Типы формирования выборки




Формирование выборки

 

Выборка — множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью определенной процедуры (чаще — рандомизации) из генеральной совокупности. Объем выборки — число испытуемых, включенных в выборочную совокупность. Выборка раз­деляется на экспериментальную и контрольную группы.

Критерии формирования выборки

1. Содержательный критерий отражает операциональную валидность исследования и заключается в том, что состав экспериментальной выборки должен определяться предметом и гипотезой исследования. Например, на мирных жителях, никогда не попадавших в обстановку военных действий, бессмысленно изучать посттравматические стрессовые расстройства, порожденные военными действиями. Экспериментатор должен создать модель идеального объекта экспериментального исследования для своего частного случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реальной экспериментальной группы должны минимально откло­няться от характеристик идеальной экспериментальной группы.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (внутренняя валидность) требует, чтобы все испытуемые не отличались друг от друга по тем характеристикам, которые могут оказывать влияние на зависимую переменную. Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. Необходимо учесть все значимые характеристики объекта исследования, различия в выраженности которых могут су­щественно повлиять на зависимую переменную. Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных испытуемых называ­ется рандомизацией. Пример: если возраст может влиять на результаты, а исследуется что-то другое, все испытуемые должны быть одного возраста.

3. Критерий репрезентативности (внешняя валидность) требует, чтобы испытуемые точно представляли ту популяцию, на которую будут распространены выводы. Это касается и качественного их состава, и количества испытуемых. Не стоит, например, распространять выводы, да и вообще затевать исследование, если в эксперименте всё человечество будут представлять пациенты отдельно взятой психиатрической клиники. Во-первых, их для этого слишком мало; а во-вторых, доля больных среди них, скорее всего, не будет соответствовать таковой для всего населения Земли. Величина экспериментальной выборки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы. Она может быть равна множеству инди­видов, чье поведение нас интересует. Экспериментальная выборка может представ­лять лишь часть интересующего нас множества.

 

Выборка может состоять и из одного человека.

Эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда:

1) индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб;

2) испытуемый — уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный шахматист;

3) от испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (эксперимент с обученными испытуемыми);

4) повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Для экспериментов с одним испытуемым разработаны особые экспериментальные планы. Чаще исследование проводится с экспериментальной группой, в которой все испытуемые объективно различны, но отобраны и распределены по подгруппам с помощью той или иной стратегии.

Типы формирования выборки

· Исследование проводится с двумя различными группами: экспериментальной и контрольной, которые ставятся в разные условия. Это наибо­лее распространенный способ.

· Предполагается исследование одной группы: ее поведение изуча­ется и в экспериментальных и в контрольных условиях. Этот способ применяется, когда име­ется только экспериментальная группа и нет возможности сформировать конт­рольную. Но этот план никак не контролирует «эффект последовательности» и ис­пользуется лишь в тех редких случаях, когда эффектом последовательности можно пренебречь.

· Конструирование групп методом «парного дизайна » — состо­ит в следующем. Для каждого субъекта группы подбирается эквивалентный ему (или похожий на него), и они распределяются по разным группам. Соответственно контрольная и экспериментальная группы становятся похожими по составу испы­туемых. Конечно, в этом случае невозможно соблюсти полную эквивалентность групп в обоих условиях эксперимента, но данный способ значительно лучше, чем эксперимент с участием одной группы в разных условиях.

· Смешанный вариант: все группы ставятся в разные условия. При этом образуется несколько групп. Способ применяется при фактор­ном планировании эксперимента.

 

Р.Готтсданкер выделяет следующие стратегии формирования выборки:

ü Случайная – связана с использованием таблицы случайных чисел. *

ü Стратегия подбора пар – выделение характеристик деятельности, которой будут заниматься обе группы.

ü Стратегия случайного распределения слоев (смешанная).

 

Обобщая вышесказанное, можно выделить шесть стратегий построения групп:

1) рандомизация;

2) попарный отбор;

3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор);

4) приближенное моделирование;

5) репрезентативное моделирование;

6) привлечение реальных групп.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: