизнь и политическую деятельность, необходимо воспринимать личность как целостный организм, многие действия, поступки, поведение которого обусловлены социальными причинами, зная которые можно составить ее социально-психологический портрет. Впоследствии полученные им
наработки были применены для анализа социально-психологической атмосферы многих политических эпох, а также для осмысления роли и значения различных факторов в формировании социально-психологических характеристик личности многих выдающихся политических лидеров. Психоанализ - это совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
Бихевиоризм - направление в западной психологии, ориентировавшее исследователей на изучение собственно, общественного сознания людей, различных форм их поведения, понимаемых как совокупность реакций организма человека на стимулы внешней среды.
Гештальтпсихология и когнитивизм объясняли социальное поведение с помощью описания процесса познания человека. В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие его действия и поступки.
Интеракционизм - новейшее направление западной социальной психологии, которое сводит социально-психологические явления к межличностному взаимодействию. Становление личности объясняется ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом. Состояние общества, взаимоотношения и личность, по мнению его идеологов, являются ничем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособления друг к другу.
|
Социализация личности
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Стадии социализации
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового
возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт - адаптируется,
приспосабливается и подражает).
|
2. Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). В этот период
появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к
общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации,
самоопределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний
мир подростка характеризуется неустойчивостью. В целом, юношеский возраст
характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой вырабатываются
устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции проявляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в
общество. Интеграция проходит благополучно но, если свойства человека принимаются
группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы
сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
- изменение себя, чтобы "стать как все";
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую
деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою
деятельность на среду.
5. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится
существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым
поколениям.
Таким образом, на протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы, демократизации в нашем обществе создают благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.
Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.