Геннограма.
Анализ консультации.
Направление: когнитивно-поведенческое.
В когнитивно-поведенческой психотерапии клиент вместе с терапевтом являются чем-то вроде исследователей мышления клиента. Задавая разнообразные, порой каверзные или смешные вопросы, предлагая провести эксперименты, терапевт поощряет клиента обнаруживать у себя предубеждения, иррациональную логику, веру в неправду, максирующуюся под истину, и попробовать их оспорить, то есть поставить под сомнение.
Некоторые такие «оценки» или «убеждения» не помогают человеку приспосабливаться к этому миру и к другим людям, а наоборот, как будто бы подталкивают его к изоляции от других людей, себя, мира.
Эти убеждения не помогают жить, хотя кажутся человеку истинными. Именно они способствуют ухудшению депрессии, появлению тревоги, фобии и т.п.
В процессе когнитивно-поведенческой психотерапии клиент сможет увидеть свои убеждения со стороны и решить, придерживаться ли ему их далее, или можно попробовать что-нибудь изменить — и в этом ему помогает когнитивно-поведенческий психотерапевт.(Можно применять такие техники как ABC, 33, визуализация и т.д.
1. Сбор информации.
Информация со слов клиента. | Интерпретации, анализ невербальных проявлений, речи. |
Л.,33 года. Замершая беременность, панические атаки, страхи, тревоги, навязчивые мысли, неудовлетворенность профессией, сложности с мужем, боязнь смерти, головные боли, шум в ушах. | Сидит зажато, корпус наклонен вперед. |
2. Формулировка и уточнение проблемы. Ожидаемые изменения (поведения и т. д.).
Со слов клиента. | Взгляд специалиста. |
Избавление от тревоги. | Контактировать. Познакомиться с панической атакой. Научиться выражать свои чувства. Стать для себя опорой. |
|
Применяемые методики. | Результаты исследования. |
На первой консультации методики не применялись. | ----------------- |
3. Диагностические мероприятия.
4. Анализ проведенной работы.
Были проведены основные этапы когнитивно-поведенческого консультирования.
1.Знакомство.
2 Определение проблемного мешающего поведения, (с помощью эмпатичного слушания.)
3. Определение форм искажения в поведении и в реакции на ситуацию, (искажения: персонализация, дихотомическое мышление - мысли крайностями, избирательная абстракция, произвольные умозаключения, сверхобщительноть, преувеличивание).
4. Разработка новой модели поведения (через новые формы поведения, домашнее задание и т.д.)
5.Проверка нового выбранного поведения, работа над ошибками проработка опять пункта 3.(этот пункт пока не был выполнен полностью, возможно на 2 консультации)
Также консультантом были применены такие техники как:
1. Идентификация автоматических мыслей. Применяется заполнение пустоты - этот метод помогает клиенту при расстройствах чрезмерного стыда, тревоги, гнева или печали в межличностных ситуации. Заполняет пустота (В) между «А и С»: А - возбуждающее событие, С - срезмерная, неадекватная реакция, В - пустота, в сознании пациента, которая служит мостом между А и С. Пустота заполняется через элементы системы убеждений пациента.
2. Коррекция автоматических мыслей включает в себя декатастрофизацию, реатрибуцию, переформулирование, децентрализацию. Декатастрофизация - говорится о снижении катастрофизации (склонности клиента преувеличивать все до катастрофы). Это техника - «а что, если» - преднозначена для исследования действительных, фактических событий и последствий, которяе в представлении клиента наносят ему психологический ущерб и вызывают чувство тревоги. Техника помогает подготовится к последствиям, сопряженных со страхом. Сама техника: клиент описывает один из своих супер страхов и психолог приравнивает вместе с клиентом его стах по 100 бальной шкале например с потерей близкого человека и т.д.
|
Реатрибуция - проверка правильности автоматических мыслей и убеждений, рассматриваются альтернативные причины событий. Реатрибуция особенно полезна в тех случаях, когда клиент воспринимает себя как причину происшедших событий при отсутствии доказательств. Техника реатрибуции предполагает проверку реальности и исследование всех факторов, которые повлияли на возникновение ситуации. Переформирование - техника предназначена для мобилизации человека, который считает, что проблема не контролируется им. Децентрализация — при различных психологических расстройствах (тревоге, депрессии, параноидных состояниях) - главное искажение мышления проистекают из склонности клиента персонифицировать события, которые не имеют к нему отношения. Идентификация и коррекция дисфункциональных убеждений - очень сложны в работе и выделении. Работа с ними проводится через - когнетивный эксперимент и исследование убеждений. Домашнее задание — дает возможность применить и закрепить когнетивные принципы между консультациями. В когнетивном консультировании как и любом другом ДЗ дается обязательно, проверяется его выполнение, через ДЗ оттачиваются новые формы поведения и отношения к ситуации.