«Уже пару десятков лет меня считают
теоретиком иллюзионного жанра»
Владимир Свечников
Источник:
https://magicofsvechnikov.blogspot.ru/2012_12_01_archive.html
Продолжим исследование.
Глава 2. Классификация магических эффектов
А нужна ли она?
Скажу еще раз.
«Имеется некоторая путаница в терминологии. Ясно, что необходимость в классификации возникает при наличии множества элементов классификации, в нашем случае, фокусов. То есть, объективно необходима классификация фокусов. В то же время число признаков классификации, читай внешних эффектов фокусов, по которым производится классификация фокусов, сравнительно невелико. Нет никакой необходимости их классифицировать. По непонятной причине простой перечень иллюзионных эффектов авторы называют классификацией иллюзионных эффектов. На самом же деле авторами предлагается классификация невообразимого множества фокусов по сравнительно небольшому перечню иллюзионных эффектов».
Источник: https://www.magicinvention.ru/teorie/12teorie.htm
То есть, говоря понятнее, не существует общественной потребности в классификации магических эффектов.
Косвенно это признал Павел Айдаров:
«Конечно, более правильно было бы подобные классификации называть не «Классификациями иллюзионных эффектов», а «Классификациями фокусов по внешним эффектам», однако подобная точность зачастую в языке бывает излишней и лишь усложняет восприятие».
Источник: https://focusnik.nsk.ru/theory/0813.html
Рис. 18. Трюк «Органные трубы»
Профессор крайне неуважительно относится к чужой интеллектуальной собственности. Все рисунки в его работе заимствованы из чужих книг, однако он об этом ни разу не упоминает, фамилию художника не называет, не говоря уже о других аспектах подобного контрафактного использования чужих иллюстраций.
Полагаю, что приведенная выше иллюстрация взята из книг А.А.Вадимова.
|
«Другим вариантом все того же маскирующего экрана является скользящая решетка. Коробка или кабинет для появления представляет собой некое подобие клетки. Передняя сторона выполнена в виде решетки из ряда планок. Через промежутки между планками можно видеть задник сцены. Планки всегда шире промежутков. Передняя сторона выполнена в виде двух решеток, одна из которых спрятана за другой. Задняя решетка скользит по направляющим за первой. В нормальном, спрятанном положении она находится за планками первой решетки. Промежутки в ней находятся точно в тех же местах, что и на первой решетке. На лицевой стороне этой секретной рамы натянут тот же самый материал, что и на заднике сцены. Идеальный материал для этой цели — черный бархат. Когда эту секретную раму сдвигают в сторону на ширину планки, черный бархат закрывает промежутки между планками первой рамки [152, 218]».
Владимир Серафимович, еще китайцы утверждали, что одна картинка лучше десяти тысяч слов. Хромает «наглядность» в монографии, это однозначно.
«Проиллюстрировать эту идею можно на примере трюка, которому уже сотни лет. Из маленькой коробочки, которую показывают пустой, начинают извлекать множество платков. Коробочка действительно пустая, но в ней имеется трап в дне — секретный путь-пассировка. Вся зарядка размещается в серванте в ножке стола. Когда коробочку ставят на стол, платки появляются из серванта через секретный путь-пассировку».
|
Опять голословное утверждение.
Патент США № 865 966 на это изобретение Гораций Голдин (Horace Goldin) получил в 1907 году.
05.09.2008 год. «Феномен» в России с участием Ури Геллера. Ментальный номер А.Чара под условным названием «Нож, Мюнхен, Путин». Через несколько секунд, открыв крышку «сейфа», А. Чар достанет через дно «сейфа» из ножки стола рулон с предсказанием.
«Глава 4. Анализ магического акта «Управление»
4.1. Оживление
Огромное впечатление на исследователей трюка телекинеза производит эксперимент, взятый на вооружение фокусниками несколько лет назад. В нем наблюдателям предлагают осмотреть на предмет отсутствия любых секретов какой-нибудь объект незначительного веса: сигарету, скомканный клочок бумаги, спичку. Затем исполнитель кладет этот объект на стол и накрывает стеклянным бокалом, якобы для устранения любых возможных связей. Затем он начинает делать магические пассы или фиксирует на объекте пристальный взгляд. Это зависит от творческой фантазии исполнителя. Объект приходит в движение: он либо поворачивается, либо начинает перемещаться (рис. 35).
Секрет этого трюка заключается в использовании «невидимой нити». Пока на отечественный рынок не попадал такой товар, российские маги ухитрялись расплетать на несколько десятков тончайших нитей и без того тонкую нить из капронового чулка. Такая нить заранее крепится к пуговице на рубашке или на жилете костюма исполнителя. Самое сложное в этом эксперименте — закрепить другой кончик нити на объекте. Но и эту трудность успешно преодолели «творцы чудес». Капля резинового клея, если ее какое-то время катать между пальцами, превращается в маленький и чрезвычайно липкий шарик. Этот шарик закрепляется на кончике нити. В подходящий момент его прилепляют к подушечке указательного пальца. Затем этой же рукой берут тщательно исследованный объект и прилепляют шарик к нему. Руки исполнителя теперь совершенно свободны. Объект может быть накрыт бокалом [58]».
|
Рис. 35. Невидимая нить передвигает спичку,
накрытую бокалом
Рассказывая о повороте объекта либо о его перемещении, профессор иллюстрирует сказанное рисунком, на котором у объекта поднимается одна из сторон!?
Ну и как это делается?
Что объяснил профессор Свечников?
Подобный принцип объяснения называется принципом «бла-бла-бла».
«Спириты приводили в движение маятник, подвешенный внутри бутылки [166]. Достигалось это остроумным и скрытым от зрителей способом. Под одной из ножек стола, на котором устанавливалась бутылка с маятником, располагалась резиновая груша, соединенная трубкой с ножным насосом под ногой исполнителя. При нажатии на мембрану насоса груша, раздуваясь, незаметно приподнимала этот край стола, и маятник приходил в движение».
Не так.
Необходимо надувать и сдувать грушу много раз с такой периодичностью, чтобы частота вынуждающей силы совпала с частотой собственных колебаний маятника. В результате резонанса амплитуда колебаний маятника, по прошествии некоторого времени, значительно увеличится — маятник придет в движение.
Таким должно быть объяснение.
Справка.
Резонанс — явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты вынуждающей силы с собственной частотой колебательных систем (маятника).
Источник специально не привожу ввиду общеизвестности определения резонанса.
«Не так давно Ури Геллер ввел в свои выступления совершенно новый вариант воздействия на металлические предметы — ложки, ключи, которые, якобы под действием «психической силы» исполнителя, начинают сгибаться [228]. Им разработано несколько весьма остроумных устройств для сгибания ложек и ключей (рис. 39). При этом используются манипуляционные приемы в сочетании с отвлечением внимания и специальные приспособления, действующие как рычаги, многократно увеличивающие силу пальцев [222]».
Рис. 39. Устройство Ури Геллера для сгибания ключей
Много лет я пытался рассмотреть и увидеть на приведенном теоретиком иллюзионизма рисунке остроумное устройство для сгибания ключа, пока до меня не дошел используемый им принцип объяснения («бла-бла-бла»).
А дошел он до меня после ознакомления со следующей композицией.
Композиция «Корова на лугу»
Луга не видно — корова всю траву съела.
И коровы не видно: а что ей тут делать, раз травы нет?
Вот и ушла.
«Словно пародируя эксперименты Ури Геллера, талантливый американский маг Давид Копперфильд сгибает взглядом толстый стальной гвоздодер. Секрет этого трюка заключается в подмене настоящего гвоздодера его резиновым дубликатом в момент, когда внимание зрителей отвлечено».
Вы поняли что-нибудь?
Как может у меня быть отвлечено внимание, если я наблюдаю за сгибанием гвоздодера на экране телевизора?!
Да, правильно.
Применен принцип объяснения плод названием «бла-бла-бла».
«4.2. Левитация
В стакан наливают немного ртути, а затем слой молока. Поскольку ртуть имеет тенденцию образовывать выпуклую поверхность, она будет полностью скрыта молоком. Теперь на поверхности молока может плавать, например, тяжелая гайка или шарикоподшипник — они поддерживаются снизу невидимым под молоком слоем ртути».
При комнатной температуре ртуть представляет собой тяжёлую серебристо-белую жидкость, пары которой чрезвычайно ядовиты.
Ртуть — вещество I класса опасности (по ГОСТ 17.4.1.02-83), тиоловый яд.
Разбитый градусник дает до 2-3 ПДК в месте, где остались капли (данные «Ecospace» 2007). По санитарно-гигиеническим нормам предельно безопасное содержание ртути в воздухе составляет 0,017 мг в одном куб. м воздуха. Для сравнения, в медицинском термометре находится около 3 г. ртути.
При такой концентрации паров ртути в воздухе помещения у здорового взрослого человека через некоторое время (от нескольких дней до нескольких месяцев) появляются признаки хронического отравления ртутью. Для нарушений здоровья ребенка достаточно и 1,5-кратного превышения ПДК.
Одно из тяжелейших загрязнений ртутью в истории случилось в японском городе Минамата в 1956 году, что привело к более чем трём тысячам жертв, которые либо умерли, либо сильно пострадали от болезни Минамата. Симптомы включают нарушение моторики, парестезию в конечностях, ослабление зрения и слуха, а в тяжёлых случаях — паралич и нарушение сознания, завершающиеся летальным исходом.
К отравлению может привести даже кратковременный контакт с ртутью. При отравлениях большими дозами появляются металлический привкус во рту, тошнота, рвота. Опасность ртути заключается в том, что она со временем не выводится из организма, а накапливается, т.е. происходит хроническое отравление. Его признаками являются усталость, отсутствие аппетита, бессонница, насморк, диарея, слезотечение, раздражения кожи, в ряде случаев возникают провалы памяти и мускульный тремор. В более тяжелых случаях наблюдается резкая потеря веса, нарушение деятельности головного мозга, почек, легких, иммунной системы. У детей — отсталость в умственном развитии.
Владимир Серафимович, эксперименты с ртутью возможны только в вытяжном шкафу.
Прекратите приносить ртуть в публичные места, иначе не избежать чрезвычайного происшествия!
Кстати, где вы ее берете, ведь ртуть исключена из свободной продажи, или, говоря юридическим языком, гражданского оборота?
«Я работаю в университете и преподаю предмет «Безопасность жизнедеятельности».
Владимир Свечников
Источник: https://magicofsvechnikov.blogspot.ru/2012_11_01_archive.html
Владимир Серафимович напоминает мне инспектора по технике безопасности, который любил говорить, что знает технику безопасности как свои… три пальца.
«Летающая трость стала весьма популярной среди эстрадных иллюзионистов. Полет трости и множество ее запутанных и загадочных движений достигаются за счет умелого манипулирования тонкой черной нитью с петлей, надетой на палец. Сама трость изготавливается из тонкой блестящей пленки или бумаги и имеет незначительный вес. Нить закрепляется на трости в точке ее центра тяжести».
Не так, Владимир Серафимович.
Не так.
Нить закрепляется на внешней поверхности трости в любом месте пересечения линии, перпендикулярной продольной оси трости и проходящей через ее центр тяжести. Геометрическое место точек будет представлять собой окружность на поверхности трости. Только в этом случае будет возникать стабилизирующая пара сил, стремящаяся вернуть трость в положение, перпендикулярное нити.
Смотрите эскиз (ЦТ — центр тяжести, ТП — точка подвеса).
«Отталкивающая сила двух магнитов одинаковой полярности также используется фокусниками для демонстрации эффекта левитации. В настоящее время эта идея находит весьма ограниченное применение. Магнит применяется, например, в иллюзионном аттракционе Анатолия Сокола [16, 43]. В каталогах можно встретить небольшие аппараты, демонстрирующие парение металлических колец или небольших кукол».
