Тема «Вариационная форма»




Предмет «Слушание музыки»

Класс отделения «Хоровое пение»)

«Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» (28.04)

Тема: «Приёмы создания комические образов»

Уважаемые родители, обращаюсь к Вам с просьбой помочь детям ознакомиться с материалом и выполнить задания. Работу ребёнка сфотографировать и отправить мне на

Whatsapp 89129778103 или эл.почту sevostyanova0170@gmail.com, сот.тел. 89195763068

Ребята, ознакомьтесь с материалом.

Юмор в классической музыке

Музыка – универсальное искусство, она способна отобразить все существующее в мире явления, в том числе и трудно поддающийся определению феномен юмора. Юмор в музыке может быть связан с комическим текстом – в опере, оперетте, романсе, но им может быть наполнено и любое инструментальное сочинение. Существует множество приёмов музыкальной выразительности для создания юмористического эффекта:

* нарочито введённые в музыкальную ткань фальшивые ноты;

* неоправданное паузирование;

* неуместное усиление или затухание звучности;

* включение в музыкальную ткань резко контрастирующего несовместимого с основным материала;

* подражание легко узнаваемым звукам; шумовые эффекты и многое другое.

Кроме того, музыкальные произведения, имеющие весёлый и жизнерадостный, озорной или игривый характер, вполне можно вписать в категорию юмористических, если учесть, что понятие «юмор» в широком смысле – это всё, что вызывает весёлое расположение духа. Такова, например, «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта https://music-education.ru/yumor-v-klassicheskoj-muzyke/

Юмор в музыке многолик. Безобидная шутка, ирония, гротеск, сарказм оказываются подвластны перу композитора. Богато жанровое разнообразие имеющих отношение к юмору музыкальных произведений: комическая опера (опера-буффа), комический балет, «Юмореска», «Бурлеска», «Шутка», «Скерцо» и др. Почти в каждой классической симфонии, сонате, написанных со времён Л. Бетховена, имеется “скерцо” (обычно – третья часть). Чаще всего оно полно энергии и движения, доброго юмора и способно привести слушателя в хорошее расположение духа. Известны примеры скерцо и в качестве самостоятельной пьесы. Юмор в музыке представлен очень ярко в скерцино М. П. Мусоргского. Пьеса называется «Балет невылупившихся птенцов». В музыке слышна имитация птичьего щебета, трепета маленьких крылышек, изображаются неуклюжие подпрыгивания. Дополнительный комический эффект создает плавная, ясно оформленная мелодия танца (средняя часть – трио), которая звучит на фоне переливающихся в верхнем регистре трелей. Вам известно это произведение, давайте ещё раз представим себе эту картинку. М.П. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов из цикла «Картинки с выставки» https://music-education.ru/yumor-v-klassicheskoj-muzyke/

 

 

Юмор в классической музыке русских композиторов встречается довольно часто. Достаточно упомянуть жанр комической оперы, известной в русской музыке с XVIII века. Для комедийных героев в оперной классике существуют характерные приемы музыкальной выразительности:

* речитатив secco («сухой»);

* комическая скороговорка;

? нарочитая простота мелодического рисунка;

* многократные повторения мелодических и гармонических оборотов.

Все эти черты содержит великолепное Рондо Фарлафа, написанное для буффонного баса (очень низкого).

М.И. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» https://music-education.ru/yumor-v-klassicheskoj-muzyke/

Юмор в классической музыке не оскудевает, и сегодня он звучит особенно свежо, обрамлённый в новые, найденные современными композиторами музыкально-выразительные средства. Р.К. Щедрин написал пьесу «Юмореска», построенную на диалоге осторожных, крадущихся интонаций, «замышляющих» какое-то озорство, со строгими и жесткими. В конце концов, настойчивое кривляние и насмешки исчезают под звуками резкого, «вышедшего из терпения» заключительного аккорда.

Р.К. Щедрин Юмореска https://music-education.ru/yumor-v-klassicheskoj-muzyke/

Задание:

Ребята, Вам нужно выбрать любую пьесу из прослушанных, кроме Мусоргского и написать с помощью каких средств выразительности создаётся комический образ. Итак, на каждое средство выразительности Вы вписываете то, что звучало в музыке.

Мелодия, ритм, динамика, темп, регистр, фактура, лад, тембр.

Жду Ваши работы.

Класс отделения «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» (29.04)

Тема «Вариационная форма»

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окажемся в … сказке, но не в простой сказке, а в музыкальной. Мы с вами превратимся в героев сказки, сами ее расскажем, но не простым языком, а с помощью музыки.

Ребята, вам интересно? Хотите отправиться в сказку?

Чтобы совершить это сказочное превращение, нам надо с вами подготовиться – узнать, что такое вариации. Слушайте!

Представьте себе, вы посмотрели интересный мультфильм и решили рассказать о нем другу. Друг рассказал сестре, а сестра об этом интересном мультфильме рассказала родителям. Ведь рассказывать одно и тоже совершенно одинаковыми слова невозможно. Поэтому каждый подбирал слова, которые ему больше нравились, о чем-то забывал рассказывать, а может быть, даже придумывал что-то новенькое. И ничего в этом удивительного нет, ведь люди не роботы, они не могут рассказывать историю слово в слово, без изменений.

Вот и получается, что история мультфильма одна и та же, то есть тема истории одна и та же, но рассказывали ее друг и сестра по – разному. Вот и получился рассказ мультфильма с вариациями. Вариация означает изменение.

Давайте и мы с вами, ребята, придумаем вариации. Но для начала надо выбрать тему. Предлагаю взять стихотворение про двух котов, слушайте!

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.

Вопрос: что же здесь можно изменить?

Возможные варианты:

  1. Окрас шерсти котов.
  2. Количество котов.
  3. Действие котов.
  4. Другое животное.

И что же у нас может получиться?

Первый вариант – изменить окрас шерсти котов.

Предлагают свои комбинации, например, белый кот станет – серым, а черный кот – рыжим. Полученный результат:

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кот полез в подвал и мышонка там поймал.

Второй вариант – изменить количество животных. У нас будет не два кота, а три. И вот, что может получиться:

Та – та, три кота, три ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий котенька у печки сладко спит и видит сны.
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.

Третий вариант – изменение действий котов. Например:

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый котенька гуляет на полянке во дворе.
Черный кот в окошко смотрит и мурлыкает в ответ.

Четвертый вариант – можно заменить кота другим животным. К слову кот надо подобрать рифму. Например: ерш, морж, крот, еж, уж, кит. Ребята, какого животного мы с вами выберем?

Ответы детей.

И какие же небылицы могут получиться:

Та – та, два крота, два ободранных хвоста.
Серый крот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий крот полез в подвал и мышонка там поймал.

Или, например:

Та – та, два кита, два ободранных хвоста.
Серый кит в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кит полез в подвал и мышонка там поймал.

Здорово получилось! Ребята, вам понравилось придумывать вариации?

Ответ детей: да.

Это у нас с вами были литературные вариации. Но ведь и в музыке тоже есть вариации. Здесь вариации это изменение музыки. Композитор берет какую-нибудь музыкальную тему и начинает ее изменять, то есть варьировать.

Послушайте произведение известного норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля» из сказочной сюиты «Пер Гюнт». Это тема с вариациями. Постарайтесь обратить внимание на то, как композитор изменил тему. https://ok.ru/video/541394275 )

Ребята, что же происходит в пьесе? Как же композитор придумал вариации?

Правильно, тема, не изменяясь, повторяется несколько раз, меняется лишь ее сопровождение. Сначала тема сказочного марша звучит в низком регистре, затем она постепенно поднимается выше. Добавляются новые инструменты, вступает весь оркестр. Темп ускоряется, звук усиливается.

Предлагаю Вам послушать ещё вариации, обратите внимание как на видео будет меняться форма квадрата. https://www.youtube.com/watch?v=nQ0Tr0lEXbU

Каждый из Вас может сыграть вариации https://www.youtube.com/watch?v=IXQ0GdwCLgw

На следующей неделе наша сказка продолжится.

 

Задание: Я предлагаю Вам написать мини-сочинение(5 предложений) на тему: «Моё впечатление от прослушивания произведение Эдварда Грига «В пещере горного короля»»

 

 

Уважаемые родители, обращаюсь к Вам с просьбой помочь детям ознакомиться с материалом и выполнить задания. Работу ребёнка сфотографировать и отправить мне на Whatsapp 89129778103 или эл.почту sevostyanova0170@gmail.com, сот.тел. 89195763068

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: