Беседа по картине
Итак, перед нами картина В.А.Серова. “Девочка с персиками”. Внимательно рассмотрите её.
– Как изображена девочка на картине? Какое у нее лицо, взгляд?
В ее взгляде есть что-то притягивающее к себе. Лицо девочки юное молодое, оно такое же живое, как и все предметы на этой картине. Художник изобразил девочку, словно бабочку, она словно впорхнула в дом с солнцем и скоро улетит обратно на улицу, где сияет июльский день.
– Опишите комнату, в которой находится девочка? Что мы чувствуем, находясь мысленно в этой комнате?
Когда мы смотрим на картину, нам кажется, будто мы сами находимся в этой светлой комнате. Мы словно можем подойти к этому столу потрогать скатерть, персики, серебряный ножик, подсвечник на окне или раскрашенную игрушку солдата-гренадера, который выглядывает из-за плеча девочки. Можем пройти в другую комнату, сесть на стул возле окна.
В комнате так много света, простора, воздуха… И солдатик, и блюдо на стене, и блики на спинках старинных стульев, и легкие тени от персиков на скатерти, и веселая зелень сада за окнами – все служит тому, чтобы вы почувствовали ласковое, летнее тепло комнаты, в центре которой находится девочка с персиком в руках. Посмотрите, как живо написаны персики – так и хочется откусить.
– Какие цвета красок использовал художник, чтобы создать эту картину? Какое впечатление производит на вас эта картина? Что в ней особенно красиво?
- Почему картина названа «Девочка с персиками»? Опишите портрет девочки, используя опорные слова. (учебник, с.88 упр.154)
- Какое впечатление производит на вас картина В.А. Серова?
— Что в ней особенно красиво?
(Далее работа по вопросам упр. 154 (с. 88).)
|
План
Художник В.А. Серов и его картина.
Девочка с персиками.
Мое отношение к картине.
Слово о В. Л. Серове и его работе как художника-портретиста.
Валентин Александрович Серов прославился как портретист.
Еще в юности художник довольно просто и ясно сформулировал одну из главных творческих задач: «Я хочу отрадное, и буду писать только отрадное». Серов родился в семье музыкантов. Дарование будущего живописца обнаружилось рано. На рисунки 9-летнего мальчика обратил внимание Репин, ставший его учителем и другом.
Картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками», написанная в 1887 году, - одно из первых крупных его произведений создана художником, еще не достигшем 22 лет.
На картине изображена общая любимица художников, гостивших в то время в Абрамцеве, Вера Мамонтова, дочь Саввы Мамонтова.Молодой художник написал его летом в 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда заглянул после Италии. Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с ранних юношеских лет. В. Серову не раз попадалась на глаза подросшая Вера Мамонтова, которую он знал с рождения.
Вместе с художником любила кататься на лодке, или верхом на лошади, любила пошалить, задирая своего друга — молодого Серова. И художник не раз заговаривал о ее портрете. Она была красочной, милой девочкой: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая.
|
И Валентин Серов стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость... Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!» Она капризничала, и лукаво отвечала: «Ты же замучаешь меня... Скучно сидеть, лето...».
«Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, - вспоминал Серов, - уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров».
Писал он ежедневно, но его «муки творчества» зрителю незаметны и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения.
Портрет удался. Можно сказать, он стал визитной карточкой художника.
Веруша кажется старше своих 12 лет. Прервав обычную беготню, она задумалась о чем-то значительном, сосредоточилась, стала взрослее. Пушистые персики, розовая блуза, игрушечный гренадер – все это осталось в прошлом. Открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно раздвигает пределы комнаты, напоминает о большом «настоящем» мире, в который – еще минута, и уйдет эта милая повзрослевшая девочка.
На картине мы видим угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева. Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на нас просто и откровенно. Но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется, готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день.
|
Прошло уже много лет, но и сегодня яркий солнечный свет заливает знакомую столовую в музее-усадьбе «Абрамцево». Нет здесь только обеденного стола, за которым некогда сидела, позируя своему любимому старшему другу, милая Веруша. Все остальное сохранено таким, каким оно было при Серове и у Серова: под окном то же кресло красного дерева со спинкой в виде лиры, в углу на подставке стоит фигура гренадера - игрушка работы сергиевских кустарей, раскрашенная Серовым, над ней -майоликовая тарелка. В окно светит солнце...