Опять не так.
В технике с теоремой Ирншоу связаны определенные ограничения на решение инженерной задачи устойчивого удержания (или подвеса) некоторого тела с помощью полей (электрического, магнитного, часто в комбинации с естественным полем тяжести), то есть без непосредственного соприкосновения с твердыми и вообще вещественными удерживающими конструкциями.
Однако эти ограничения могут быть обойдены.
Так, например, можно использовать магнитное поля и тело с отрицательной магнитной восприимчивостью (диамагнетик) или сверхпроводник. В этом случае можно достичь естественной автоматической устойчивости без применения каких-то дополнительных мер (и без затрат энергии). В принципе, достаточно правильно выбрать конфигурацию источников поля и форму диамагнитного тела.
То есть в постоянном магнитном поле могут парить лишь диамагнетики и сверхпроводники.
«Знаменитый французский иллюзионист Робер Уден использовал электромагнетизм в своем номере «Легкий и тяжелый сундучок». В номере по воле исполнителя сундучок то становился очень тяжелым и его невозможно было поднять, то делался очень легким. Секрет этого трюка заключался в мощном электромагните, спрятанном под полом сцены. Когда по обмотке пропускали ток, стальной сундучок прилипал к полу [182]».
Не так, Владимир Серафимович.
В те времена не было сильных и длительно работающих источников постоянного тока.
Электромагнит под полом включался на очень короткое время и компенсировал магнитное поле находящегося под полом магнита. Именно в это мгновение и можно было поднять сундук с пола.
Тризовский прием «сделать наоборот».
«Контроль над центром тяжести поможет воплотить эффект потери веса. Волшебная палочка висит в воздухе, опираясь своим концом на край стола. Трюк выполняется с палочкой, у которой один конец значительно тяжелее другого. Удачным усовершенствованием этого трюка является полая внутри палочка с некоторым количеством ртути внутри. Теперь такую палочку можно положить на стол любым концом. Внутренняя полость имеет расширяющиеся части у концов палочки, где и собирается ртуть».
Владимир Серафимович, берите уран вместо ртути. Судите сами, плотность ртути — 13,5 г/см. куб., урана — 19,03 г/см. куб.
Но, конечно, лучше всего, осьмий — 22,48 г/см. куб.
«Глава 5. Анализ магического акта «Нарушение законов природы»
5.1. Неуязвимость
Способность противостоять порезам от острых инструментов, например, от сабель, достигается за счет затупления режущих кромок, за счет разработанных защитных мозолей, а также за счет таких тщательно отрепетированных телодвижений, которые полностью нейтрализуют скользящее движение, необходимое для резания. В трюке восхождения по лестнице из сабель, который, например, демонстрирует на сцене Светлана Тим, используются одновременно все три эти фактора: голые ступни ставят на лезвия осторожно, избегая любого скользящего движения, угол установки сабель создает необходимую и безопасную опорную поверхность».
Нужно иметь копыта с подковами, чтобы ходить по острым лезвиям сабель! Неужели непонятно, что секрет совершенно иной.
Исполнительница ходит по абсолютно тупым частям сабель!
Задача чисто изобретательская, сабли должны быть острыми, и сабли не должны быть острыми одновременно, иначе по ним ходить нельзя. Противоречие, которое можно разрешить, например, в пространстве.
Если бы профессор дружил с ТРИЗ, то не выдал бы «секрет» этого иллюзиона никогда…
А так выдал: нужно на ногах вырастить мозоли покрупнее…
«Невосприимчивость к различным ядам достигается за счет использования комбинаций противоядий, замены сильнодействующих ядов на безвредные растворы, за счет привыкания к определенным ядам. Следует констатировать, что это — чрезвычайно опасное поле для экспериментов».
Припоминаю из «натренировавшихся» только одного естествоиспытателя — царя Митридата.
По легенде царь Митридат (первый век до н. э.), боясь быть отравленным, принимал ежедневно малую часть яда. Во время осады в Пантикапее решил отравиться, но яд не подействовал. Пришлось Митридату умереть, бросившись на меч.
Остальные не рассказывают, да и история их имен не сохранила.
Кроме пастора Шлага из популярного кинофильма.
Ефим Копелян:
— Пастор Шлаг четвертый раз поднимался на пятый этаж и бросался на брусчатку мостовой. Яд все не действовал…
«Прямой противоположностью невосприимчивости к высоким температурам является демонстрация факира, вмороженного в кусок льда. Известно много методов демонстрации этого трюка. Во всех, впрочем, способах не требуется личного присутствия факира в воде, которую замораживают. Обычно большую призму льда выдалбливают изнутри, и исполнитель размещается внутри на изолированном от ледяной поверхности материале. В дополнение к этому дыхание исполнителя и тот источник света, которым его освещают изнутри куска льда, поднимают на несколько градусов температуру внутри выдолбленной полости. Демонстрация факира, вмороженного в лед, непродолжительна по времени: его показывают зрителям только на несколько минут. Надо еще вспомнить, что лед образуется при минусовых температурах, а тает уже при плюсовых [47, 166, 228]».
Последний их «вмороженных» Геннадий Пальчевский провел в глыбе льда чуть меньше 65 часов.
Какие там «несколько минут»!
Источник: https://www.magicinvention.ru/teorie/28teorie.htm
«Способность длительное время обходиться без воздуха обычно демонстрируется в виде закапывания в землю факира, погруженного в глубокий сон. Иногда факир дышит через секретную выведенную на поверхность трубку, но в большинстве случаев пользуется секретным запасом сжатого воздуха [166]».
А регенерация выдыхаемого воздуха?
«5.4. Неудачи зрителя
Начиная с трюка «Свернутый ремень», который много лет демонстрировался на выставках и ярмарках, и, заканчивая современными жульническими играми «Три наперстка» и «Три карты», зрители безуспешно пытаются противопоставить свою наблюдательность ловкости рук и секретам мастерства исполнителей. Во все времена такие фокусы остаются популярными. В большинстве интерпретаций этого эффекта у зрителей всегда есть возможность свободного выбора, что создает иллюзию возможности выигрыша».
Ну а что говорят по поводу этого фокуса классики?
Владимир Гиляровский. Москва и москвичи
В.А. Гиляровский, Собрание в четырех томах, т. 4, М., Правда, 1989, с.с.3-374.
«… На Сухаревке жулью в одиночку делать нечего. А сколько сортов всякого жулья! Взять хоть «играющих»: во всяком удобном уголку садятся прямо на мостовую трое-четверо и открывают игру в три карты — две черные, одна красная. Надо угадать красную. Или игра в ремешок: свертывается кольцом ремешок, и надо гвоздем попасть так, чтобы гвоздь остался в ремешке. Но никогда никто не угадает красной, и никогда гвоздь не останется в ремне. Ловкость рук поразительная…».
«… Все пьяным-пьяно, все гудит, поет, ругается… Только в левом углу за буфетом тише — там идет игра в ремешок, в наперсток… И никогда еще никто в эти игры не выигрывал у шулеров, а все-таки по пьяному делу играют… Уж очень просто.
Например, игра в наперсток состоит в том, чтобы угадать, под каким из трех наперстков лежит хлебный шарик, который шулер на глазах у всех кладет под наперсток, а на самом деле приклеивает к ногтю — и под наперстком ничего нет…
В ремешок игра простая: узкий кожаный ремешок свертывается в несколько оборотов в кружок, причем партнер, прежде чем распустится ремень, должен угадать середину, то есть поставить свой палец или гвоздь, или палочку так, чтобы они, когда ремень развернется, находились в центре образовавшегося круга, в петле. Но ремень складывается так, что петли не оказывается…».
Так что это — «Игра в ремешок», а не «Свернутый ремень».
«Глава 6. Анализ магического акта «Ментализм»
6.1. Мысленный контроль
Трюк, известный в каталогах под названием «Песок Сахары», в котором горсти песка разных цветов смешиваются в воде, а затем извлекаются из воды отдельно по цветам, да еще в сухом виде, несомненно, относится к эффектам раздела контроля. Блестяще исполняет этот номер на арене цирка Леонард Стродс. Одно из технических решений этого трюка удивительно просто: небольшой комок песка каждого цвета заливается расплавленным воском и затем вместе с горстью песка помещается на дно аквариума. Песок делает воду мутной, и комочки на дне не видны зрителям. Как только зрители выберут определенный цвет, фокусник на ощупь находит нужный комок на дне и извлекает его. Сжимая ладони, он разламывает тонкую восковую оболочку, и песок в сухом виде высыпается на поднос [217]».
Опять не так.
Песок гидрофобный и пр. Это не фокус, а занимательный опыт, который входит в США в школьную программу.
«6.4. Передача мыслей
Наиболее близкой к действительной передаче мыслей на расстояние оказывается восприятие заданий зрителя, выполняемое исполнителем на основании идеомоторных реакций. В некоторых экспериментах тренированный исполнитель не нуждается даже в мускульном контакте со зрителем. Он руководствуется мельчайшими психологическими импульсами и движениями зрителя, которые оказываются совершенно правильной подсказкой. Таким образом, зритель неосознанно руководит всеми действиями исполнителя. Когда нет мускульного контакта между зрителем и исполнителем, последний руководствуется походкой зрителя, его телодвижениями, частотой дыхания, поворотом головы, глаз и другими малозаметными для нетренированных зрителей индикаторами».
Это ложная теория.
Примитивное однообразное подергивание мышц не может передать огромное многообразие мыслей человека.
Сам Вольф Мессинг не раз выражал несогласие с примитивной теорией идеомоторики.
Впрочем, дадим слово самому Вольфу Мессингу.
Источник информации:
Феномен «Д» и другие / Сост. Л.Е.Колодный. — М.:
Политиздат, 1991. — 335 с.
Вольф Мессинг. О самом себе. с. 45-47
«… В 1950 году мое непосредственное начальство — гастрольное бюро, по линии которого выступал я со своими «Психологическими опытами», — обратилось к Институту философии Академии наук СССР с просьбой помочь в составлении текста, который бы объяснял материалистическую сущность моих опытов.
В ответ было получено такое письмо:
Институт философии Академии наук СССР.
В Гастрольное бюро Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.
В соответствии с Вашим запросом направляем текст вступительного слова к выступлениям В. Г. Мессинга.
Автор текста — кандидат педагогических наук М. Г. Ярошевский.
Текст апробирован сектором психологии Института философии.
Зав. сектором психологии
Петрушевский
17 мая 1950 г.
К этому сопроводительному письму был приложен текст, сочиненный М. Ярошевским. Привожу его здесь в несколько сокращенном виде.
«Психологические опыты Мессинга, которые вы сейчас увидите, свидетельствуют о наличии у Мессинга чрезвьиайно интересной способности: Мессинг в точности, безошибочно выполняет самые сложные мысленные приказания, которые любой из присутствующих пожелает ему предложить.
На первый взгляд умение Мессинга улавливать мысленные приказания других людей может показаться какой-то таинственной, сверхъестественной способностью. Однако в действительности ничего сверхъестественного Мессинг не делает. Его опыты полностью объясняются материалистической наукой. Для того чтобы у присутствующих была полная ясность в отношении опытов Мессинга, кратко расскажем, почему ему удается выполнять сложнейшие задания зрителей.
Органом мысли является мозг.
Когда человек о чем-либо думает, его мозговые клеточки мгновенно передают импульс по всему организму. Например, если человек думает о том, что он берет в руку какой-либо предмет, представление об этом действии сразу же изменяет напряжение мышц руки.
Правда, это напряжение мышц руки очень незначительно, однако оно реально существует.
Идея, мысль отражается на моторной, двигательной сфере.
Исследования советских физиологов, учеников академика И. Павлова, К. Быкова и других, показали, что мысль о движении вызывает не только слабые сокращения соответствующих мышц, но также изменение кровообращения в организме, повышение его возбудимости и т. д. Не так давно были применены очень чувствительные приборы для записи токов, возникающих в мышцах при мысли о чем-либо, о движении куда-либо и т. д. Оказалось, что если человек, закрыв глаза, представляет какой-либо высокий предмет, например высокую башню, то в этот момент в мышцах его глазных яблок появляются импульсы возбуждения. Как будто бы он в действительности смотрит на высокую башню и для этого подымает глаза вверх.
Если к языку и гортани человека приложить электроды, соединенные с достаточно чувствительным гальванометром, а затем попросить испытуемого представить в уме, что он произносит какую-либо фразу, то гальванометр зафиксирует возникновение в мышцах гортани слабых импульсов. Как будто испытуемый вслух сказал несколько слов.
Данные науки не оставляют никаких сомнений в том, что наши представления и мысли, являясь продуктом мозга, неразрывно связаны с соответствующими движениями. Эти движения, как мы уже сказали, очень слабые, незаметные, недоступные непосредственному восприятию. Однако при известных условиях их можно уловить. Проводимые сегодня опыты являются ярким доказательством того.
Острота органов чувств не у всех людей одинакова. Некоторые люди, в силу условий их жизни и деятельности, обладают очень высокой, иногда поразительной, чувствительностью. Вольф Мессинг — это человек, обладающий исключительно высокой и натренированной чувствительностью, — человек-анализатор. Его мозг способен производить удивительно тонкий чувствительный анализ. Его чувствительность настолько остра, что ему удается схватывать незаметные изменения в теле человека, которые происходят, когда человек о чем-либо думает.
Мессинг непосредственно ощущает двигательные импульсы, поступающие из мозга в мускулатуру, когда испытуемый мысленно дает Мессингу задание.
Если задание очень сложное, Мессинг последовательно ощущает целую серию происходящих в мышцах изменений. Для того чтобы осуществить это, Мессинг должен до предела напрячь свою нервную систему, отвлечься от множества посторонних раздражителей, выбрать только те сигналы, которые указывают правильный путь. Поэтому внешнее поведение Мессинга зачастую необычно.
Для решения задачи он должен приложить немалые усилия.
Таким образом, совершенно неправильно было бы думать, что опыты Мессинга доказывают возможность передачи мысли из одного мозга в другой.
Мысль неотделима от мозга. Если Мессинг отгадывает ее, то только потому, что мысль влияет на состояние органов движений и всего тела, и потому, что сам Мессинг обладает способностью непосредственно ощущать это состояние.
Наблюдая опыты Мессинга, мы еще раз убеждаемся в том, что нет такого явления, которое не находило бы исчерпывающего научного объяснения с позиции диалектико-материалистической теории».
То есть объяснение написано по заказу, в свете марксистско-ленинской теории и к науке не имеет никакого отношения.
Рассказывать в монографии про «липовую» идеомоторику все равно, что повествовать про восемь ног у мухи, повторяя выдержки из трактатов Аристотеля.
На само деле у мухи шесть ног.
«Глава 7. Методики разработки и экспертизы магических актов
7.5. Способы извлечения объекта из серванта
— Объект самостоятельно выбирается из серванта. Этот способ возможен при использовании в виде объекта ассистента либо дрессированного животного.
— Объект извлекается исполнителем вручную:
а) когда внимание зрителей отвлечено;
б) когда его появление имитируется с помощью ложной формы;
в) когда его появление имитируется отдельной частью;
— Объект извлекается из серванта механически:
а) с помощью тянущей нити;
б) с помощью тянущей резины;
в) с помощью пружины;
г) с помощью катапульты;
д) по направляющим с использованием гравитации, центробежной силы или их аналогов.
— К месту появления сервант с объектом либо сам объект перемещаются следующими способами:
а) перенос к месту появления внутри, вместе или за каким-то реквизитом;
б) перемещение с помощью секретного трапа или пути-пассировки».
Прочтя про «аналоги» гравитации или центробежной силы я понял, что знаю очень и очень мало …
И в заключение.
Для кого все это написано?
1) для самого Владимира Свечникова — если он надумает писать второй вариант своей монографии, то пусть учтет высказанные замечания;
2) для фокусников, которые сверяются с его монографией, ошибочно думая, что это — последнее слово науки об иллюзионизме (помню, Олег Медков из Иваново говорил, что в его детской иллюзионной школе начинающие фокусники в обязательном порядке изучают эту монографию);
3) для тех будущих теоретиков иллюзионизма, которые решат пойти по стопам Владимира Свечникова — они не должны слепо доверять положениям, изложенным в этой монографии;
4) для всех фокусников, которые решат обратиться к этой монографии по поисках новых иллюзионных идей — пусть не тратят на нее время даром;
5) для всех не иллюзионистов, которые решили заглянуть в эту монографию «ради познавательного интереса» — они тоже должны иметь представление об уровне этой монографии.
Я отношусь к свечниковским скомпилированным работам как к обычной констатации фактов (типа казахского акына, который не размышляет, не думает, а что увидит, о том и поет).
Хоть и закончил писать, но все равно рука тянется к перу, а перо к бумаге …
«Сразу же следует оговориться, что в чистом виде эти типы представлений практически не встречаются».
Профессор Свечников явно не в курсе.
Вот Леннарт Грин — у него исключительно манипуляционный номер.
Или Ан Ха Лим — только манипуляции.
Вот Зигфрид и Рой — исключительно иллюзионные трюки.
А Альберт Игнатенко — только ментальные трюки.А теперь вопрос посерьезнее.
Свечников прославляет Копперфилда, превозносит Зигфрида и Роя, преклоняется перед Лансом Бертоном.
Спору нет — это мастера иллюзионизма.
Но профессор отчего-то нигде не упоминает о Народных артистах РСФСР Эмиле Кио, Александре Вадимове, Отаре Ратиани, Анатолии Шаге, Наталье Рубановой и других русских иллюзионистах — ни одной русской фамилии в разделе «Иллюзионные аппаратурные представления» найти невозможно.
Может быть, Свечников ненавидит цирковых иллюзионистов?
А может он скрытый космополит?
Далее.
«Ментальные представления. Артистов, работающих в этом жанре сценической магии в России, чрезвычайно мало …».
Ну, и заявление!
Мало?
Считаем: Мессинг, Куни, Сагитов, Качалин, Бендиткис, Крашенинников.
Мало?
Тогда еще: Игнатенко, Оляновский, Ломсадзе, Жуков, Авдеев, Тарасов.
А «знаток» Свечников не приводит ни одной фамилии — почему?
Вопросов «почему» больше чем ответов.
Почему в монографии толком нет упоминания об иллюзионном изобретательстве?
Почему не упомянуты Народные артисты РСФСР Илья Символоков, Анатолий Шаг, Олег Сокол, Отар Ратиани и другие создатели российских новаторских цирковых аттракционов?
Почему в монографии не рассмотрена классификация иллюзионных секретов?
Почему в монографии нет ни одного слова о Конгрессах ФИСМ?
Почему не упомянуты российские обладатели Гран При ФИСМ Владимир Данилин и Иван Нечепоренко?
Почему в монографии ни словом не говорится об актерском мастерстве исполнителей иллюзионного жанра, не дается никаких рекомендаций по его развитию, если это действительно «теория и практика сценической магии»?
Почему в монографии ни слова не говорится о режиссуре в иллюзионном жанре, о принципах и методах такой режиссуры?
Почему ни слова не сказано о российских режиссерах, Народных артистах России Сергее Каштеляне, Михаиле Харитонове, Леониде Маслюкове?
Общий вывод — автор отнесся к написанию теории и практики сценической магии крайне небрежно, а в ряде случаев проявил очевидную неграмотность.
Такая монография не может являться учебником или служить целям обучения, а должна быть сдана в макулатуру или переписана заново другими авторами.