Исторические и лирические народные песни. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Частушки, предания.
Из древнерусской литературы (3 ч)
Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».
«Шемякин суд».
Из литературы XVIII века (3 ч)
.
Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
Из литературы XIX века (32ч)
К.Ф. Рылеев
Дума «Смерть Ермака». Связь с русской историей.
И.А. Крылов
Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
А. С. Пушкин
«История Пугачевского бунта». «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Пугачев и народ в повести. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Средства характеристики героев повести. Смысл названия повести. Роль эпиграфов.
М.Ю. Лермонтов
«Мцыри». Идейное содержание поэмы.
Н.В. Гоголь
«Ревизор». История создания комедии. Приемы сатирического изображения. Мастерство композиции и речевых характеристик. Хлестаков и хлестаковщина. Значение авторских ремарок. Особенности композиционной структуры. «Ревизор» в театре и в ки
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города». Сатирическая направленность.
Н.С.Лесков
Нравственные проблемы в рассказе в «Старый гений».
Л.Н. Толстой
«После бала». История создания. Художественное своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные проблемы. Моральная ответственность человека за происходящее.
А.П. Чехов
«О любви» — рассказ об упущенном счастье.
Из литературы XX века (19ч)
И.А. Бунин
Проблему счастья в рассказе «Кавказ».
А.И. Куприн
Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».
А.А. Блок
Историческая тема в творчестве Блока. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».
С.А. Есенин
Поэма «Пугачев». М.А.
И.С. Шмелёв
«Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.
Тэффи. «Жизнь и воротник».
М. Зощенко. «История болезни».
М.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики
А.Т. Твардовский
«Василий Теркин». Герой и автор поэмы.
А.П. Платонов
«Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
Лирика русских поэтов о родине, родной природе.
Из зарубежной литературы (6 ч)
У. Шекспир
«Ромео и Джульетта». Проблемы трагедии.
Д. Свифт. «Путешествия Гулливера».
В. Скотт «Айве
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
§ содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
§ наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
§ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
§ основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
§ работать с книгой
§ определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
§ выявлять авторскую позицию;
§ выражать свое отношение к прочитанному;
§ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
§ владеть различными видами пересказа;
§ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
§ участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Учащиеся должны уметь:
• прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
• определять идейную и эстетическую позицию писателя;
• анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия;
• оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
• различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
• сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
• использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
М.: Просвещение, 2008.