О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири




Главная А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я Документы

Реклама:

О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири

(по рукописям Тобольского Губернского Музея)

В библиотеке Тобольского Губернского Музея имеются 2 рукописи, в которых говорится о религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири. Обе рукописи – на татарском языке, писаны на обыкновенной писчей бумаге почерком «насх». Одна из них писана Са’ад-Вакасом, сыном Реджеба, Аллакуловым и занимает 3 ¾ страницы, а другая написана Кашшафом Абу-Са’идовым и занимает 2 ¾ страницы. Первая из этих рукописей – разборчивее второй; вторая кроме того отличается более убористым письмом, чем первая. В первой рукописи всего 109 строк, а во второй 103 строки. В рукописи Кашшафа в одном месте сказано что предание списано из сочинения «Хасса ‘айны»-«Источник знатных лиц», из сочинений с подобным заглавием Хаджи-Хальфа называет «’Айну-ль-хаввас», принадлежащее некому из гор. Дейлема, но, разные-ли это сочинения, или одно и то-же, судить не решаюсь. В обеих рукописях встречаются и арабския, и персидския слова, иногда в не совсем правильном начертании. Татарская орфография не везде выдержана. [4]

При сем представляются татарский текст и перевод обеих рукописей, из которых в основу положена рукопись Са’ад Вакаса; в сносках указаны варианты рукописи Кашшафа. В скобки заключены слова подразумеваемые и не имеющиеся в оригинале. Предлагая внимание читателю свой перевод, я однако не уверен, на сколько правильно передал по-русски собственные имена местностей и речек Тобольской губ., ибо географию этой губернии я знаю мало. [5]

Рукопись Са’ад Вакаса, сына Реджеба.

[5-11] ***. [12]

Рукопись Кашшафа, сына Абу-Саида.

[12-17] ***. [18]

Русский перевод обеих рукописей

Прибегаю к Богу Единому за помощью против дьявола, побитого некогда камнями 1.

Во имя Бога Милостивого Милосердого.

Хвала Богу Единому, Господу миров, также благословение и приветствие лучшему из Его творений – Мухаммеду и всему его роду!

Затем, стало известным следующее:

Преподобные, т.е. лучшие люди, прошедшего времени сообщили следующее предание: 2

По мусульманскому летоисчислению 797-й год 3 был годом, исполненном истинной дружбы (с исламом). В священной Бухаре, во время хана Абу-ль-Лейса, с высокого указания и соизволения основателя (дервишеского) ордена Накшбендие господина ишана Ходжи Багау-ль-хакк уа-д-дин 4 [да святит Бог его святую могилу] 366 [19] шейхов 5, собравшись изо всякого рода городов восточных и западных стран на свет его разных чудес и бесед, стали искренними последователями. Но эти святые житие свое вели, распавшись в разные годы 6 на 3 части: одна часть находилась при шейхах и занималась тайным славословием Божиим и молитвою, одна часть в районе Бухары и по селениям ея обучала людей науке, еще одна часть вела с язычниками войну за веру. Когда наступило время войны за веру, (последователи) собрались пред святые очи преподобного ишана Ходжи-Багау-ль-хакк уа-д-дин и стали ожидать, в какую-де сторону последует его высокое указание. Ходжа [да будет над ним милость Божия!] после утренней молитвы, обративши к шейхам свое благословенное лицо, сказал: «В больших исторических книгах я видел так: В то время, когда повелитель правоверных ‘Алий 7 [да почтит Господь его лицо!] отправился и, проникши через Индостан, насадил ислам в странах Чин и Мачин 8 половину Китая обратил в ислам, а на половину наложил дань. Но некоторое количество непокорных возмутилось, бежало из страны Тарган-хана 9 и, спасаясь от меча повелителя правоверных господина 10 ‘Алия, прибежало к течению реки, известной у [20] тюрков по имени Иртыш, а по-таджикски – Аби-Джарус 11, и текущей на запад 12. Там имели кочевья: народ Хотан 13, также народы Ногай 14 и Кара-Кыпчак 15. Войдя в среду их, они (т.е. бежавшие из Китая от меча халифа ‘Алия) остановились и стали жить с ними, но не имели истинной веры и истинных понятий,-все это были татары, поклонявшиеся куклам (т.е. идолам). Теперь вам – (мое) приказание: приглашайте (их) к исповеданию ислама; если они (вашего приглашения) не примут, то учините с ними великую войну за веру! «-Когда последовало (такое) высокое указание – (ишана Хаджи Багау-д-дина), упомянутые 366 конных шейхов все сказали: «Ваше приказание (да будет) на наших головах (т.е. с готовностью исполним Ваше приказание)!», и в количестве 366 конных шейхов пришли к хану Шейбану 16 в степях Средней орды и стали у него гостями. Он, узнавши про обстоятельства этих святых и выразивши им свое единомыслие, [21] вооружил 1700 своих героев 17 и в целях большой войны за веру отправившись с ними вместе на лошадях, спустился к реке Иртышу и учинил там великое сражение за веру. В то время у реки Иртыша было 3 разных народа: первый народ Хотан, второй народ Ногай, третий народ Кара-Кыпчак, (а потом явились и другие): четвертый – бежавшие бунтовщики Тархан-хана, которые стали жить вместе с ними, пятый – Остяцкий 18 народ, который также, помогая им, участвовал в сражении, потому что он был с одной с ними веры. Упомянутые тут шейхи, соединивши с Шейбаном силы, сражались тут как истинные храбрецы. Язычников и татар они истребили несметное количество, сражаясь так, что по берегам Иртыша не осталось ни оврага, ни речки, где-бы они не бились, и тем язычникам не дали возможности бежать (букв.: лицо земли сделали тесным), но из них самих 300 конных шейхов стяжали мученический венец, павши, кто на суше, кто на воде, кто на болоте. Беглецы Тарган-хана вернулись и бежали в Китай 19, Остяцкий народ бежал в лес, некоторые из народов Хотан, Ногай и Кара-Кыпчак исповедали веру ислама, а некоторые, хотя и спаслись здравы невредимы, отчасти обезумели и, испугавшись, тоже обратились к вере ислама и бежать дальне не могли. Остяки впоследствии стали язычниками и [22] лишились веры (т.е. ислама). Герои хана Шейбана, в количестве 1448 человек, пали 20 и стяжали мученический венец; хан Шейбан, отправившись с оставшимися 252 21 героями к народу Средней орды в степных местах, стал называться вали-ханом, т.е. святым ханом, так как купно со святыми вел большую войну за веру, а из числа шейхов 300 всадников стяжали степень мученичества. Из 66 всадников трое 22 остались здесь и стали обучать основам веры тех из народов Ногай, Хотан и Кара-Кыпчак, которые исповедовали ислам. К их потомству принадлежат в Тобольске, Таре, Тюмени и Томске ходжи и шейхи. 63 23 всадника отправились в Священную Бухару и господину Ходже Бага-уль-хакк уа-д-дин доложили о своих делах. После этого появилась (здесь) вера (исламская) и открылись пути, (так что) вдоль Иртыша стали проходить караваны и наезжать сюда ради обучения вере ученые, ходжи и ишаны; большая часть их были люди, могшие творить чудеса. Кроме того из Священной Бухары через этот самый Иртыш проехал господин ишан Ходжа Девлет-шах, сын шаха ‘Абду-л-Ваггаба из Аспичапа. Он посетил калмыцкия кочевья и калмыцкого хана Хунтайчжи 24 привел к вере (ислама), затем опять приехал сюда и на берегу [23] этого Иртыша открыл 18 мавзолеев. Многие верующие люди, обратившись к нему, стали искренними (его) последователями. Потом из города Хорезма прибыл шейх Искандер из Мемляна и открыл 9 мавзолеев. Один из оставшихся здесь для обучения вере в числе первых шейхов был почтенный Шерпети 25, младший брат шейха Назара и шейха Бирия 26. Открыв 12 мавзолеев, он лег у ног своих старших братьев. Из упомянутых в этом родословии 39 мавзолеев 30 над мужчинами, женщинами и девицами описываются в этом родословии (ниже) вместе с их именами и названиями тех мест, где они почивают.

1. Из почивающих на берегу Иртыша святых – в Искере почтенный шейх Айкани;

2. Там-же перед Искером шейх Бирий;

3. Шейх Назар;

4. Шейх Шерпети, все трое были родные братья, из внуков Зенги-бабы 27;

5. Шейх Муса в Кучя-Ялане, был из детей имама Малика 28;

6. На холмах есть господин шейх Юсуф, был из внуков имама Абу-Юсуфа 29; [24]

7. На Баише господин Хаким-шейх, был из детей имама Шафи’и 30;

8. Внутри Вагая 31 есть почтенный господин Касим-шейх, был из детей имама Ахмеда 32;

9. На Собре 33, с правой стороны Иртыша, шейх Ахмед-’Алий;

10. С левой стороны шейх Дервиш-‘Алий;

11. В Увате 34 шейх Турсун-‘Алий;

12. У реки Вагая на Юруме шейх Девлет 35 – Алий, все четверо – сыновья одного лица, из внуков Абу-ль-Хасана Хиркани 36;

13. В Тебенди шейх Анджетан 37, был из внуков шейха ба-Мачин;

14. У устья Ишима, именно в селении Большой Буран 38 мавзолей шейха Бигяч-ага, Бигяч-ага был внук Джамия 39, основателя ордена Мевлеви, спутники его с 3 [25] камнями лежат на берегу озера;

15. В Вагае почтенный старец шейх Баграм;

16. На берегу Вагая почтенный шейх Назар, они – родные братья, были из внуков Сейид-аты 40;

17. В Бикятуне господин шейх Мир-Кямал;

18. В Карагае Ходжай-шейх, они – родные братья, были из детей Бахти-ата 41

19. У озера Лючюк почтенный Науф;

20. В Атъяле почтенный ‘Аляф 42, они – родные братья, были из детей султана Баязида 43;

21. В Бурбаре Дауд из Кандагара, он из детей имама Джа’фара 44;

22. В селении Каш шейх ‘Абду-ль-Азиз 45;

23. В Кан-Чубари 46 шейх ‘Абдул-Менаф, оба родные братья, были из детей мудрого Сулеймана 47; [26]

24. В Эрум-джине почтенный шейх Дауд, из внуков имама 48 Гусейна 49;

25. В Карбине шейх ‘Омар-‘Алий;

26. На возвышенной стороне селения Карагай, у Красного Яра, на местности Оба-Бактари, в селении Кюмюшли шейх Кепеш-‘Алий, оба родные братья, были из детей Омара Аль-Фарука 50;

27. В Иш-Тамале ‘Акыл-биби;

28. В Юруме Хадиджа-биби;

29. Шейх Муслиху-д-дин из Кермана, с двумя дочерьми он участвовал в войне за веру, старшая (из них) Салиха-биби, она пала в овраге, называемом Чар-бий 51, у селения Саругач, и легла;

30. Младшая ‘Афифа-биби, она пала в овраге Агут 52, выходящем из Вагая 53, и легла.

Сам господин шейх, покончивши со всеми неверными, отправился в Кызым 54 и был там правителем Ак-Гисара. Жены этих самых упомянутых шейхов, у некоторых дочери, а у некоторых сыновья находились в сражении за войну вместе; вот почему на некоторых местах над женщинами, девицами и мальчиками находятся мавзолеи; тут, говорят, нет ничего удивительного, ибо оне, матери и дети, все были святые. Перечисленные в этой [27] таблице 30 благословенных мавзолеев собрали в одну таблицу судья ‘Абдул-Керим, ахун Тобольска и Томска [да будет над ним милость Господня!], и один из ханских потомков ходжи Ибн-Ямин [да будет над ним милость Господня!]. О девяти мавзолеях, которые открыл господин шейх Искандер из жителей Мемляна в ведомстве города Хорезма, и о мавзолеях, которые открыли упомянутые выше 2 преподобные, здесь не говорится, так как об них есть своя специальная таблица; сведения о тех девяти, в этой таблице, прислал господин шейх Искандер из Туркестана, прислал при соседстве покойного соседа султана, т.е. Багау-д-дина [да будет над ним милость Господня!], ходжи Мир-Шерифа к Тобольским ахунам, и еще говорят, что из города Сайрама господин почтенный ишан шейх Юсуф, с проявлением чудес посещая берега Иртыша и Сибирь, открыл 10 мавзолеев. Собрав (их) в генеалогии, послал и вручил своему брату шейху ‘Алиму. Все это стало тайною, известною только ахунам округа Тары. Открыто 49 мавзолеев, и кроме того по берегам этого Иртыша остаются не обнаруженными еще шейхи, в количестве 251 челов. Затем упомянутые три 55 преподобных: господин ишан Ходжа Девлет-шах, господин ишан шейх Шершети, господин ишан шейх Искандер Хорезмиец из Мемляна открытые ими 39 мавзолеев отправили в Священную Бухару (в описании) с просьбою об опубликовании. Преподобные Священной Бухары, относясь с благоговением, как к тайнам Божественного откровения, поверили настолько, что даже подтвердили и [28] удостоверили, и каждому оказали возможное благоговение, и также завещали: «Покорнейше просим, чтобы (святые могилы) оберегались неукоснительно, будь (оне) на речках, впадающих в Иртыш, будь по берегам Иртыша самого или на болотах. 251 шейх всадник, не объявившись, остались сокрытыми. Благочестивые и миролюбивые мужчины, женщины и девицы, если кто-нибудь в тайных отношениях к Господу Всевышнему, получит точные указания (Его) относительно (сокрытых мужей), или если (эти мужи) о себе дадут им какие-либо намеки и знамения, то пожалуйста да не будут нерадивы (относительно объявления могил и построения мавзолеев), для того чтобы шейхи не разгневались (на них) и чтобы не осрамили ни их, ни потомства их!»-Сделав такое завещание, приложив печати к мавзолеям, открытым всеми троими, и приложив руки, прислали и соизволили (этим) оказать высокое одолжение и милость 56. В Тобольском уезде, на берегу Иртыша, на возвышенной стороне местности Карагай (сосняк), в селении Кюмюшли, на холме Оба-Бактар дано дозволение на мавзолей шейха Кефиш-‘Алий. Имя ближайшего к нему – шейх Бугай, его сын шейх Сафар, его сыновья шейх Урас и шейх Ир-Семет. Сын шейха Ураса шейх Рамазан, его сын шейх Абу-ль-Хасан, его сын шейх Мухаммед-Шериф.

Писал это самое предание Са’ад-Вакас, сын Реджеба, Мемет-Аллакулов.

(пер. Н. Ф. Катанова)
Текст воспроизведен по изданию: О религиозных войнах шейха Багаудина против инородцев западной Сибири (по рукописям Тобольского губернского музея). Казань. 1904

 

Комментарии

1. Вместо предшествующих слов в другой рукописи сказано: Это самое родословие заимствовано из «Хасса ‘айны».

2. В другой рукописи: «В прошедшее время преподобные его сообщили следующее предание».

3. Начался 27 октября 1394 года и кончился 15 октября 1395 года.

4. В другой рукописи: «Багау-д-дин». Багау-ль-хакк уа-д-дин по-русски значит: блеск истины и веры; настоящее имя основателя ордена Накшбендие было Мухаммед. Th. W. Beale на стр. 96 книги «An oriental biographical dictionary» (London, 1984) говорит: «Багауддин Накшбенд шейх, знаменитый святой и основатель ордена мистиков (суфиев), отличаемаго именем Накшбенди, умер в 857=1453 году в Персии. Некоторые полагают, что он жил раньше.

5. Шейх у мистиков обозначает всякаго старшаго, наставника.

6. В другой рукописи: «в одном году».

7. Зять Мухаммеда, царств. 656-661.

8. т.е. Китая, но из более достоверных источников не видно, чтобы ‘Алий бывал в Китае.

9. Хана с таким именем я не знаю; но, если принят Тарган-хан за нарицательныя имена, то по-русски выйдет: хан дворянскаго сословия.

10. В другой рукописи нет слова: «господина».

11. в другой рукописи: «аби-джирс».

12. Левый приток р. Оби.

13. Именем «Хотан» у Иртышских остяков именуются вообще татары, как говорит С.К. Патканов: 22 – Irtiss – osztjak Szojegyzek. Budapest, 1902».

14. Под именем «Ногай» были известны племена, кочевавшия некогда между рр. Эмбой и Уралом и приведенныя Ногаем, внуком Тевала, внука Чингиз-хана. В настоящее время киргиз-казаки ногаями зовут всех татар-мусульман.

15. Колено с именем Кыпчак как самостоятельная народность исчезло в составе союзов узбеков и киргиз-казаков.

16. Четвертый сын Джучи-хана Шейбан управлял степями, которыя занимают ныне киргизы и в которых прежде жили узбеки, приблизительно между Уралом-хребтом и Сыр-дарьей; быть может, тут надо разуметь не упомянутаго Джучида, а Мухаммеда Шейбани, жившаго в XV-XVI вв.

17. В другой рукописи: «братьев».

18. В оригинале «Ичтяк», или «Иштяк»; по словам П.П. Семенова «Географ. – статистич. Словарь Российской Империи» (С.П.Б. 1863) том 1, и В.В. Радлова так зовут киргизы башкир («истяк»).

19. В другой рукописи вместо этого сказано просто: «бежали в Китай».

20. В другой рукописи: «пали все».

21. В другой рукописи: 250.

22. В другой рукописи: 300.

23. В другой рукописи: 66 и 3.

24. По калмыцки «хун-тайчжи» есть просто титул княжеский или ханский, но не собственное имя, и потому неизвестно какой именно разумеется здесь хан; да и вообще я не знаю, исповедывал-ли когда-нибудь ислам калмыцкий народ.

25. В другой рукописи: «Шерапети». Про какого-то ученаго Шербети-шейха разсказывал некогда В.В. Радлову в дер. Саургаце и один тобольский татарин. См. его «Образцы народной литературы тюрк. племен» (СПБ, 1872), часть IV.

26. В другой рукописи: «Шейх Пирий».

27. Жил в области Шаш, умер 656 года=1258 г. См. «Хазинату аль-асфия» (Каунпур, 1894), 539 стр.

28. Абу’-Абдилла Малик бен Анас жил с 712 по 795 г.; он учредил так называемое малекитское законоведение.

29. Абу-Юсуф Якуб Аль-Ансари умер 798 г., юрист, ученик известнаго Абу-Ханифы, носящаго у татар и др. мусульман обыкновенно имя «Имам аз’зам»-«величайший имам».

30. Абу’-Абдилла Мухаммед Аш-Шафи’и жил с 767 по 820 г., юрист, основатель так называемаго шифиитскаго законоведения.

31. Абу’-Абдилла Ахмед ибн Хамбал умер в 855 году, учредил так называемое ханбалитское законоведение.

32. Вагаем тут названа степь, орошаемая Вагаем, левым притоком Иртыша, берущим начало в Ялутерев. у. В старину Вагайская степь была густо заселена разными инородческими племенами.

33. В другой рукописи: «на Сопре».

34. Под Уватом здесь разумеется местность у озера Уватскаго в Тобол. губ.

35. В другой рукописи: «Тевлет».

36. Умер 425 = 1033 года.

37. В другой рукописи: «Анчафий».

38. В другой рукописи про это селение не сказано ничего.

39. Нур-эд-Дин ‘Абду-р-Рахман Джами умер 1492 г., мистик.

40. Ходжа-Сейид – Ахмед-ата умер 710=1310 г.

41. В другой рукописи вставка: «ныне по соседству Шимен-шейх, сын ‘Абду-с-селям-шейха, сына Тырай-шейха, (сына) Карымшак-шейха».

42. В другой рукописи: «почтенные Тырай-шейх (и) ‘Аляф».

43. Баязид Тайфури Бастами-ходжа жил с 777 по 845 г. См. стран. 99 вышеназванной книги Beale. У суфиев (мистиков) названия «султан», «шах», «паша» и т.д. не имеют ничего общаго с каким-либо оффициальным положением носителей этих титулов. См. стр. 37 соч. В.Д. Смирнова «Очерки истории турецкой литературы» (СПБ, 1891).

44. Джа’фар-Садык умер в 765 году; по мнению татар все оракулы ведут начало от этой особы.

45. В другой рукописи только «’Азиз-шейх».

46. В другой рукописи: «в Камчари».

47. Здесь разумевается не библейский Соломон, а Сулейман, прозываемый Ходжа-Хаким-ата, умерший в 582=1186 году: он был последователь известнаго мистика Ходжи Ахмеда Ясави, умершаго в 1166 году.

48. В другой рукописи было: «имама ‘Омара ‘Алия», и потом все это слегка зачеркнуто.

49. Внук Мухаммеда, умер 680 года.

50. Второй халиф, вступил на престол в 634 году.

51. В другой рукописи: «Джырбий».

52. В другой рукописи: «Ахут».

53. Или иначе: у речки, впадающей в Вагай.

54. В другой рукописи: «Кызмын».

55. В другой рукописи: 300.

56. В другой рукописи далее до конца следует: «писавшим это самое предание с Хасса-‘айяы значится Мулла Хальвет из Яркенда, переписал Кашшаф Абу Са’идов. Кончено».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: