Романская архитектура Франции.




Развитие романской архитектуры на территории Франции в рамках единой концепции и единого духовного устремления (в отличие от Италии). Наличие регионального многообразия и поиск общего знаменателя. Теория “школ” и научная полемика вокруг нее. Вариативность архитектурных композиций на уровне одного региона. Методы новой систематизации архитектурных памятников по характеру сводчатого перекрытия главного нефа (Pierre Lavedan): а) неф с цилиндрическим или крестовым сводом, без галерей над боковыми нефами – Бургундия, Пуату, Прованс; б) неф с цилиндрическим или крестовым сводом и с галереями над боковыми нефами – Овернь и паломнические храмы; в) храмы, перекрытые чередующимися куполами на парусах, с одним широким нефом и одной апсидой по ширине нефа, - в Ангумуа, Перигоре, Керси и три храма вне этих регионов - Сен-Хилер в Пуатье, храм в Солиньяке, кафедральный собор в Пюи (купол на тромпах, вопрос о мусульманском влиянии).

3.2.1. Так называемые паломнические храмы. Образцовое воплощение романской архитектурной конструкции и идеи храма в целом (Сен Сернен в Тулузе, Сент Фуа в Конке, Сен Мартен в Туре, Сен Марциал в Лиможе, Сант Яго да Компостелла в Испании). Подчеркнутая функциональность архитектурной композиции. Типологическая принадлежность внутренней структуры к романике, отсутствие принципиальной возможности ее трансформации к готике: а) в наличии галерей над боковыми нефами; б) в двухчастном делении стены центрального нефа – уровень опор и уровень галерей; в) в обусловленном этим отсутствии прямого освещения центрального нефа. Применение цилиндрических сводов на подпружных арках в центральном нефе и крестовых – в боковых. Синтез архитектуры и скульптуры в экстерьере и интерьере. Подчеркнутое развитие внешних объемов к восточному концу храма с лучевыми апсидиолами.

3.2.2. Роль и место аббатства Клюни в романской культуре. Клюни III. Архитектура Бургундии. История строительства храма свв. Петра и Павла в Клюни и образ идеального храма. Трехярусное решение стены: уровень опор, трифорий, окна, тип прямого освещения центрального нефа. Влияние архитектуры, скульптуры и живописи Клюни на искусство многих регионов, входящих в клюнийскую конгрегацию. Круг клюнийских памятников в Бургундии - Парей ле Мониаль, Сен Лазар в Отэне, Notre Dame de Beaune, собор в Лангре и др.

Другое направление в архитектуре Бургундии – храм Сент Мадлен в Везлее и примыкающие к нему памятники: Сен Лазар в Аваллоне и др. Двухярусное решение без галерей (уровень опор, окна), прямое освещение центрального нефа. Исключительное качество романской архитектуры в Бургундии. Типы сводов – цилиндрические (на подпружных арках), крестовые.

Линия цистерцианской архитектуры.

3.2.3. Храмы Нормандии. Расцвет норманнской архитектуры со второй половины XI века. Длительное сохранение плоского стропильного перекрытия - Жюмьеж, Байё. Храмы Кана - Сент Этьенн и Сент Трините – вторая линия развития архитектуры Нормандии. Перестройка храмов Кана (1120 – 1130) и новая фаза эволюции норманнской системы сводов. Протоготические черты в применении декоративного нервюрного свода и развитии центрального нефа в высоту. Трехчастное деление его стены: уровень опор, галереи, высокие окна. Место скульптуры в норманнских храмах. Распространение принципов норманнской архитектуры: в Англии, после норманнского завоевания; на юге Италии и на Сицилии после образования королевства двух Нормандии.

3.2.4. Купольные храмы юга и юго-запада Франции. Распространение купольной базилики в ряде французских провинций (Аквитания, Сентонж, Перигор, Кверси, Лимузен, Ангумуа - Сен Фрон в Перигё, Сен Пьер в Ангулеме, Сент Этьенн в Каоре, аббатская церковь Нотр Дам в Суйаке и др.).Тип куполов и их размещение над средокрестием, над хором, над центральным нефом и над рукавами трансепта. Принципиально иное понимание внутреннего пространства по сравнению со сводчатой базиликой - оптическое расширение, обозримость интерьера, роль света в его ритмизации. Восточное и византийское происхождение купольных базилик. Гипотезы о причинах, обусловивших их географическое распространение.

3.2.5. Храмы Оверни. Нотр Дам дю Пор в Клермон-Ферране (XI-XII в.) - у истоков овернской архитектуры. Сочетание палеохристианских черт (атриум) с новыми архитектурными решениями (нартекс с галереями, апсида с венком капелл). Крипта (XI в.) с деамбулаторием и двумя (или тремя) прямоугольными капеллами. Архитектурная программа храма - в основе овернской группы церквей. Архитектурная композиция: центральный неф с цилиндрическим сводом на подпружных арках, боковые нефы с галереями, перекрытие галерей сводами в четверть круга, непрямое освещение центрального нефа из-за двухчастного деления стены, хор с развитым деамбулаторием, нартекс перед центральным нефом. Высокий купол на тромпах над средокрестием, октогональная звонница с шатровым завершением. Две травеи, продолжающие боковые нефы, пересекая трансепт. Заниженность рукавов трансепта и формирование пирамидального завершения восточного конца (“массив барлонг”). Реализация этой композиции в Нотр Дам дю Пор в Орсивале, Сен Нектер (архаизм - колонны, вместо столбов), Сент Остремуан в Иссуаре, Сен Сатурнен (все XII века). Сходство между овернскими и паломническими храмами.

3.2.6. Архитектура Прованса. Сен Трофим в Арле: узкий и высокий центральный неф, цилиндрический свод на подпружных арках. Двухуровневое решение нефа по вертикали: очень высокие полуциркульные арки и ярус стены с узкими окнами. Вопрос об изначальном отсутствии окон в боковых нефах. Отсутствие строгой упорядоченности внутренней структуры: трансепт и неф не выровнены по высоте. Архитектура клуатра.

3.2.7. Цистерцианская архитектура. Создание цистерцианского ордена в результате реформирования бенедиктинского. Основание аббатства в Сито - 1098 г. (Charta libertatis папы Иннокентя III – 1119 г.) Монастыри в конгрегации Сито – Ла Ферте, 1113; Понтиньи, 1114; Моримон и Клерво, 1115. Влияние идеологии цистерцианского ордена на его архитектуру. Строительство храмов по единой программе. Роль взглядов Бернара Клервосского в ее создании. Аббатство Фонтенэ (1130 – 1147, Бургундия) – один из лучших примеров, наряду с Клерво, (1133–1145, Клерво II) цистерцианского храма, воплощение цистерцианских взглядов на зодчество, мистических и метафизических концепций св. Бернара: применение нервюрных сводов, особая роль освещения, чистота и автономность архитектурных форм, необычайная точность пропорций, на которой основывается монументализм этой архитектуры, простой план, скупость декора, отсутствие башен над средокрестием, плоское восточное завершение. (Памятники до середины XII века практически разрушены). Особенности решения интерьера в цистерцианской архитектуре - двухярусная стена, высокие окна.

3.3. Романская архитектура Англии. Формирование англо-норманнского социума в последние десятилетия XI века.

Проблема “импорта” романской архитектурной системы с континента, прежде всего - с Нормандии. Точка зрения о “чужеродности” романики в Англии, о романике - как итоге завоевания. Активная строительная деятельность норманнов, закладка большого количества бенедиктинских аббатств. Перестройка и строительство аббатства в Батле, Сент Августин в Кентербери, кафедральных храмов Винчестера, Глостера, Норича, Эли. Воплощение норманнского стиля: в строгости основных архитектурных объемов, трехчастном подъеме центрального нефа с точно и пропорционально выстроенной композицией (большие аркады первого уровня, трифориумы или широкие галереи - второго, оконный ряд - третьего). Собор в Дарэме и применение нервюрного свода (конец XI века). Норманнский архитектурный декор.

Расцвет светской архитектуры: замки и крепостные сооружения. Активное строительство замков – возведено около 1200 между 1066 и 1089 годами. “Белая Башня” в Лондоне, донжоны Рочестера и Хедингама.

3.4. Романская архитектура Германии. Прямое наследие принципов оттоновского стиля в немецкой романике. Сохранение бицентрических архитектурных композиций за счет второй апсиды, (и второго хора), устройство вестверка, открывающегося в нефы окнами – особенности архитектуры Империи.

Монументализм и масштабность - имперские базилики в Шпайере, Майнце, Вормсе. Шпайер - история строительства, применение нервюрных сводов. Майнц и Вормс - вариации плана с двумя апсидами и трансептами на западном и восточном концах. Аббатские базилики с апсидами и хорами на двух концах - Санта Мария Лаах. Орнамент и декор императорских храмах: аббатских и городских. Аскетизм и строгость архитектуры школы Хирсау и влияние клюнийской реформистской идеологии - бенедиктинское аббатство в Альпирсбахе.

Иная типология раннегоприменения нервюрных сводов в Германии (Мюрбах, ок. 1140, трансепт Шпайера, 1154–1156) – параллельно с “первой готикой” (Гродецки) во Франции, но без тенденции развития к готике.

1150 – 1250: взлет архитектуры Кельна в русле поздней романики. Церковь св. Апостолов, Санкт Куниберт, Санкт Гереон и др. Сочетание центрического (неполного четырехлепесткового) и базиликального плана в храмах Кельна (Санта Мария ин Капитоли и др.). Влияния византийской архитектуры на эти процессы.

3.5. Романская архитектура Испании. Контакты с исламом и их влияние на процессы формотворчества. Значение мосарабского искусства. Проблема испанских черт (независимых от Франции) в романской архитектуре и их усиление на поздней стадии эволюции стиля.

Второй романский стиль в Каталонии (XII век). Более сложные архитектурные планы и композиции трансептами и деамбулаториями. Развитой скульптурный декор, сформировавшийся под влиянием скульптуры Руссийона, Прованса и Тулузы. Размещение скульптуры на капителях, порталах, в клуатрах. Собор в Ла Сеу де Ургелль (La Seu d’Urgel)l, клуатр собора в Жероне, клуатр собора в Таррагоне, аббатства в Сант Бенет де Багес (Sant Benet de Bages),Сант Пау дель Камп (Sant Pau del Camp, Барселона), Санта Мария в Риполле, Сант Пере де Бесалу (Sant Pere de Besalu), Сант Кугат дель Валлес (Sant Cugat del Valles) и др. Сан Клементе и Санта Мария в Тахуле. Продолжение и совершенствование ломбардской линии первого романского стиля в Каталонии: Сант Пере де Галлигантс (Sant Pere de Galligants) в Жероне, Санта Мария и Сант Пере в Террасе. Sant Pere de Galligants – образцовый пример романского храма в Каталонии. Переходный характер архитектуры соборов в Таррагоне и Sant Cugat del Valles – строительство во второй половине XII века по классическому ломбардскому плану, более поздняя замена цилиндрического свода центрального нефа на нервюрный.

Храм Сант Яго да Компостелла - образец паломнической архитектуры в Испании. Место и значение базилики - в духовном плане, в рамках религиозной жизни эпохи, в истории архитектуры.

Архитектура Арагона. Собор в Иаке, XI век, - среди первых романских сооружений Испании.

Архитектура Кастилии. Сан Мартен де Фромиста - архитектурная концепция удивительной целостности. Сходство с храмами юго-западной Франции.

Храмы Леона. Сан Исидоро – посвящен Исидору Севильскому, построен в связи с перенесением сюда его мощей. Первый этап строительства – 1063 год. Часть первой базилики послужила нартексом для более поздней – так называемый Пантеон королей (ок. 1065, место захоронения леонских властителей). Второй этап – конец XI – XII век. Перестройка апсиды и трансепта в готическую эпоху, перестройка фасада в эпоху Ренессанса. Мосарабские черты в капителях опор.

3.6. Архитектура Италии в романскую эпоху. Специфика итальянской романской архитектуры и ее причины: растворение романских форм в римском наследии, сохраняющееся влияние раннехристианской архитектуры, влияние Византии, архитектуры ислама и Ближнего Востока в целом, французского зодчества и т. д. “Латинский” характер итальянского зодчества - в удивительном чувстве форм, равновесии объемов и точности пропорций.

Значение центрических сооружений в итальянской архитектуре, символика их плана и композиции, типология: храмы - церковь Сан Томазо в Альменно, Сан Бартоломео, провинция Бергамо; баптистерии - в Пизе, Парме и др; кампаниллы.

Раннее развитие городской архитектуры в связи с особенностями социально-экономического и политического развития Италии. Формирование городского соборного комплекса (собор, баптистерий, кампанилла) как ранний пример архитектурного ансамбля. Пизанский комплекс - яркое воплощение норм ансамблевого подхода на всех его уровнях.

Храм Санта Мария в Портоново - пример законченного и последовательного применения принципов романской архитектуры в Италии.

3.6.1. Архитектура севера Италии - Ломбардии и Эмилии. Проблема роли и значения Ломбардии в развитии романской архитектуры и скульптуры, вклада Эмилии в художественную эволюцию романского стиля (А.К. Портер). Особенности архитектурной школы, наиболее близкой к классической романике, французские влияния. Сант Амброджо в Милане – перестройка в романскую эпоху, добавление кампаниллы, связь с раннехристианской архитектурой в сохранении атриума. Сан Дзено в Вероне.

3.6.2. Римская архитектурная школа. Истоки и причины ее консерватизма. Основной архитектурный тип - базилика с плоским перекрытием, напрямую восходящая к палеохристианской архитектуре. Сан Клементе в Риме. Сан Пьетро в Тускании (Лациум).

3.6.3. Архитектура Тосканы. Складывание инкрустационного стиля во Флоренции, характеристика его природы и истоков. Храм Сан Миньято аль Монте – римские раннехристианские истоки плана, общей концепции внутреннего пространства, отдельных конструктивных элементов, в частности - колонн. Цветовое и орнаментально-декоративное решение фасада и интерьера и продолжение этой традиции в готической и проторенессансной архитектуре Италии. Общий вывод о значении инкрустационного стиля для развития проторенессансной архитектуры.

3.6.4. Архитектура Венеции и террафермы. Византийские и ближневосточные влияния в венецианской архитектуре. Базилика Сан Марко и храм Двенадцати апостолов в Константинополе: отноше ние к образцу, сравнительная характеристика. Терраферма: соединение раннехристианских, романских, и византийских черт. Базилика в Торчелло.

3.6.5. Архитектура юга Италии и Сицилии. Синтез разнообразных, часто противоречивых, влияний, доминанта византийских, проникновение норманнской архитектуры. В культовом зодчестве – применение трехнефного базиликального плана, отказ от традиционной купольной византийской системы над средокрестием, но множество византийских деталей. Базилика в Чефалу. Базилика в Монреале. Памятники Палермо – Палатинская капелла, Марторана. Светская архитектура норманнских королей – дворец в Палермо.

Романская скульптура.

Роль скульптуры в храме. Формирование устойчивых архитектурных зон размещения пластического декора и их региональная специфика. Проблема стиля в монументальной скульптуре: зависимость фигуры и композиции в целом от формы и размера каменного блока и “закон кадра” как стилеобразующие факторы. Структурная роль пластики в архитектурной композиции. Взаимовлияние иконографии и стиля. Принцип “конформизма” в сочетании с правилом “множественных точек соприкосновения”. Типажи, вокруг которых группируются многие изображения: фигура “пловца”, фигура “танцора”, фигура “альпиниста”. (Исайя из Суайака, Св. Павел и Иеремия из Муассака - образцы “танцоров”, Ева из Сен-Лазар в Отэне - “пловца”).

Подчинение скульптуры архитектуре и применение геометрических схем в изображении человеческой фигуры - фундаментальные принципы романской скульптуры. Другой принцип - орнаментальность. Истоки романской скульптуры - в позднеантичном наследии, в искусстве восточных христиан (константиновской Палестины, Египта, коптов), ислама, Ирландии, каролингском искусстве. Влияние армянского и грузинского искусства. Армения как проводник влияния искусства сасанидов, Основное отличие между романской и восточной скульптурой – отсутствие на Востоке взаимосвязи между скульптурой и архитектурой, характерной для Запада, подчинения пластики функции архитектурной формы.

Типология скульптурных произведений: монументальная скульптура, связанная с архитектурой (пластический архитектурный декор, в том числе, рельефы дверей, кафедры, надгробья) и мелкая пластика. Вопрос о приоритете Франции в зарождении монументальной скульптуры. Исследования А. К. Портера – Лангедок или Испания (Силос, Леон, Арагона, портал Ювелиров Сантьяго да Компостела).

Роль региональных отличий в формировании и развитии романского стиля в скульптуре и их связь с местными традициями. Значение этих истоков для формирования региональных стилистических модификаций: в Испании - иберийская скульптура, в Галлии - галло-римское наследие в сочетании с народным искусством. Влияние античности в Провансе и Италии, в Нормандии - абстрактный геометрический декор норманнов.

4.1. Скульптура Франции. Зарождение романской пластики и проявление классической логики ее эволюции Франции. Характеристика стиля: экспрессивность, орнаментальность, условность, схематичность, линейность, плоскостность - и его параллели с живописью. Традиционные места размещения скульптуры в храме в зависимости от региональных отличий в архитектуре. Проблема “школ” во французской скульптуре, причины большей значимости термина “школа” в скульптуре, по сравнению с архитектурой. Ощутимые стилистические отличия и их корни: Лангедок, Бургундия, Прованс, Пуату.

Школа Лангедока – скульптура Сен Сернен в Тулузе, Нотр Дам в Суайаке. Сен Пьер в Муассаке –скульптура портала и капителей клуатра. Классические образы Муассака. Восточные черты в орнаменте и типе лица. Школа Бургундии – скульптура порталов и капителей Сен Лазар в Отене и Сент Мадлен в Везлее. Сохранившиеся фрагменты скульптуры Клюни. Школа Прованса – скульптура порталов и капителей Сен Трофим в Арле и Сен Жиль дю Гар. Влияние провансальского античного пластического наследия (раннехристианские саркофаги) и возрождение традиций античной скульптуры в романике – в анатомически верных пропорциях и позах, в пластической моделировке тела и складок, в значительном отрыве фигуры от стены, в утрате плоскостности. Вопрос о мастерской и скульпторах, выполнивших композиции фасадов. Специфические черты иконографической программы фасада Сен Жиль дю Гар и развитие темы борьбы с ересями в ней. Школа Пуату – скульптура Нотр Дам ля Гранд в Пуатие. Иной принцип размещения - сплошное покрытие фасада пластическими фризами. Особенности иконографии и стилистики в связи с этим.

Романский портал - образцовое воплощение стиля в скульптуре. Темы, композиционные и иконографические схемы и их варианты, система расположения фигур и орнамента. Важнейшая часть портала - тимпанная скульптура. Развитие в ней типа репрезентативной символической композиции, параллельно с апсидиальной. Их соотношение в образной структуре храма. Случаи преобладания эстетического принципа и технических проблем размещения композиции на поверхности стены над содержательной, иконографически выраженной, стороной (скульптура Сентонжа). Сочетание высоких эстетических качеств и глубокой иконографической мысли в тимпанах Муассака, Отёна, Везлея, Шарлиё, Клюни. Связь этих тем с традициями неоплатонической философии в переводах Псевдо Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника и греческих теологов. В них – оправдание скульптуры как средства воплощения мистического видения Бога, созерцание которого приводит к единению с ним. Умение романских скульпторов и архитекторов органически связать большие композиции с архитектурой и усиление, в связи с этим, архитектонических и эстетических качеств ансамбля.

Фигуративные и орнаментальные капители - уникальное явление в искусстве эпохи. Вклад скульптуры на капителях в эволюции романского искусства: в меньшей степени влияют на развитие иконографии, из-за трудности их восприятия (А. Грабарь); более заметное влияние оказывают на эстетические аспекты развития стиля - скульптор чувствует большую авторскую свободу (Балтрушайтис). Типология капителей. Овернь - распространение орнаментальных капителей (Нотр–Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, в Иссуаре и др.) в противовес фигуративных. Бургундия - крупные евангелические и агиографические циклы на капителях главного нефа в Отёне и Везлее (их освещение делает скульптуру доступной глазу). Особенности семантики нарративных сцен на капителях (если они расположены в интерьере храма) – нет задачи теологического наставления и обучения, типичной для больших тимпанных сцен.

Сохранение обучающих и нравоучительных функций на капителях клуатров и их влияние на иконографию и выбор сцен. Примеры комментирующей иконографии. Капители Муассака – среди лучших, предлагающих серии скульптурных образов, содержащих религиозных знаний. Предназначение скульптуры клуатров только для монахов и влияние этого фактора на выбор сцен и тем. Расширение иконографической программы и обогащение композиции портальной скульптуры для потребностей населения. Развитие этих процессов с 1140 г. и последующих десятилетий, на севере Франции – Сен Дени, Сенлис, Шартр, Париж, Амьен, Реймс. Их связь с развитием городской жизни и готики. Выступления св. Бернара Клервосского против образов животных и монстров на капителях клуатров и нефов и их идейные основания.

4.2. Скульптура Англии. Место и роль скульптуры в британской архитектуре, причины ее значительного более скромного распространения. Стиль, иконографические схемы, темы и образы. Влияние французской скульптуры.

4.3. Скульптура Германии. Позднее распространение романской пластики в Германии - причины и последствия. Итальянские и французские влияния. Развитие в основном вне традиционных форм (тимпаны, капители). Распространение иных пластических жанров – надгробия, рельефы дверей, мелкая пластика. “Строгий стиль”. Стилистические особенности, иконографические схемы, темы и образы. Скульптура Бамберга. Романская скульптура собора в Страсбурге.

4.4. Скульптура Испании. Стилистические и иконографические истоки романской скульптуры в Испании: собственные древние традиции, влияние региональных школ Франции и Италии. Стиль, иконографические схемы, темы и образы. Принципы размещения скульптурного убранства в храмах, пути достижения архитектурно-пластического синтеза и влияние Франции в его сложении. Портал храма Санта Мария в Риполле – образец и лучший памятник каталонской скульптуры. Сходство общего архитектурного решения портала и размещения основных фризов на нем с римской триумфальной аркой и его смысловое содержание. Сложная и разветвленная иконографическая программа, ее “типологический” (по Грабарю) характер, идейная связь с Реконкистой. Основные темы: Апокалиптическое видение, Книга Исхода, Книга царей, Жизнь и мученичества апостола Петра и апостола Павла, История Ионы, История Даниила, История Каина и Авеля. Изображение работы месяцев.

Скульптура романских клуатров – орнаментальные и фигурные капители, ее размещение в пространстве клуатра, ее дидактическое назначение и его влияние на выбор сцен и сюжетов. Мелкая каталонская деревянная пластика.

Скульптурное убранство портала Ювелиров (XI век, влияние французской пластики) и интерьера Сант Яго да Компостелла – место и значение в развитии романской скульптуры Испании.

Пластический декор клуатра Санто Доминго де Силос – одна из вершин романской скульптуры в Испании. Скульптура капителей – в ансамбле образует один из наиболее развернутых романских “бестиариев” в сочетании с растительным декором. Влияние мосарабских традиций. Сцены их жизни Христа – проявление протоготических черт. Скульптура угловых столбов: сцены из жизни Христа и Марии: Вознесение, Сошествие Св. Духа, Снятие с креста, Положение во гроб и Воскресение (соединены в одной композиции), Ученики в Эммаусе, Неверие Фомы, Благовещение, Древо Иессеево.

4.5. Скульптура Италии. Стиль, иконографические схемы, темы и образы. Влияние скульптуры Прованса на Италию. Проблема авторской скульптуры. Творчество Никколло, творчество Вилигельмо. Скульптор и архитектор Бенедетто Антелами - формирование и эволюция стиля. Проявление новых норм и принципов построения пространства и моделировки фигуры в его композициях. Творчество Антеллами как объективное звено между античной и ренессансной пластикой. Пармский баптистерий – архитектурное и пластическое творение Антелами. Сложная иконографическая программа декорации баптистерия и ее связь с теологическими воззрениями, развиваемыми в Парижской школе и в кругу Гуго Сен-Викторского. Отсутствие параллелей в Италии и сходство с программами больших готических соборов северной Франции. Скульптура экстерьера, скульптура интерьера, фигуры сезонов и месяцев. Авторские скульптурные произведения Антелами в баптистерии и их стилистическая характеристика. Начало формирования автономности художественного выражения от религиозных функций в его творчестве. Рельеф Антелами “Снятие с креста” из Пармского собора. Скульптура портала собора в Фиденце и проблема возрождения статуарной скульптуры.

5. Романская монументальная живопись. Хронология и географическое распространение: отсутствие синхронности эволюции в разных регионах: раньше всего во Франции (начало или первая половина XI века), в Англии – с начала XII века. Формирование романского стиля: очищение романского изобразительного языка, закончившееся на рубеже XI-XII, от художественных черт каролингского и оттоновского искусства, сложение его собственных стилистических характеристик, выработка принципов изображения человеческой фигуры, “романская экспрессия”, линеарность и графичность, потеря объема, контурность, иное соотношение фигуры и фона, новые средства выражения пространственно-временных параметров.

Индукция взаимовлияний между миниатюрой и монументальной живописью от Оттонов к романской эпохе: в оттоновское время фреска как большая миниатюра, в романское время – наоборот.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: