МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПП. Производственной (по профилю специальности) практики
для специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Рабочая программа производственной (по профилю специальности) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности среднего профессионального образования 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Рабочая программа рассмотрена
на заседании ЦК отделения Инжиниринга
Протокол № ____ от __________________
Председатель ЦК ____________А.М. Пермикина
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
______________ У. С. Путилова
«___» _______________ 2016 г.
Рабочую программу разработал:
преподаватель отделения
Инжиниринга ИПТИ ТИУ
высшей квалификационной категории, инженер
В.Н. Ветошкин _____________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы производственной практики 4
2. Результаты освоения программы производственной практики 6
3. Структура и содержание программы производственной практики 7
4. Условия реализации рабочей программы производственной практики 10
5. Контроль и оценка результатов освоения программы производственной практики 13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕИЦАЛЬНОСТИ)
1.1. Область применения программы
Рабочая программа производственной (по профилю специальности) практики - является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование в части освоения основного вида профессиональной деятельности.
|
Целью проведения производственной практики (по профилю специальности) является: закрепление теоретических знаний полученных студентами при изучении дисциплин специального цикла путем изучения опыта работы предприятий, учреждений, организаций; овладение производственными навыками и передовыми методами труда по специальности; приобретение знаний основ производственных отношений и принципов управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов, а также помочь студенту анализировать свои возможности, психологически и практически готовиться к будущей профессии.
МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ППССЗ
ПМ.01. Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПМ.02. Ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПМ.03. Наладка и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПМ.04. Организация и управление работой трудового коллектива.
1.2. Цели и задачи производственной (по профилю специальности) практики - требования к результатам освоения программы производственной (по профилю специальности) практики
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения программы производственной практики (по профилю специальности) должен:
|
Иметь практический опыт:
Безопасной эксплуатации тепловых сетей, систем тепло- и топливоснабжения, автоматики, управления, сигнализации и защиты, арматуры и гарнитуры тепловых сетей, испытания узлов и деталей тепловых сетей.
уметь:
Осуществлять подготовку к наладке и испытаниям узлов и деталей тепловой сети.
Пуск и останов тепловых сетей;
Управлять режимами работы тепловой сети;
Осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий на тепловой сети;
Выявлять и устранять дефекты трубопроводов тепловой сети;
Определять объем и последовательность проведения ремонтных работ в зависимости от характера выявленного дефекта;
Производить выбор материалов, инструментов и приспособлений, средств механизации;
Контролировать и оценивать качество проведенных работ;
Составлять техническую документацию ремонтных работ;
Использовать техническую документацию процесса эксплуатации тепловой сети;
знать:
Устройство и принцип действия, характеристики основного и вспомогательного оборудования;
Устройство систем автоматического регулирования. Сигнализации и защиты тепловой сети. Расхода и учета эгнергоресурсов;
Правила техники безопасности при эксплуатации тепловой сети;
Основные положения Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов;
Технологию производства, ремонта тепловой сети;
Классификацию, основные характеристики и область применения материалов и инструментов, приспособлений и средств механизации для производства ремонтных работ;
|
Типовые объемы работ при производстве текущего и капитального ремонтов тепловой сети;
Нормативные документы, регламентирующие организацию и проведение ремонтных работ.;
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы производственной практики: 612 часов (17 недель)
2. РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы производственной (по профилю специальности) практики является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения. |
ПК 1.2 | Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения. |
ПК 1.3 | Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения |
ПК 2.2 | Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 2.3 | Вести техническую документацию ремонтных работ. |
ПК 3.1 | Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения |
ПК 3.2 | Составлять отчетную документацию по результатам наладки и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения |
ПК 4.1 | Планировать и организовывать работу трудового коллектива. |
ПК 4.2. | Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности трудового коллектива. |
ПК 4.3. | Обеспечивать выполнение требований правил охраны труда и промышленной безопасности |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и неси за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководство, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план производственной практики (по профилю специальности)
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
ПК 1.1-1.3; ПК 2.2, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2; ПК.4.1-4.3 | Раздел 1. Обслуживание тепловых сетей | ||||||||
ПК 1.1-1.3; ПК 2.2, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2; ПК.4.1-4.3 | Раздел 2. Обслуживание конструкций на сетях | ||||||||
ПК 1.1-1.3; ПК 2.2, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2; ПК.4.1-4.3 | Раздел 3. Режим работы тепловой сети | ||||||||
Всего: |
3.2. Содержание обучения по ПП.05 производственной практике (по профилю специальности)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, дидактические единицы. | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Обслуживание тепловых сетей. | |||
Тема 1.1 Обслуживание арматуры на тепловой сети | Обслуживание оборудования тепловых сетей с трубопроводами диаметром до 500 мм | ||
Обслуживание и текущий ремонт запорной и регулирующей арматуры тепловых сетей | |||
Обслуживание и текущий ремонт спускных и воздушных кранов тепловых сетей. | |||
Тема 1.2 Обслуживание трассы тепловой сети | Обход трасс подземных и надземных тепловых сетей | ||
Наблюдение за состоянием внешней поверхности теплотрасс. | |||
Осмотр оборудования в камерах или надземных павильонах | |||
Раздел 2. Обслуживание конструкций на сетях | |||
Тема 2.1 Покраска металлоконструкций | Правила покраски металлоконструкций. | ||
Тема 2.2 Маркировка | Маркировка трубопроводов и арматуры. | ||
Тема 2.3 Шурфы | Подготовка шурфов на трассах. | ||
Тема 2.4 Обслуживание камер | Проверка камер на загазованность | ||
Раздел 3. Режим работы тепловой сети | |||
Тема 3.1 Пуск и наладка тепловой сети | Порядок пуска и наладки тепловых сетей | ||
Тема 3.2 Контроль за режимом работы теплосети | Контроль за режимом работы тепловых сетей | ||
Дифференцированный зачет | |||
Всего |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫПП.05 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПРАКТИКИ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы производственной практики требует наличия рабочего места слесаря по обслуживанию тепловых сетей.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- аудиовизуальные средства обучения;
- принтер;
- сканер;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения;
Оборудование и технологическое оснащение рабочего места:
- Оборудование для тепловых сетей;
- Переносные инструменты;
- Счетчики тепловые;
- Контрольно-измерительные приборы;
- Запорная, регулирующая, предохранительная арматура;
- Спускные и воздушные краны;
- Газоанализаторы;
- Программное обеспечение профессионального назначения.
Характеристика рабочих мест (на которых обучающиеся будут проходить практику): для технических специальностей.
Наименование цехов, участков | Оборудование | Применяемые инструменты (приспособления) |
Ремонтно-механические мастерские | Циркуляционные насосы, запорная, предохранительная, регулирующая арматура (задвижки, вентили и др.). Спускные и воздушные краны. Приборы учета тепла и давления (манометры). | Набор слесарных инструментов. Набор прокладок. Газоанализатор. Грузоподъемные средства. Струбцина. |
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Законодательные и нормативные акты:
1. Федеральный закон от 06 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О энергосбережении»
2.Сборник нормативных документов об охране труда.
3. СНиП 42-01-2003 Тепловые сети. М: Госстрой, Россия 2003г.
4. Техническая эксплуатация отопительных систем. СПб: Издательство ДЕАН.2005г.
5. ПБ 12-529-03 Правила безопасности систем теплоснабжения.
Основные источники:
1. Теплоснабжение: Учебник для вузов / А.А. Ионин, Б.М. Хлыбов и др.; Под ред. А.А. Ионина. – М.: Стройиздат, 2012. – 336 с., ил.
2. Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети. Изд. 3-е, перераб. – М.: Госэнергоиздат, 2013. – 360 с. с черт.
3. Белецкий Б.Ф. Технология строительного производства. Учеб. для студ. вузов обуч. по направл. «Строительство», спец. «Водоснабжение и водоотведение». - Издательство АСВ, 2011 – 416 с.; ил.
4. Сантехнические работы: учебное пособие / С.В.Фокин, О.Н. Шпортько. –М.: ИНФРА-М, 2013. – 464 с.
Дополнительные источники:
1. Дуб В.Ю Арматура высокого давления для трубопроводов. М- энергоиздат 2012.
2. Брюханов О.Н. Памятка такелажника. Издатльский центр Академия 2011.
Периодические издания:
Журналы «Тепловое хозяйство», «Жилищно-коммунальное хозяйство».
Интернет-ресурсы
WWWd. Edn. Fd45jk\ 287= «Аварии на системах теплоснабжения».Методические указания Колмачев М.Т. 2006.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение рабочей программы производственной практики (по профилю специальности) заключается в практическом закреплении знаний и умений, полученных при изучении междисциплинарного курса Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей, которое проводится в кабинете междисциплинарных курсов. Занятия по производственной практике проводятся в лабораториях с использованием специализированного программного обеспечения.
Производственная практика проводится концентрированно после освоения всех разделов модуля. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля Выполнение работ по одной или несколькими профессиям рабочих, должностям служащих является освоение междисциплинарного курса «Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей и учебной практики.
Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтверждаемых отчётами и дневниками практики студентов, а также отзывами руководителей практики на студентов.
Производственная практика завершается дифференцированным зачётом студентам освоенных общих и профессиональных компетенций. По окончании практики обучающимися составляется письменный отчет (Приложение А), который утверждается руководителями практики от предприятия и Университета. По результатам практики руководителями практики от Университета и предприятия оформляется аттестационный лист (Приложение Б) и характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики (Приложение В).
Результаты прохождения производственной практики учитываются при проведении государственной (итоговой) аттестации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство производственной практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин профиля.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫПП.05 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1 Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения. | - подготовка теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения к пуску и остановке | Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики |
ПК 1.2 Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения. | - организация режима работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики |
ПК 1.3 Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | - планирование мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики |
ПК 2.2 Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения. | - планирование работ, связанных с ремонтом теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики |
ПК 2.3 Вести техническую документацию ремонтных работ. | - составлять акты по ремонтным работам | Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики |
ПК 3.1 Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | - планировать работы, связанные с наладкой и испытанием теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. | Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики |
ПК 3.2 Составлять отчетную документацию по результатам наладки и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | - составлять акты по результатам наладки и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения | Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения производственной практики |
Итоговая аттестация по модулю | Дифференцированный зачёт освоенных профессиональных компетенций по результатам производственной практики |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформировать профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - демонстрация интереса к будущей профессии | Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося при выполнении работ по производственной практике. Экспертное наблюдение и оценка активности учащегося при проведении учебно-воспитательных мероприятий профессиональной направленности. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в системах тепло- и топливоснабжения. - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач; | Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося при выполнении работ по производственной практике. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и неси за них ответственность | - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в системах тепло- и топливоснабжения.. | Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося при выполнении работ по производственной практике. Экспертное наблюдение и оценка активности учащегося при проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные | Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося при выполнении работ по производственной практике. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося при выполнении работ по производственной практике. Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся информационных технологий при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководство, потребителями | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. | Экспертное наблюдение и оценка коммуникативной деятельности при выполнении работ по производственной практике. Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся коммуникативных методов и приёмов при подготовке и проведении учебно- воспитательных мероприятий различной тематики |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. | Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося при выполнении работ по производственной практике. Экспертное наблюдение и оценка уровня ответственности учащегося при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики (культурных и оздоровительных групповых мероприятий, соревнований, походов, профессиональных конкурсов и т.п.) Экспертное наблюдение и оценка динамики достижений учащегося в учебной и общественной деятельности |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. | Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся методов и приёмов личной организации при выполнении работ по производственной практике. Экспертное наблюдение и оценка использования учащимся методов и приёмов личной организации при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики. Экспертное наблюдение и оценка динамики достижений учащихся в учебной и общественной деятельности |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка деятельности учащегося при выполнении работ по производственной практике. |
Приложение А