II. Беседа о биографии писателя.
.В деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской области 29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребенка в бедной крестьянской семье.В этом году емуисполнилось бы 94года.
Истоки доброты Фёдора Абрамова. С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год приезжал в родную Верколу.Поэтому главная тема в творчестве писателя была тема деревни.Таких писателей называют «деревенщиками»,«солью земли». Личным жизненным примером и своим творчеством они приносят добро, свет в души людей. Фёдор Александрович был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда старался помогать своим землякам.
Он любил животных, особенно лошадей.
I. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке литературы мы обратимся к рассказу «О чём плачут лошади», которыйбыл написан в 1973 году.
(Запись темы урока в тетрадьФ.Абрамов «О чем плачут лошади») Обратите внимание, что в названии рассказа не звучит вопросительной интонации. Почему? О чем рассказ? (о лошадях)
- Послушаем историю приручения лошади человеком. Сообщение Федорова А.
- Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…)
IV. Беседа по произведению.
1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).
Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану
План
1. Рассказ автора о своей дружбе с лошадьми, особенно с Рыжухой.
2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной жизни.
3. Лирическое отступление о прежней жизни лошадей.
4. Нынешнему поколению лошадей эта правда недоступна.
5. Дружба человека и лошади дала трещину.
3) Работа с текстом и беседа. Зачитать начало рассказа.
Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа (зачитать его)? Как ощущает себя рассказчик в миреприроды? (Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни.Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.)
- Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей? Прокомментируйте их.
(«Бархатные губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».
- Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит?
(Красота лошадей в описании, и вдруг: они «томились, умирали от жажды». Это отношение людей к лошадям. «Особо-лошадиная красота луга» - резкий контраст с состоянием лошадей. Автор подчеркивает отношение людей к животным.
На доске разместить блок-схему:
— Почему автор учебника дает сноску: «Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочейсилой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться»?
На что обращает наше внимание эта сноска?
— Что в самом тексте рассказа указывает на то, что действие происходит в период коллективизации?
(Все лошади пасутся вместе, на них — один пастух, который к ним редко приходит и по домамне разводит; лошадей по очереди отправляют на работы, и не хозяева их забирают, следовательно, лошади общие, коллективные, а не хозяйские, частные.В то же время «редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо безучастно»)
Почему герой-рассказчик так подружился с лошадьми? Откуда у него такая тяга к ним?
- Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным.Образы доходяг и кляч).
- Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным? (…нелегко жилось беднягам)
2) Почему автор в этом рассказе о прошлом лошади использует так много восклицательных предложений?
Ученику дается матрица, где в первом квадрате написано: «Лошадей называли кормилицами», на втором - «Вскармливали самый лакомый кусок», на третьем – «Вся семья выбегала встречать», на четвертом – «Выхаживали, скребли, чистили», на пятом – «Лошадью «дышали и жили » после этих квадратов ставится знак равенства и в 2–х пустых квадратах ставятся вопросительные знаки. Учащиеся должны сами подобрать ответы на них из учебника.
- Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо.
А что лошадей привело к такому состоянию?
· отношение к ним;
· ненужность.
- О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин.Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).
VII. Анализ эпизода
· Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).
· Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать?
Анализ эпизода.
" А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:
- Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.
И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:
- Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться...- И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.
- В чём рассказчик обманул Рыжуху?
(не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности).
- оцените поведение героя в последнем диалоге его с лошадьми. Как характеризует его речь?
( Герой не мог искренне ответить на немой вопрос лошади, нужны ли они в современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искаженные, просторечные слова и выражения: «покель», «в энтом», «без банки не разобраться». Лексика подчеркивает противоречие между естественным, искренним миром природы и неестественным, лживым, бездумным миром современных людей ).
- Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из этой лошадиной породы»?
(герой рассказа ощущает страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость. Но в современной жизни не нужны не только лошади, и люди искренние, любящие, близкие к природе – об этом тревожится писатель).
. - Какова идея рассказа? (Люди перестают быть людьми, нравственно умирают, когда перестают чувствовать боль преданного им живого существа.Каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее мира)
· как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут …»? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий.
В каком произведении мы встречались с похожей главной мыслью рассказа? (Л. Андреев.«Кусака».)
Вспомните стихотворение В.Маяковского«Хорошее отношение к лошадям»
Чтение отрывка:
Подошел
И вижу
Глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
Течет по-своему…
Подошел и вижу-
За каплищейкаплища
По морде катится,
Прячется в шерсти…
И какая-то общая
Звериная тоска
Плеща вылилась из меня
И расплылась в шелесте.
·
· Почему плачет лошадь в стихотворении Маяковского?
· Как успокаивает ее герой? Как вы понимаете его слова: «…все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»?
· К чему призывает поэт своим стихотворением?
· Что общего в стихотворении В.Маяковского и рассказе Ф.Абрамова? А в чем различие?
- Давайте ещё раз сравним жизнь лошадей в разные времена.
К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится и к другим людям).
- Нужны ли сейчас лошади (не пашем, не ездим, играем на компьютерах)? Какую пользу они приносят человеку?
VIII. Творческие работы учащихся: Презентации «Конный спорт», «Лошади и инвалиды»
Вывод: Да, животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И мне очень хочется, чтобы мы там видели не звериный оскал или холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.
Вера в разум человека должна победить в неравной борьбе человека с природой, пыл которой пока угасает слабо. И поэтому: воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной собаке. Боль «меньшего брата» прими как свою. Все в природе подчинено извечному закону добра. Уважай его! Тогда и он уважит тебя.