Обучение дошкольников предложным конструкциям.




Появление предлогов в онтогенезе.

Важную организующую роль в составе речи играют предлоги, занимая значительное место по частоте использования в языке (одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8% всех слов). Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребёнком языка и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащение запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.

По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – метоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».

На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении

Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

Обучение дошкольников предложным конструкциям.

Я предлагаю Вашему вниманию практический материал, представленный играми и упражнениями, которые могут быть использованы при индивидуальной и совместной деятельности с детьми.

I. Этап. Ознакомительный.

Для усвоения значений предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, под, над, логопеду нужно выполнять действия с предметами, интонационно выделяя предлог. Для этого можно использовать бабочку. Бабочка «летает», «садится» на предметы, «залетает» в предметы, под предметы. Я буду выполнять действия, интонационно выделяя предлог.

Детям нужно объяснять, что на -это на поверхности чего-то; в- внутри чего-то; под- внизу под чем-то. Можно в шуточной форме детям показать значение предлогов: «в»- шалун всё любит прятать; «под»- растеряша, всё роняет; «на»- помощник, всё убирает по местам; «над»- летучка; «с»- липучка, ко всем липнет; «за»-трусишка, прячется; «у»-всё про всех знает; «к»- любит ходить в гости. При этом активно использовать схемы предлогов.

II.Этап. Закрепление.

На этом этапе включаются игры и упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации, по соответствующим картинкам. (в книге Селиверстова В.И. «Речевые игры с детьми»).

 

Задание «Сказочная викторина»

1. Куда помогла попасть Золушке добрая Фея? (на бал)

2. Где зимовала Дюймовочка? (в норке)

3. Где живет крот? (под землей)

4. Где жила черепаха Тортилла из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино? (в болоте)

5. Куда отправился доктор Айболит, чтобы спасти животных? (в Африку)

6. Где жили родители Герды и Кая из сказки «Снежная королева»? (под самой крышей)

7. Где бродила Белоснежка, прежде чем попала в дом гномов? (по лесу)

 

III. Этап. Автоматизация полученных грамматических навыков при организации связного высказывания.

На этом этапе рекомендую использовать

  • Заучивание короткого текста с предлогами.

На поляне играли: зайчик, мышка, петушок. Вдруг солнце закрыла туча, пошёл дождь. Зайчик спрятался под кустик, мышка-под грибок, а петушок взлетел на забор и запел ку-ка-ре-ку!

  • Составление рассказа по демонстрируемым действиям с использованием предлогов.
  • Другой вариант использования текста: вставлять пропущенные предлоги.
  • Пересказ текста насыщенного предлогами.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: