С А М О О Б Р А З О В А Н И Е П Е Д А Г О Г А
Методический семинар
«Мастерство учителя –
это специальность, которой надо учиться»
А.С. Макаренко
ПЛАН:
1. Обоснование необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога.
2. Самообразование как инструмент профессионального роста.
3. Формы организации самообразования.
4. Диагностика и планирование процесса самообразования.
4.1. Практикум "Оценка уровня готовности педагога к развитию".
Выбор темы самообразования и этапы работы над ней.
Обоснование необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.
|
Педагогическая деятельность предполагает не только знание учителем своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Самообразование как инструмент профессионального роста
Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование.
Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:
• осуществляется добровольно;
• управляется самим человеком;
• необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
Таким образом, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
|
Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов УДО могут быть:
· ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного воспитания;
· изучение учебной и научно-методической литературы;
· ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
· изучение новых программ и педагогических технологий;
· ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;
· повышение общекультурного уровня.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
• "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
• "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
• "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).