Общая характеристика Скифо-Сибирской области.




Скифо-сибирская культурно-историческая область (основные признаки).

Пазырыкская, тагарская и уюкская культуры Южной Сибири.

Общая характеристика Скифо-Сибирской области.

Выделяют 2 этапа истории народов степного пояса в раннем железном веке:

1. Скифский этап VII – III вв. до н.э.

2. Сармато-гуннский этап

Хронология:

IX - начало VII в. до н.э. – переходная стадия от эпохи бронзы к эпохе железа в этой местности

конце VIII- нач. VII вв. до н.э. на территории от Придунавья до Прибайкалья сформировались культуры, входящие в состав КИО, именуемой «скифский» или «скифо-сибирский мир».

 

Отличительная черты (скифская триада):

1. вооружение (особенно акинака)

2. конское снаряжение

3. скифский звериный стиль

 

Господствовало кочевое скотоводческое ираноязычное население, практиковавшее захоронения по обряду трупоположения под курган.

Собственно скифы занимали крайнюю часть скифо-сибирского ареала (степь+лесостепь Северного Причерноморья, частично Северный Кавказ)

К востоку от Дона – савроматы – ираноязычный народ, живший в степях между Доном и Волгой.

Скифо-сибирская КИО сформировалась на основе культур, восходящих к срубно-андроновской области эпохи поздней бронзы. Формирование с.-с. культуры происходило в условиях сходной среды обитания, сходного уклада жизни. Фактор распространения на больших пространствах - мобильность обитавших там народов.

Пазырыкская культура (VI-III вв. д.н.э.)

Алтай и прилегающая часть Восточного Казахстана. Пазырыкская культура – продолжение местных памятников майэмирского типа VIII – нач.VI вв. до н.э.

Для майэмирской эпохи характерно: возникновение первых в этом регионе произведений искусства скифо-сибирского звериного стиля, постепенное перерастание вооружения и конского снаряжения предскифских типов в вооружение и конское снаряжение, соответствующее нормам «скифской триады».

Погребения: обычно малые и большие курганы, стоящие в ряд и образующие меридианальные и широтные цепочки родовых могильников.

Насыпь каменная, реже каменно-земельная, перекрыв-ю могильную яму с установленнным в нее срубом/каменным ящиком. Погребальный инвентарь: сосуды, бараньи кости; у м. – оружие, у ж. – зеркало и нож. Часто в могилах есть еще и лошади.

 

· Пазырыкские, Башадарские, Туэктинские курганные группы – богатейшие родовые кладбища царского масштаба. Курганы с высот. 2-4 м., диаметром > 50м.

· Все органические материалы в этих могилах остались в сохранности до наших дней благодаря уникальному явлению — образованию под насыпями линзы вечной мерзлоты вследствие сочетания определённых природных и антропогенных факторов.

· Основа погребения - квадратная яма, в её южной части – деревянный сруб, имевший двойные стены, которые увешивались коврами. В срубе саркофаг-колода с предварительно мумифицированными телами 1-2 людей. В северной части, за пределами сруба, складывались погребальные повозки + кони в богатой сбруе, иногда в масках-чехлах с имитациями оленьих и козлиных рогов.

К недавно открытым замечательным памятникам пазырыкской культуры относится погребение знатной женщины в кургане № 1 могильника Ак-Алаха 3 (раскопки 1993 г.) и мужчины в кургане № 3 могильника Верх-Кальджин (раскопки 1995 г.). Эти мумии покрыты татуировкой, как и мумии из Пазырыкских курганов № 2 и 5. Посмотрите в инете картинки мумий)))

(1) Пазырыкская культура. Погребения, конское снаряжение, оружие, утварь:

1, 2 — разрез насыпи и погребальной камеры V Пазырыкского кургана; 3 — интерьер погребальной камеры под курганом 1 могильника Ак-Алаха-1 с парным захоронением людей в саркофагах в сопровождении взнузданных коней; 4 — реконструкция снаряжения одного из коней из этого погребения (дерево, кожа, войлок); 5 — керамический сосуд с кожаными аппликациями в виде петухов; 6 а, в — бронзовые втульчатые наконечники стрел; 6 б — костяной черешковый наконечник стрелы; 7, 8 — бронзовые кинжалы-акинаки; 9 — бронзовый клевец; 10 — ранняя форма пазырыкских удил и псалиев (бронза); 11 — поздняя форма пазырыкских удил (бронза) и псалиев (рог).

 

(2)Майэмирская и пазырыкская культуры. Украшения и искусство:

1, 1a — зооморфные татуировки на теле женщины, погребенной в кургане 1 могильника Ак-Алаха 3; 2 — зооморфные татуировки на теле мужчины, погребенного в кургане 2 Пазырыкского могильника; 3 — реконструкция головного убора и гривны женщины, погребённой в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3; 4 — бронзовое зеркало с изображениями оленей и горного козла на обороте (майэмирская эпоха); 5 — золотая бляшка с изображением кошачьего хищника, свернувшегося в кольцо (майэмирская эпоха); 6 — позолоченная бронзовая уздечная бляха в виде птичьей головы; 7 — деревянная фигурка кошачьего хищника; 8 — кожаная аппликация покрышки седла со сценой терзания лося грифом; 9 — медная уздечная бляха в виде противостоящих грифонов.

Поселений как таковых не выявлено. Предположительно, зимники – дерев. дома, летники – берестяные юрты

Курганы пазырыкской культуры содержали изделия из дерева, кости, войлока, кожи, шёлка, бронзы, железа, золота и других материалов. Часть этих вещей была произведена на месте, часть — импортирована из Ирана и Китая. Сохранность органических материалов позволила восстановить комплекс пазырыкской одежды: 1) Ж. – длинный войлочн. кафтан с длинн. рукавами, рубаха, цилиндрич. тканевая юбка, войлочн. чулки, парики с войлочн. «султанами». 2) М. – кафтан/ коротк. куртка/ шуба из ш. овцы/соболя, тканая рубаха, башлык шлемовидн. или полушаровидн. формы; и м, и ж носили кожан./тканые штаны. Обувь – мягкие кожаные декоративные сапоги

Орудия: Своеобразие в распространении однокольчатых удил, У – образных трехдырчатых псалиев, позднее S - образных в оконч. в виде голов грифонов, ушастых птиц и т.д.

Особенности звериного стиля.: придание зверю S-образн. формы, обилие сцен терзания копытных животных хищниками и птицами

Сосуды в осн. представлены лепными кувшинами с высоким горлом.

Уюкская культура в Туве(VIII – III вв.д.н.э.)

Ареал: Тува, Восточный Алтай, с-з. Монголия

Погребения. Погребенные лежат на боку под курганами, в дервянных срубах/каменных ящиках, или просто в грунтовых ямах.

Ярчайшие памятники уюкской культуры — массовые захоронения людей и лошадей в курганах Аржан-1 и Аржан-2 в долине р. Уюк в отрогах Западного Саяна.

 

· Аржан – 1. Датировка дискуссионная IX – VII вв. до н.э. Под каменной насыпью – наземное деревянное сооружение из 70 радиально расходящихся прямоугольных и трапециевидных камер-клетей со стенами из брёвен, к-е уложены друг на друга без подгонки.

Центр. камера – 2 вставл. друг в друга квадратных камеры, внутренняя из которых - сруб с двойными стенами, содержала захоронения царя и царицы в гробах-колодах + 8 знатных человек + 6 лошадей. За передалми – 12 камер с погребениями людей и лошадей. Вся конструкция перекрыта сплошным бревенчатым потолком + бревенчатая стена- откос по периметру. Обнаружены предметы предскифского и раннескифского стиля, но и свидетельств-е о начале скифской эпохи. Таким образом, под насыпью кургана Аржан-1 были погребены 17 человек и более 160 лошадей. Большинство лошадей, судя по вариативности уздечных наборов, были приношением «царю» от зависимых племён.

Рис.: Деревянная погребальная конструкция под насыпью кургана Аржан-1 (фигурки лошадей обозначают камеры с массовыми конскими захоронениями)

 

Аржан – 2. (через 150 лет после А-1) Курганная насыпь каменная, местами глина. окружена стеной из горизонт уложенных камней + оградой из вертикальных каменных плит. В стене проход, на месте которого ограда покрыта зооморфными изображениями. Погребено 18 человек в 12 могильн. ямах. Центральное погребение «царя» и «царицы» в прямоугольной яме в камере в виде двойного сруба. Одежда и погребальный инвентарь богато украшены золотом. Перед лицами покойных лежат бронзовые зеркала, стены + пол сруба покрыты войлочными коврами. + Под насыпью найдено захоронение 14 лошадей. Помимо самого кургана погребально-поминальный комплекс включал в себя кольцевые каменные оградки с пережженными костями животных, каменные башни.

 

Тагарская культура (VII (VIII) – нач. III вв.)

 

Ареал: Степь и лесостепь бассейна среднего Енисея и частично Обь-Енисейское междуречье. Присуща вся скифская триада, но есть особенности:

1. создатели культуры: кочевые скотоводы+ оседлые земледельцы с пастушьим/отгонным скотоводством (преоблад. КРС и овцы). Свидетельство о земледелии: оросительные каналы, часто в скальных породах, многочисленные находки бронзовых серпов

2. мало железных изделий до V в., т.к. богатая традиция обработки бронзы предшествующей карасукской культуры

Поселения: селища на естественных террасах, городища/городища-убежища с валом и рвом. Жилища: землянки, полуземлянки, редко – наземн. дома. Стены: глина+ камень / срубные конструкции с четырехскатной крышей, к-е относятся к концу тагарской эпохи (посл. известны из Боярской писаницы - памятника изобразительного искусства тагарской археологической культуры, состоящий из двух групп петроглифов: Малой и Большой Боярской писаницы на юго-западной части хребта Бояры)

Погребения представлены земляными курганами, окруженными прямоугольными оградками из врытых на ребро массивных плит, с вертикально установленными камнями по углам.

 

· Ранняя стадия: одиночные курганы, могила – каменный ящик

· Поздняя стадия: до 10-20 курганов в могильнике. Срубы/ямы с бревенчатыми накатами, часто коллективное трупоположение (родовые усыпальницы до 100 чел.)

Покойный на спине, вытянут. Погребальный инвентарь: у м. – оружие (лук, стрелы, кинжалы типа акинака и т.д.), у ж. – бусы, зеркало, шилья. У обоих: напутственная пища (КРС, редко лошадь/овца), бронзовые ножи с отверстием в рукояти.

· Большой Салбыкский курган (IV в. д.н.э.) Высота насыпи не менее 25 м. Пирамидальная насыпь из глины+дерна, облицовка – дерновая насыпь окружена квадратной оградой, ориентированной по сторонам света. Под насыпью деревянные склепы усеч.-пирамидальной формы, накрывавшие квадратную могильную яму. В ней сруб с телом пожилого знатного мужчины. + в могильной яме: 6 человек(члены семьи и слуги), + кости 4х человек, принесенных в жертву.

Тагарская культура:

1 — изображение жилищ на Боярской писанице; 2 — курган Салбык; 3 — бронзовые удила; 4, 5 — бронзовые наконечники стрел с втульчатым и черешковым креплением; 6 — бронзовый серп; 7 — бронзовый нож; 8, 9 — бронзовый топор-кельт и каменная форма для его отливки; 10 — бронзовый боевой топор с зооморфным обушком; 11— бронзовый клевец; 12— бронзовая уздечная бляха в виде оленя; 13 — бронзовое зеркало с фигуркой козла; 14, 15 — бронзовые кинжалы; 16 — бронзовое навершие с фигуркой козла; 17 — керамический сосуд; 18 — бронзовый котел.

 

Тагарская культура постепенно сменяется таштыкской, связанной с новой историко-культурной эпохой в степях Евразии, пришедшей на смену скифской эпохе. Остальные культуры «скифо-сибирского мира» в степях Евразии также резко или плавно уступают место сообществам с качественно новым материальным комплексом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: