Количество рабочих программ на группу




Как разработать рабочую программу группы для детей раннего возраста на 2019/20 учебный год. Методические рекомендации.

Оксана Скоролупова
вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)

Чтобы рабочие программы ваших воспитателей не были формальным документом, а помогали выполнять задачи ФГОС, проверьте их содержание до начала учебного года. В статье – методические рекомендации, как разработать рабочую программу дошкольного образования группы для детей раннего возраста на новый учебный год. Также есть примеры разделов рабочей программы с готовыми формулировками.

Нормативных правовых актов, которые определяют структуру рабочей программы на уровне дошкольного образования, нет. Поэтому разработка этого документа вызывает много вопросов у педагогов и старших воспитателей. Особенно это актуально для детских садов, в которых есть группы для детей раннего возраста. Узнайте, должна ли быть у каждого воспитателя своя рабочая программа или общая на группу, какие разделы должны быть в программе и кто участвует в ее разработке.

Нормативные основания для разработки рабочей программы

Понятие «рабочая программа» связано с понятием «образовательная программа», которая определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий… который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (п. 9 ст. 2 Закона № 273-ФЗ) 1. При этом закон не разъясняет понятие «рабочая программа».

В соответствии с тем же Законом № 273-ФЗ организации, которые осуществляют образовательную деятельность на уровне дошкольного общего образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают основные образовательные программы дошкольного образования, а значит, все локальные нормативные документы в ее составе. Подтверждение этому есть и в профстандарте педагога, который относит к общепедагогическим функциям всех педагогов в части обучения разработку программ учебных дисциплин в рамках общеобразовательной программы (пункт 3.1.1 Профстандарта) 2. Таким образом, дошкольная организация самостоятельно утверждает структуру рабочей программы и ее содержание во всех возрастных группах, в том числе группе для детей раннего возраста.

Количество рабочих программ на группу

Рабочая программа – документ, который определяет содержание образования и конкретизирует положения основной образовательной программы в конкретной возрастной группе детского сада. То есть это документ, который должен помогать педагогам реализовывать положения ФГОС.

Образовательный процесс в каждой возрастной группе един и не зависит от личности, желаний и предпочтений педагогов, которые его реализуют. Поэтому разрабатывать каждому воспитателю свою рабочую программу нет смысла. Иначе это будет формальный документ, когда главное – его наличие в ответ на требование администрации детского сада и контролирующих организаций.

Оптимальный вариант – одна рабочая программа для каждой возрастной группы, а не для каждого воспитателя и специалиста детского сада. В этом случае ее разрабатывают не только воспитатели, но и другие педагоги, которые работают с конкретной возрастной группой.

Так вы создадите команду педагогов, которые будут придерживаться единой позиции в работе с детьми, знать и понимать возрастные особенности развития, а также индивидуальные особенности этих детей. «Команда вокруг группы», а далее – «команда вокруг ребенка» – это технологии создания психолого-педагогических условий для успешной реализации дошкольного образования для каждого ребенка 3 и реализации принципа индивидуализации 4.

 

Нецелесообразно также разрабатывать рабочие программы образовательных областей. Такой подход не позволит вашим педагогам обеспечить их интеграцию. При этом ФГОС дошкольного образования предполагает, что основная образовательная программа любого детского сада обеспечивает комплексность подхода, развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (п. 2.9 ФГОС). Это требование будет транслироваться из основной образовательной программы в рабочую.

Структура рабочей программы. Задача педагогов – выстроить структуру рабочей программы так, чтобы она учитывала все направления работы с детьми. При этом не обязательно в рабочей программе воспроизводить структуру основной образовательной программы дошкольного образования и дублировать ее содержание.

Памятка для воспитателей.

«Структура рабочей программы»

Содержание рабочей программы группы для детей раннего возраста педагоги могут представить в 12 разделах. Каждый из разделов должен быть конкретным, содержать четкие формулировки. В разделе 1 педагоги указывают название программы, ее цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО, в разделе 2 – возрастные особенности детей данной возрастной группы.

Чтобы сформулировать особенности развития детей раннего возраста, педагоги могут использовать комплексную образовательную программу, по которой работает детский сад, а также пособия по дошкольной педагогике и психологии, по возрастной физиологии. К работе над данным разделом необходимо привлечь педагога-психолога детского сада.

При описании возрастных особенностей следует придерживаться плана: главная особенность возраста, развитие психических процессов (восприятие, память и внимание, мышление), особенности эмоционального развития, речь, развитие культурно-гигиенических навыков, физическое развитие, кругозор, деятельность. Такой план поможет педагогам отразить все особенности и специфику развития детей раннего возраста.

Чтобы оформить раздел 3, педагоги описываютиндивидуальные особенности детей своей группы. При этом важен взгляд на детей с двух сторон – семьи и детского сада. Для этого педагоги суммируют свои наблюдения за детьми, если они посещают детский сад не первый год. Также с помощью специальных анкет и опросников изучают мнение родителей о своем ребенке. Это особенно актуально для детей раннего возраста, многие из которых начинают посещать детский сад в 2 года. Родители рассказывают о привычках своего ребенка, любимых занятиях, игрушках, личностных особенностях, особенностях питания и сна, а также о таких особенностях развития, которые вызывают у них опасения.

Раздел 4 – основные содержательные направления работы с детьми. В этом разделе рабочая программа пересекается с основной образовательной программой дошкольной организации. Поэтому общую систему работы по реализации образовательных областей и задачи работы для конкретной возрастной группы педагоги формулируют на основе материалов образовательной программы, но кратко, с использованием схем и таблиц.

Один из важных разделов рабочей программы – раздел 5 – планируемые результаты образовательной работы (по образовательным областям). Их педагоги формулируют на основе целевых ориентиров, которые соответствуют этапу завершения периода раннего детства по ФГОС 5.

При этом целевые ориентиры не могут служить основанием для оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей 6. Они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей 7. Поэтому они должны быть конкретными и корректными относительно данного возраста детей. На основании планируемых результатов педагоги разрабатывают карты для педагогической диагностики.

Разделы 6–8 включают описание модели работы с детьми на день, неделю и год соответственно. Данные модели работы утверждает заведующий в начале учебного года.

Раздел 9 – комплексно-тематическое планирование. В рабочую программу педагоги включают план воспитательно-образовательной работы в виде небольшой таблицы. Если они используют конкретные пособия, то могут указать ссылки на эти пособия. Это сильно облегчит работу по написанию планов.

Разделы 10–12 представлены индивидуальными маршрутами развития детей, планом взаимодействия с семьями воспитанников на учебный год и перечнем пособий, которыми пользуются педагоги в работе с детьми. В каждом из разделом могут быть небольшие комментарии к прилагаемым документам на текущий учебный год.

Данная структура универсальная и подходит для рабочей программы любой возрастной группы. Однако содержание ее разделов будет отражать положения основной образовательной программы для работы с детьми определенного возраста.

Неизбыточность информации в рабочей программе позволит педагогам легко ориентироваться в документе, при необходимости быстро найти нужный раздел. Кроме того, элементы планирования в рабочей программе освободят педагогов от дублирования документов – и не придется оформлять еще и план воспитательно-образовательной работы.

Чтобы рабочая программа была актуальной на тот период времени, на который педагоги ее разрабатывают, они должны учитывать в ней годовые задачи работы дошкольной организации. Так как одна из приоритетных государственных задач – обеспечить доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, то в рабочей программе педагоги должны отразить все вопросы, которые касаются содержания образования, поиска наиболее эффективных технологий работы с малышами, построения системы взаимодействия с семьями воспитанников. Все эти особенности отражены в примере – как оформить отдельные разделы рабочей программы группы для детей раннего возраста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: