Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
Ø удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
Ø удельный вес продукции высшей категории качества;
Ø средневзвешенный балл продукции;
Ø средний коэффициент сортности;
Ø удельный вес аттестованной и неатестованной продукции;
Ø удельный вес сертифицированной продукции;
Ø удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
Ø удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели - качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
Ø полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
Ø надежность (долговечность, безотказность в работе);
Ø технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
Ø эстетичность изделий.
|
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Одна из задач анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.
Еще одной задачей анализа является определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП):
DТП = (Ц1 – Ц0) * К1,
DВ = (Ц1 – Ц0) * VРП,
DП = [(Ц1 – Ц0) * VРП1] – [(С1 – С0) * VРП1],
где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после
изменения качества;
К1 – количество произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.
|
Если предприятие выпускает продукцию по сортам, и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил, характеристик. Используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты), СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования по которым осуществляется сертификация.
Сертификация – деятельность, направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. Существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).
Стандарты сертификатов следующие:
1. ИСО 9000 – содержит описание эталонов 3-х моделей качества, предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки, так и изготовления;
2. БИП – бездефективное изготовление продукции;
3. КСУКП – комплексная система управления качеством продукции. Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям:
Ø продукция 1-й категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;
Ø продукция 2-й категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам. Продукция оцениваемая по 2-й категории подлежит снятию с производства;
Ø Там где продукция не оценивается по категориям качества, используется категория сортности.
4. Сортность – тоже характеризует качество, но для определенных отраслей. При определении сортности используют ГОСТ-ы и ОСТ-ы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.