Понятие техники. Взаимосвязь техники и технологии




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫНАУКИ И ТЕХНИКИ В СФЕРЕ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА»

Для 56-М гр. (в период с 22.10.20 по 29.10.20)

 

1. Ознакомиться с материалом лекции (тема: «Природа техники, её функции и место в общественной жизни. Исторические этапы развития техники») и ответить на вопросы.

2. Выполнить домашнее задание к практическому занятию по теме: «Философская и общенаучная методология научного исследования. Диалектика, системный подход, синергетика» - ответить на вопросы по тексту.

 

 

Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой на адрес: koptelova2008@bk.ru

 

 

ЛЕКЦИЯ № 4. ПРИРОДА ТЕХНИКИ, ЕЁ ФУНКЦИИ И МЕСТО В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ

План лекции:

Природа техники.

Функции техники и её место в жизни общества.

Исторические этапы развития техники.

 

Природа техники

Понятие техники. Взаимосвязь техники и технологии

Содержание понятия техники исторически трансформировалось, отражая развитие способов производства и средств труда. Первоначальное значение слова «техника» - искусство, мастерство, т. е. обозначение самой деятельности человека, определённого её качественного уровня. Позднее понятие «техника» отражает определенный способ изготовления или обработки. В ремесленном производстве с течением веков индивидуальное мастерство сменяется совокупностью приёмов и методов, передаваемых от поколения к поколению. И, наконец, понятие «техника» переносится на изготовляемые материальные объекты. Это происходит в период развития машинного производства (с 18 века), и техникой называются различные приспособления, обслуживающие производство, а также некоторые продукты такого производства.

Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: «Технология - это совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. … научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы … сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса … описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. …»

Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: «Технологи- это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции … наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства».

Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение её от практической, признание термина как самостоятельного понятия – явление вполне обоснованные. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом.

В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них – объединение объективного и субъективного в приведённых понятиях, вторая – диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:

- при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;

- для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть её противоположности и установить связь между ними;

- субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя и разноплановая система;

- содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом остается технология.

Социально – деятельностная природа техники.

Исследования Христиана Гюйгенса (нидерландского математика, астронома, физика 17 века) – это не только новый этап формирования инженерной деятельности, но и этап формирования технических наук. Оба эти этапа взаимосвязаны. Для инженерной деятельности были необходимы специальные знания. Сначала это были знания двоякого рода – естественнонаучные (отобранные или специально построенные) и собственно технологические (описание конструкций, технологических операций и т. д.). При этом именно естественнонаучные знания позволяли задать естественный процесс, который реализовался в инженерном устройстве, а также определить в расчете точные характеристики конструкции, обеспечивающей данный процесс.

Пока речь шла об отдельных изобретениях, проблем не возникало. Однако начиная с 18 столетия складывается промышленное производство и потребность в тиражировании и модификации изобретенных инженерных устройств (парового котла и прядильных машин, станков, двигателей для пароходов и паровозов и т. д.). Резко возрастает объем расчетов и конструирования в силу того, что все чаще инженер имеет дело не только с разработкой принципиально нового инженерного объекта (т. е. изобретением), но и с созданием сходного (модифицированного) изделия (например, машина того же класса, но с другими характеристиками – иная мощность, скорость, габариты, вес, конструкция и т. д.). Другими словами, инженер теперь занят и созданием новых инженерных объектов, и разработкой целого класса инженерных объектов, сходных (однородных) с изобретенными. В познавательном отношении это означало появление не только новых проблем в связи с увеличившейся потребностью в расчётах и конструировании, но и новых возможностей. Разработка поля однородных инженерных объектов позволяла сводить одни случаи к другим, одни группы знаний к другим. Если первые образцы изобретенного объекта описывались с помощью знаний определенной естественной науки, то все последующие, модифицированные, сводились к первым образцам. В результате начинают выделяться (рефлексироваться) определенные группы естественнонаучных знаний и схем инженерных объектов, – те, которые объединяются самой процедурой сведения. Фактически это были первые знания и объекты технических наук, но существующие пока ещё не в собственной форме: знания в виде сгруппированных естественнонаучных знаний, участвующих в сведениях, а объекты в виде схем инженерного объекта, к которым такие группы естественнонаучных знаний относились. На этот процесс накладывались два других: онтологизация и математизация.

Онтологизация представляет собой поэтапный процесс схематизации инженерных устройств, в ходе которого эти объекты разбивались на отдельные части и каждая замещалась «идеализированным представлением» (схемой, моделью). Например, в процессе изобретения, расчетов и конструирования машин (подъёмных, паровых, прядильных, мельниц, часов, станков и т. д.) к концу 18, началу 19 столетия их разбивали, с одной стороны, на крупные части (например, выделяют в машине двигатель, передаточный механизм, орудие), а с другой – на более мелкие (так называемые «простые машины» – наклонная плоскость, блок, винт, рычаг и т. д.). Подобные идеализированные представления вводились для того, чтобы к инженерному объекту можно было применить, с одной стороны, математические знания, с другой – естественнонаучные знания. По отношению к инженерному объекту такие представления являлись схематическими описаниями его строения (или строения его элементов), по отношению к естественной науке и математике они задавали определенные типы идеальных объектов (геометрические фигуры, векторы, алгебраические уравнения и т. д.; движение тела по наклонной плоскости, сложение сил и плоскостей, вращение тела и т. д.).

Замещение инженерного объекта математическими моделями было необходимо и само по себе как необходимое условие изобретения, конструирования и расчета и как стадия построения нужных для этих процедур идеальных объектов естественной науки.

Накладываясь друг на друга, описанные здесь три основных процесса (сведения, онтологизации и математизации) и приводят к формированию первых идеальных объектов и теоретических знаний технической науки. Что при этом происходит, можно понять на примере введённого Робертом Виллисом (английский учёный 19 века, написал книгу «Основы механизмов») различения «чистого» и «конструктивного» механизмов. Чистый механизм описывает естественные процессы преобразования движений; этим процессам ставятся в соответствие элементы конструктивного механизма (ведущие и ведомые звенья, соприкосновение качением, скольжением, чистая передача и т. д.). Виллис вводил также классификацию простых механизмов, исходя из принципа отношения скоростей и отношения направлений. Кинематическая задача сложных механизмов осуществляется посредством комбинации простых механизмов.

Механизмы Виллиса и полученные о них знания – это ни что иное, как группа естественнонаучных знаний и онтологических представлений, удовлетворяющая процессам сведения, онтологизации и математизации. Но в теории Виллиса они обретают самостоятельную форму знакового и понятийного существования, что предполагает введение самостоятельных идеальных объектов (в данном случае понятий механизма, его онтологических представлений, классификаций простых механизмов), задание процедур преобразования, отнесение к этим объектам определенных знаний (их можно уже назвать знаниями технической науки) и, наконец, выделение области изучения таких объектов в самостоятельную (прикладная или техническая наука в отличие от фундаментальной). По тому же принципу, как показывает анализ, формируются и другие объекты и знания классических технических наук. Это был первый этап формирования технической науки.

Дальнейшее развитие технической науки происходило под влиянием нескольких факторов. Один фактор – сведение всех новых случаев (т. е. однородных объектов инженерной деятельности) к уже изученным в технической науке. Подобное сведение предполагает преобразование изучаемых в технической науке объектов, получение о них новых знаний (отношений). Почти с первых шагов формирования технической науки на нее был распространен идеал организации фундаментальной науки. В соответствии с этим идеалом знания отношений трактовались как законы или теоремы, а процедуры их получения – как доказательства. В результате в идеальном объекте технической теории соединяются (через механизм рефлексии и осознания) характеристики нескольких типов: а) характеристики, перенесенные на объект в ходе модельного замещения инженерного объекта (например, знание о том, что колебательный контур состоит из источников тока, проводников, сопротивлений, емкостей и индуктивностей и все эти элементы соединены между собой определенным образом); б) характеристики, прямо или опосредованно перенесённые из фундаментальной науки (знания о токах, напряжениях, электрических и магнитных полях, а также законах, их связывающих); в) характеристики, взятые из математического языка (например, в теории электротехники говорят о самой общей трактовке уравнений Кирхгофа, данной в языке теории графов). Так возникает идеальный (потому что мыслимый, объект в области мышления) объект технической науки, в своём строении воссоздавший в сжатом виде все перечисленные типы характеристик.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: