Французская иллюминация.




Иллюминация первого романского стиля. Скрипторий Флери. Сакраментарий из Бовэ, нач. XI в. Связи с испанским искусством на юго-западе Франции. Апокалипсис из Сен Севера, сер. XI века – единственная рукопись по комментариям Беатуса, созданная вне Испании.

Группа северных скрипториев Франции и оживление их деятельности с конца X века. Истоки формирования их стиля: А) влияние переживающего расцвет англо-саксонского искусства, Б) их собственные традиции так называемого франко-саксонского направления.

Скрипторий аббатства Сен Бертен. Расцвет при аббате Одберте (986-1007). Жизнь св. Бертена. Псалтырь Одберта, Евангелие из Сен Бертена.

Скрипторий аббатства Сен Вааст. Развитие его стиля под влиянием Сен Бертена. Библия Сен Вааст, II четверть XI в., в 3-х томах. Ведущая роль орнамента в декорации листов. Миссал Сен-Дени, сер. XI в. Лучший памятник школы, среди лучших во Франции XI столетия. Сцены Иисус во славе, Иисус Христос и Сен Дени. Скрипторий аббатства Сент Аманд. Жизнь св. Аманда, сер. XI в.

Скрипторий аббатства Сен Жермен де Пре. Псалтырь Сен Жермен деПре. Изысканный графический стиль, высокая культура рисунка и орнаментации инициалов. Влияние на серию кодексов, среди которых – Жизнь св. Жермена.

Скрипторий аббатства Монт Сен Мишель. Расцвет со второй половины XI века. В его основе – соединение тех же двух тенденций, которые определяют в целом французскую иллюминацию XI столетия: каролингское искусство прежде всего франко-саксонского направления и влияние современной английской иллюминации. Сакраментарий Монт Сен Мишель.

Значение искусства северных школ и Иль де Франса XI века: комбинации и трансформации различных художественных моделей, иконографические поиски, предвосхищающие будущее развитие искусства западноевропейского региона.

Иллюминация зрелого романского стиля. Северные (норманнские)скриптории. Продолжение традиций XI века, влияние англо-саксонского стиля, интерес к историзированному инициалу и практическое отсутствие иллюстраций в полный лист, часто – техника перьевого рисунка с легкой акварельной расцветкой. Расцвет норманнских скрипториев – третья четверть XI века – вторая четверть XII века. Три основных центра – аббатства в Фекане, Жюмьеже, Монт-Сен-Мишель. Памятники: Moralia in Job св. Григория, 1100-1110, Комментарии на Исайя св. Иеронима, около 1100, Жюмьеж. Последняя четверть XII века – нарастание островных влияний стиля “мокрых складок”, постепенное формирование стилистической близости региона северной Франции, Англии, Low Countries, ее значение для развития раннеготической иллюминации. Памятники: Жизнь св. Аманда III (Сент Аманд, 1175), Библия Манериуса (Сен Бертен, 1180).

Школа Пуату. Расцвет с конца XI до конца XII века. Индивидуальный, с ясно выраженной стилистической характеристикой и очень развитой живописной техникой стиль, графическая трактовка фигур, динамика в построении сцен. Дискуссия об его истоках. Стилистическая связь с монументальной живописью, прежде всего в Сен Савен. Распространение влияния на Лангедок, район Пиренеев, Англию. Памятники: Жизнь св. Радегонды, посл. четверть XI века, Жизнь и чудеса св. Обена, конец XI в. - сходство с росписями в крипте Сен Савен. Жизнь св. Мартина, конец XI в. Сходство с первой рукописью, но – техника перьевого рисунка. Турская школа: в сфере влияния Пуату, так же, как и в монументальной живописи. Евангелие из Анжера, I треть XII века.

Школа Лиможа: скриптории в Сен Марциал и Сент Эттьен и их разная стилистическая направленность. Сен Марциал: сочетание итало-византийских влияний через иллюминацию Клюни с местными. Вторая Библия св. Марциала, около 1100 г. Сент Эттьен: Сакраментарий св. Эттьена, около 1100 г. – яркий и оригинальный мастер. Лиможские эмали и живопись – проблема влияний.

Скрипторий Клюни: Рукописи, образующие одну стилистическую группу с росписями в Берзе-ля-Вилль (начало XII века): Лекционарий из Клюни и др. Сочетание итало-византийских черт манеры мастера Берзе-ля-Вилль с оттоновским стилем украшения инициалов. Гипотеза об его участии в их украшении. Вторая волна византийских влияний в Клюни к концу XII века и монументальные Библии, с ней связанные: Библия из Совиньи (конец XII века), Библия из Лиона (два кодекса), Библия из Фрессака, Библия из Клермона. Отен и Клермон-Ферран: еще более явно выраженные византийские влияния: Сакраментарий из Отена, Сакраментарий из Клермон-Феррана.

Цистерцианские манускрипты: влияние идей св. Бернара. Отказ от богатого декора, применение монохромного инициала (Библия из Клерво). Скрипторий в Сито при аббате Стефане ХардингеБиблия из Сито (Библия Стефана Хардинга, 1109). Moralia in Job св. Григория (около 1111) – связь с докаролингской традицией Псалтыри Корби. Проблема авторства рукописей – возможно, один мастер, принадлежащий к англо-саксонской традиции Псалтыри Сент Олбанс. Творчество второго художника Сито этого времени – развитие другой линии, являющейся синтезом итало-византийских влияний с каролингскими чертами школы Карла Лысого. 1130-1140-е годы – время влияния этого мастера в Бургундии, искусство которой оказалось более восприимчивым именно к этой тенденции и причины этого, коренящиеся в характере бургундского искусства. Памятники – Комментарии на малых пророках св. Иеронима, I четверть XII века.

6.2. Английская иллюминация. Английские школы миниатюры и их искусство - среди вершин художественных достижений романики. Сложное переплетение собственных англосаксонских традиций и византийских влияний, проникающих из искусства норманнов на Сицилии. Широкий экспорт английского искусства на континент, миграция островных мастеров во многие страны (Франция, Испания, юг Италии и др.), частый переход миниатюристов к монументальной живописи.

Отсутствие синхронности в эволюции разных видов искусства в Англии после 1066 года: в архитектуре – очень быстрое складывание норманнского стиля и широкая строительная деятельность, в миниатюре – продолжение англо-саксонских традиций и некоторый застой. Школа Кентербери – к этому архаизирующему направлению. Памятники – О граде Божьем св. Августина (1120), Евангелие из Кентербери (1110-1120). 1120 год – новый этап в эволюции школы, под влиянием художественных связей с норманнским королевством в Сицилии. Итало-византийские черты.

Формирование оригинального романского стиля в английском искусстве – в новых художественных центрах, не отягощенных старыми традициями. Скрипторий аббатства Сент Олбанс: Псалтырь Сент Олбанс (1121-1123), Новизна стиля, богатство иконографических формул. Участие двух художников, первый из которых – среди лучших мастеров XII века (Омовение ног и другие евангельские сцены).

Скрипторий аббатства Бари Сент Эдмунд – развитие под определенным влиянием Сент Олбанс. Жизнь св. Эдмунда – предположительно авторство первого мастера Сент Олбанс. Псалтырь Шефтсбери (1130-1140) – очень близкий ученик мастера Сент Олбанс. Новое направление искусства скриптория при аббате Ансельме и проникновение италовизантийских влияний. Библия Бари Сент Эдмунд (около 1135) и творчество мастера Хуго, связанное с этим направлением. Его стиль – чувство анатомии человеческого тела, воздействие манеры “мокрых складок”, знакомство с константинопольскими образцами, или напрямую, или через Клюни. Влияние искусства Хуго на другие английские скриптории.

Развитие искусства Кентербери в середине и второй половине XII века: в начале периода – давление собственных традиций. Два центра: аббатство св. Августина и церковь Христа (оба бенедиктинские). Псалтырь Эдвина (1147) – копия Утрехтской. 1140-1150 – Библия аббатства св. Августина, так называемая Библия Ламбет. Влияние стиля мастера Хуго, византинизмы, иконографические совпадения с континентальными памятниками, в частности – каталонскими. Круг памятников Библии Ламбет, стилистически с ней сходных, – Евангелие из Лиссиса, руки самого мастера Библии Ламбет, (его значение для северофранцузских скрипториев), Винчестерская Псалтырь (Псалтырь Анри де Блуа, 1150). Истоки сходства: подражание Хуго, византийские влияния, предполагающие непосредственное знакомство с константинопольскими манускриптами.

Винчестерская школа: Винчестерская Библия – лучший памятник романской островной иллюминации. Комплексная природа памятника, отразившая эволюцию школы с середины XII века до 1180. Сохранение традиций иллюстрованного инициала. Некоторые миниатюры конца периода – в русле готического искусства. В это же время – усиление византийских черт в творчестве второй группы художников Библии на основе контактов с искусством Сицилии.

Распространение Бестиариев в Англии в XII – XIII веках, влияние Этимологии Исидора Севильского, Physiologus. Бестиарий из Британского музея, Бестиарий из Линкольна.

Вестминстерская Псалтырь (конец XII века) – полная утрата англо-саксонских черт, близость к византийским моделям.

6.3. Немецкая иллюминация. Формирование нового стиля – итог имманентной эволюции оттоновской иллюминации в сочетании с итало-византийским стилем, часто идущим из Клюни. Большая близость немецкой иллюминации к Италии, чем к Франции. На рубеже XII-XIII веков – нарастание многообразия и экспериментов на фоне отсутствия последовательной эволюции. Точки схода между различными центрами: влияние “византийской волны” последней трети XII века и новый интерес к изображению человеческой фигуры.

Рейнский регион – расцвет зрелого романского стиля между 1130 и 1170 гг. Традиционные для региона итало-византийские влияния. Кельн: Лекционарий архиепископа Кельна Фредерика (до 1131), Евангелиарий из Санкт Панталеон.

Мозельский регион: Библия из Ставло (два кодекса, 1097) – каролингские и оттоновские черты в стиле и иконографии, но – новое понимание изображения фигуры (Иисус Христос). Третья четверть XII века – расцвет романики в регионе. Библия Флорефф (после 1155) и распространение “типологического” (по Грабарю) метода в Германии.

Саксонский регион: вклад северных скрипториев в развитие романского стиля – только к середине XII века. Центры – Корвей, Хельмарсхаузен, аббатство Санкт Михаэель в Хильдесхайме. Влияние типологической иконографии в регионе: Миссал из Хильдесхайма (ок. 1160), Евангелиарий из Хельмарсхаузена (ок. 1175). Евангелиарий из Хельмарсхаузена (конец XII в.) - иконографические композиции типологического плана со сложным символико-аллегорическим смыслом.

Hortus deliciarum аббатисы Херады (1175-1185) – его место в развитии немецкой иллюминации, влияние на миниатюру и витражи Эльзаса, особенно романские витражи Страсбурга и Альпирсбаха. Последовательное применение типологической иконографии в сопоставлении сцен Ante legem и Sub lege; дидактической иконографии – в многочисленных персонификациях. Стиль – сильные византийские влияния, в том числе на многие иконографические схемы. Гипотеза о прямом влиянии греческой рукописи.

Зальцбург: лучшее понимание форм человеческого тела, легкость в движениях и трактовке складок – итог византийских влияний. Библия св. Флориана (I четверть XII века), Евангелиарий 1140 года.

Испанская иллюминация.

Каталонская школа: Стадиальное несовпадение развития романского стиля в разных видах изобразительного искусства – его формирование в иллюминации значительно опережает монументальную живопись и предопределяет их заметное различие. Выдающаяся роль скриптория в Риполле в XI веке: а) как место создания лучших памятников; б) как катализатор самобытных стилистических характеристик каталонской романской иллюминации. Скриптории в Жероне и Вике, их развитие в тесной связи и взаимодействии с Риполл. Памятники Риполл – Библия Сант Переде Родес и Библия Фарфы (сейчас в Риме) – тип монументальных Библии. Время создания – II-III четверть XI века, но закончены в начале XII. Значение Библии Фарфы для формирования иконографической программы скульптуры портала Санта Марии в Риполле. Гомилии св. Григория (конец XI века) – традиция иллюстрированного инициала. Беатус из Риполл (посл. четверть XI века): в качестве его модели – Беатус из Жероны, но - отсутствие заметного стилистического сходства с ним. В этом - ключевое значение памятника в редукции романской каталонской иллюминации от мосарабских черт.

II четверть XII века – новая стадия в эволюции каталонской иллюминации. Практическое вытеснение мосарабских черт в том числе из орнамента. Новые влияния: с запада Франции (особенно Пуату) – в решении человеческой фигуры (Псалтырь из Вика, II четверть XII века); орнаментальные формулы и раппорты англо-норманнского происхождения в инициалах и украшении бордюров (Псалтырь из Вика, II четверть XII века, Рукопись из Сант Куго дель Валлес, 1120-1130). Библия из Лериды – один из лучших памятников этого направления.

Кастилия и Леон. Сохранение мосарабских черт во второй половине XI века: Молитвенник короля Фердинанда I, Беатус из Бурго де Осма (1086). К этому же направлению – продукция скриптория Сан Миллан де ла Коголла, где появляются первые манускрипты на кастильском наречии: Беатус из Сан Миллан де ла Коголла (1100).

XII век: зрелый романский стиль. Книга завещаний леонских королей (1126-1129) – тенденции к схематизации и геометризации форм. Три монументальных Библии: из Авилы (сер. XII века), Библия Сан Исидоро (1162, 3 кодекса, по модели Библии Валераника 960 г.), Библия из собора в Бургосе (посл. четв. XII века). Вопрос о французских влияниях в этих памятниках.

6.5. Итальянская иллюминация. Региональная специфика в развитии итальянской иллюминации. Ломбардия – в XII веке продолжение традиций XI. Графичность стиля, ограничение роли цвета, проникновение византийских влияний. Памятники: Антифонарий из Монцы (к. XI), Сакраментарий из Новарры (ок. 1100), Гексамерон св. Амвросия (Милан, вторая четверть XII).

Скрипторий аббатства Монте Кассино: Экзультет из Ватикана (около 1060), Экзультет из Британской библиотеки (1070-1080) – отражение стиля монументальной живописи. Лекционарий из Ватикана – лучший памятник, созданный при аббате Дезидерии. Бревиарий Одеризиуса (конец XI века).

Рим: обновление стиля с последней четверти XI века. Первая четверть XII века – расцвет римской живописи. Два направления: 1. Памятники из монастырских скрипториев Субиако, Фарфы, Санта Чечилия ин Трастевере в Риме. 2. Так называемый “геометрический” стиль с большими инициалами. Круг памятников – Большие римские (гигантские, “атлантические”) Библии. Влияние спиритуализма грегорианских реформ. С конца XI века – развитие иллюстративного нарративного принципа вместо обычая украшать только инициал. Библия Пантеона (1125).

Тоскана: Влияние больших римских Библий на Библию из Санта Мария дель Фьоре (первая четверть XII века). Расцвет искусства Тосканы и формирование школы со второй четверти XII века.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: