По предмету: Региональная экономика




НАПРАВЛЕНИЕ «ЭКОНОМИКА»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: Региональная экономика

На тему: Определить тип региона (Ямало-Ненецкий АО)

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

семестр

Антонова Л.С.

 

2013 г


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. Макроэкономические характеристики ЯНАО

. Открытость экономики

. Отраслевая структура

. Главный индикатор регионального развития

. Межрегиональные связи

. Адресная инвестиционная программа

. Основные показатели ЯНАО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

 

Автономный округ является одним из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации. Площадь территории автономного округа - 769,3 тыс. кв. км., что составляет 4,5% территории страны и 52,5% территории Тюменской области.

Территория автономного округа располагается в арктической зоне Западно-Сибирской равнины, а также на восточных склонах гор Полярного и Приполярного Урала. Значительную часть территории автономного округа составляют полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский, разделенные Обской и Тазовской губами. В состав территории автономного округа также включена группа островов в Карском море (Белый, Шокальского, Вилькицкого, Неупокоева, Олений и др.). Протяженность автономного округа с севера на юг - 1150 км, с запада на восток - на 1130 км.

Вся территория автономного округа относится к территории Крайнего Севера (более половины территории находится за Полярным кругом). Природно-климатические условия Крайнего Севера оказывают значительное влияние на жизнедеятельность людей, развитие всего комплекса производственной и социальной инфраструктуры.

Северная граница автономного округа (по Карскому морю и Обской губе) является государственной границей Российской Федерации. На северо-западе автономный округ граничит с Ненецким автономным округом, на западе - с Республикой Коми. На юге проходит граница с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, на востоке - с Красноярским краем.

Климат автономного округа характеризуется суровой продолжительной зимой (в среднем 182 - 224 дня), частым прохождением волн холода, а также циклонами, сопровождающимися сильными бурями и метелями. Суровость климата объясняется положением автономного округа в высоких широтах и близостью Северного Ледовитого океана, что проявляется в неравномерном поступлении суммарной солнечной радиации в течение года, низких зимних температурах воздуха (средняя температура января от - 22°С до - 26°С, средняя температура июля +4°С - +14°С) и больших годовых амплитудах температур.

Территория автономного округа относится к зонам наибольшего (тундра и лесотундра) и повышенного (северная тайга) дискомфорта климата. Вся территория автономного округа входит в зону ультрафиолетового дефицита.

Современное административно-территориальное устройство автономного округа включает в себя 14 административно территориальных единиц: 7 районов и 7 городов окружного значения


1.Макроэкономические характеристики региона

 

Ямало-Ненецкий АО - самая «молодая» в стране территория нового промышленного освоения советских лет (1970-1980-е гг.), даже по сравнению с Ханты-Мансийским АО (конец 1960-х - 1970-е гг.). Другие регионы Крайнего Севера начали осваиваться в послевоенные десятилетия (Якутия - 1950-1960-е гг.) или еще в 1930-е гг. за счет использования труда заключенных (Норильский промышленный район, Магаданская область). Пик роста экономики ЯНАО и наиболее быстрый рост его населения пришелся на 1980-е гг., когда были введены в эксплуатацию крупнейшие газовые месторождения, обеспечившие стране лидерство на мировом рынке газа. Ямало-Ненецкий автономный округ входит в пятерку регионов-лидеров по производству ВРП. Особенности структуры окружной экономики (доминирование нефтегазового комплекса) определяют значительное превышение ВРП на душу населения в ЯНАО по сравнению с ВВП на душу населения в РФ

По душевому ВРП ЯНАО занимает второе место в РФ после Ненецкого округа, где большой объем нефтедобычи делится на малую численность постоянного населения (42 тыс. чел.). В ЯНАО душевой ВРП в 2009 г. составил 1,18 млн руб. на чел., что в 5,3 раза больше, чем по РФ в целом. При более правильной оценке с корректировкой на ценовые различия показатель душевого ВРП ЯНАО превышает средний по стране в 3,4 раза. С 2003 г. разрыв сокращается, поскольку ВРП ЯНАО в 2003-2008 гг. рос в среднем на 3,9% в год, а в среднем по РФ - на 7,5%. В долларовом эквиваленте душевой ВРП Ямало-Ненецкого АО (около 40 тыс. долл. на человека) превышает душевой ВВП таких стран как Австрия, Бельгия, Швеция. Однако экономика округа крайне узко специализирована, сырьевой тип развития не может быть устойчивым. Кроме того, значительная часть произведенного продукта изымается в виде налогов в федеральный бюджет.

Сверхвысокая доля добывающей промышленности в структуре ВРП ЯНАО немного снизилась за 2000-е гг., но рост доли сектора услуг, прежде всего, торговли (с 4 до 11% в 2004-2009 гг.) объясняется в основном трансфертным ценообразованием в нефтегазовой отрасли и сокращением добычи газа. Кроме того, выросла доля расходов на государственное управление в структуре ВРП, что вряд ли можно считать позитивной тенденцией. Более высокая доля строительства в ВРП обусловлена освоением новых месторождений и высокой стоимостью строительства в неблагоприятных условиях.

Влияние кризисов на развитие ЯНАО было разным. Экономический кризис 1990-х гг. затронул промышленность Ямала значительно в меньшей степени, чем другие нефтегазодобывающие регионы. Через несколько лет начался быстрый рост объема промышленного производства <https://www.socpol.ru/atlas/maps/1_3_2amap.gif>, который к 2004 г. превысил 90% от уровня 1990 г. В 2005-2008 гг. рост прекратился, в отличие от нефтедобывающих регионов. Газовый монополист «Газпром» перестал наращивать объем добычи в условиях истощения основных месторождений, рост его доходов обеспечивался высоким уровнем мировых цен на газ. Новый экономический кризис <https://www.socpol.ru/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml> 2008-2009 гг. привел к еще более сильному спаду - до уровня начала 2000-х. В 2010 г. объем промышленного производства вырос, но все еще на 18% ниже уровня 1990 г.

В Ямало-Ненецком АО в 2010 г. добывалось более 520 млрд кубометров газа, что составляет более 80% всей добычи в стране. На «Газпром» приходится более 90% добычи газа в округе, вторая по значимости газодобывающая компания - «НОВАТЭК» - дает около 5% общероссийской добычи газа. Основные месторождения (Вынгапуровское, Медвежье, Уренгойское, Ямбургское) находятся в стадии падающей добычи. В 2001 г. введено в промышленную разработку Заполярное месторождение, но оно не компенсирует падения. Разработка новых месторождений велась медленно. В стратегии развития Ямало-Ненецкого округа (базовый сценарий) в 2020 г. объем газодобычи на месторождениях «Газпрома» может составить около 300 млрд кубометров, сократившись на 200 млрд кубометров. ЯНАО занимает 2-е место по добыче нефти (около 30 млн т) после ХМАО. Основные нефтедобывающие компании - ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Роснефть». Значимых предприятий по переработке углеводородов на Ямале не создано. В стратегии развития до 2020 г. планируется вывод на полную мощность Губкинского и Вынгапуровского газоперерабатывающих заводов, ввод Новоуренгойского газохимического комплекса, но это только планы.

Более четверти промышленного производства дает Пуровский район. На территории района работают ведущие нефтегазодобывающие компании России - ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР» и их дочерние предприятия. В 2005 г. введена в эксплуатацию первая очередь Пуровского завода по переработке газоконденсата, принадлежащего ОАО «НОВАТЭК». Доля Надымского района в объеме производства - 22%, в перспективе значимость района будет снижаться, разведанных месторождений мало. Крупнейшее месторождение Тазовского района - Заполярное, ежегодная добыча - около 105 млрд кубометров. Перспективными являются Мессояхские нефтяные месторождения, которые разрабатывают «Газпром нефть» и «ТНК-ВР». В Красноселькупском районе расположено крупное Южно-Русское нефтегазовое месторождение, введенное в эксплуатацию в 2007 г., оно будет основной ресурсной базой Северо-Европейского газопровода. Добыча нефти концентрируется на юге округа, вблизи городов Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, ведущая компания - «Газпром нефть».

Будущее округа - богатейшие месторождения полуострова Ямал (Ямальский район). В 2012 г. планируется начало разработки крупнейшего месторождения полуострова Ямал - Бованенковского, уже построена железная дорога Обская - Бованенково, строится газопровод Бованенково - Ухта. В Ямальском районе расположено также Южно-Тамбейское газовое месторождение. Ввод этого месторождения в эксплуатацию намечен на середину 2020-х гг. Несмотря на сокращение объема добычи газа, инвестиционная привлекательность Ямала для российского бизнеса остается высокой

Крупнейшие инвестиционные проекты реализуются в Ямальском районе (Бованенково), наиболее промышленно развитом Пуровском. Новые месторождения осваиваются в Надымском и Тазовском районах, поэтому доля всех этих районов в инвестициях в округ максимальна

Показатели жилищного строительства в ЯНАО максимальные среди регионов Крайнего Севера и в отдельные годы даже превышали средние по стране. Резкий рост вводимой жилой площади в 2006-2007 гг. обусловлен ростом доходов компаний и населения в условиях резкого роста цен на газ. Последующий кризисный спад уполовинил объемы ввода жилья. В целом в округе сохраняется чрезвычайно затратная советская стратегия массового заселения регионов с экстремальными условиями для добычи ресурсов вместо развития более экономичных вахтовых форм занятости. Полная зависимость региона от конъюнктуры мировых цен на экспортируемое сырье делает крайне нестабильными и другие сектора экономики, включая жилищное строительство.

ЯНАО имеет собственный бюджет, отдельный от Тюменской области. С 2005 г. федеральное законодательство ограничило бюджетные полномочия автономных округов, они вынуждены были в 2004 г. заключить с областью специальный договор о сотрудничестве, позволивший сохранить бюджетные полномочия в обмен на перечисления части доходов бюджетов округов в бюджет области. ЯНАО имеет значительный объем налоговых доходов и является «донором», что позволяет вести более самостоятельную бюджетную политику. Доля безвозмездных поступлений (трансфертов) из федерального бюджета мала (7% в 2010 г.) и приходится в основном на субвенции - компенсации за исполнение федеральных полномочий, которые получают как «богатые», так и «бедные» субъекты. До середины 2000-х сверхвысокие доходы бюджета округа обеспечивались тем, что туда поступала половина налога на добычу нефтегазовых полезных ископаемых, однако с 2010 г. этот налог целиком зачисляется в федеральный бюджет. В 2010 г. почти треть всех доходов консолидированного бюджета ЯНАО давал налог на прибыль, более четверти - налог на доходы физических лиц, поступления регионального налога на имущество организаций (в основном крупных нефтегазодобывающих компаний) давали почти четверть доходов.

В кризисном 2009 г. налоговые и неналоговые доходы бюджета ЯНАО сократились несущественно (на 4,4%) по сравнению с другими развитыми регионами. Спад налога на прибыль (на 22% в 2009 г. к 2008 г.) был преодолен, и в 2010 г. объем налога на треть превысил уровень 2008 г в номинальном выражении. Это означает, что «Газпром» стал выплачивать большую часть налога на прибыль по месту производственной деятельности своих добывающих подразделений в ЯНАО.

 

2. Открытость экономики

 

Открытость проэкспортного типа связана с крупномасштабным экспортным производством, которое делает его привлекательным для иностранных инвесторов и кредиторов. Регионы этого типа характеризуются крупными абсолютными объемами экспорта и благодаря этому высокими относительными показателями внешнеторговой открытости. Они обеспечивают большую часть валютных поступлений в страну. Этот тип открытости наблюдается в Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО, Башкирии, Вологодской, Иркутской, Кемеровской, Липецкой, Оренбургской, Пермской, Челябинской областях, Красноярском крае с Таймырским АО, Мурманской области. Они обеспечивают более 30% внешнеторгового оборота страны и примерно 17% накопленных прямых иностранных инвестиций.

От этой группы отличаются регионы-интроверты, экономика которых обращена преимущественно на внутренний рынок. Они имеют ограниченные внешнеторговые связи и малопривлекательны для иностранных инвесторов. По нашим оценкам, в России насчитывается 38 регионов, экономика которых по своим структурным и институциональным характеристикам остается закрытой: области и республики Центрального, Волго-Вятского, Поволжского районов, северокавказские республики, южно-сибирские области и республики, большинство автономных округов.

 

. Отраслевая структура ЯНАО

 

В округе сформирована разветвленная промышленная структура: нефтегазовый комплекс, транспорт, аграрно-промышленный комплекс (оленеводческие и рыбные хозяйства), строительная отрасль.

Ямал сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент дальнейшего социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Разработанная в администрации автономного округа стратегия развития ЯНАО до 2020 года увязывает развитие топливно-энергетического комплекса с формированием новых отраслей региональной экономики, необходимых для современной жизни.

Основой экономики Ямала, базовой отраслью, является топливная промышленность, на которую приходится около 95% общего объема промышленного производства.

В первую очередь, Ямало-Ненецкий автономный округ был и остается основным газодобывающим регионом России и мира в целом. На Ямале добывается более 90% всего природного газа страны (23,7% мировой добычи) и более 14% российской нефти и газоконденсата. В общей сложности округ производит более 54% первичных энергетических ресурсов России. При этом гигантская часть природных запасов региона еще только ждет промышленного освоения

Динамичное развитие нефтегазового комплекса автономного округа предопределено уникальной ресурсной базой углеводородов. Потенциал запасов и ресурсов природного газа, а также нефти и конденсата на территории Ямала огромен и достаточен для развития округа на долгосрочную перспективу.

В Стратегии отмечено, что для достижения цели устойчивого развития топливно-энергетического комплекса региона на долгосрочную перспективу необходимо довести уровни добычи по природному газу до 630-750 млрд. кубометров, нефти - до 44 млн. тонн, конденсата - до 19-35 млн. тонн.

Увеличение производства газа в регионе позволит обеспечить возрастающие внутренние потребности страны в «голубом топливе», а также гарантировать выполнение многочисленных экспортных обязательств. Повышение спроса на газ в странах Европы, ненадежность импорта в Россию среднеазиатского газа на будущее, а также определение округа основным поставщиком газа в Китай на начальном этапе реализации газопроводного проекта «Алтай» служит обоснованием для увеличения его добычи из недр региона.

На данный момент территория Ямала не имеет альтернатив в России по масштабам добычи газа. Поэтому независимо от освоения новых нефтегазоносных провинций автономный округ на перспективу останется главным гарантом развития газодобывающей промышленности России.

Подавляющая часть производства природного газа к 2020 году будет обеспечена добывающими мощностями ОАО «Газпром». При этом прогнозируется увеличение доли независимых от Газпрома производителей газа, а также вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые значительно расширят объемы добычи газа.

К рассматриваемому периоду произойдут изменения в структуре газодобычи. Более трети производства природного газа в автономном округе будет осуществляться за счет новых проектов: месторождений углеводородов полуострова Ямал, Обской и Тазовской губ, Южно-Русского месторождения, а также ачимовских отложений Уренгойского месторождения.

Значительная часть добычи газа в автономном округе к 2020 году по-прежнему будет локализована в трех административных районах - Пуровском, Надымском и Тазовском. Доля Ямальского района в производстве газа ЯНАО после 2011 года будет постепенно увеличиваться, достигнув более 20% к 2020 году.

При расширении газодобычи в округе ресурсный потенциал будет по-прежнему масштабным, так как по состоянию на 1 января 2021 года еще не введенными в разработку только на полуострове Ямал и приямальском шельфе останутся месторождения с доказанными запасами (АВС1) в объеме 5 трлн. кубометров, а предварительно оцененные запасы (С2) составят 3,6 трлн. кубометров.

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2020 года определяет, что регион на долгосрочную перспективу также сохранит за собой статус относительно крупного производителя нефти в стране. Распределение нефтедобывающих мощностей компаний по эксплуатационным объектам показывает, что к 2020 году основная часть нефти будет добываться из недр Пуровского района. Учитывая, что в настоящее время темп отбора нефти в автономном округе составляет 1,5% от текущих извлекаемых запасов категорий АВС1 и в рассматриваемой перспективе этот уровень не превысит 2%, на 1 января 2021 года остаточные извлекаемые запасы нефти категории АВС1 составят почти 2 млрд. тонн. Значительные объемы доказанных запасов нефти будут числиться на балансе ОАО «Роснефть», «Газпром нефть» и ООО «Газпром добыча Уренгой».

Таким образом, ресурсная база углеводородов Ямала объективно способствует реализации стратегической цели - устойчивому развитию нефтегазового комплекса региона на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

При наличии столь значительного экономического потенциала округ сегодня занимает одно из последних мест в России по количеству автодорог. Показатель их плотности на Ямале в три раза ниже, чем в среднем по стране. Из-за отсутствия опорной транспортной сети стоимость перевозок в округе в 3,5 раза выше, чем в среднем по России, хотя ежегодно прирост грузоперевозок составляет 12-15%.

Опорный каркас окружной транспортной системы был сформирован в результате реализации программы развития газовой и нефтяной индустрии в 1970-1990 годах. Конфигурация сети и взаимодействие различных видов транспорта определялись сложившимися в то время межрегиональными транспортно-экономическими связями предприятий нефтегазовой промышленности и наличием двух 'входов' в регион. На юге - из Тюмени, на севере округа - по железной дороге из Лабытнанги, на речном транспорте - с юга из Омска и Новосибирска, на морском транспорте - из Мурманска по Северному морскому пути.

Система аэропортов и взлетно-посадочных полос также формировалась в нефтегазовых городах и поселках. Что касается автомобильных дорог, то они в первую очередь прокладывались к разрабатываемым месторождениям и имели радиальную конфигурацию: от железнодорожных станций и речных портов к углеводородным площадям. Особенностью автодорожной сети Ямала можно было назвать её ведомственную принадлежность и технологическую направленность. Протяженность дорог общего пользования была крайне незначительна.

В 90-е годы приоритетным направлением развития транспортной сети стало формирование широкой сети магистралей. В настоящее время система представлена всеми видами транспорта. В реализации объемов перевозок ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, на втором месте - автомобильный, на третьем - речной.

Строительный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа - одна из важнейших отраслей промышленности Ямала, от него в решающей степени зависит развитие всех отраслей производства, дальнейший подъем уровня жизни и культуры населения автономного округа. Основные цели в области капитального строительства -это реализация на территории Ямало-Ненецкого автономного округа градостроительной политики Российской Федерации и автономного округа, рациональное природопользование и сохранение культурного и исторического наследия, эффективное использование инвестиций в сфере капитального строительства, содействие комплексному развитию территорий автономного округа для благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Сегодня города Ямала внешне ни в чем не уступают городам средней полосы России. После снятия 'запрета на архитектурные излишества' каждый город начал приобретать свое лицо. Большая часть объектов строится по индивидуальным проектам, много внимания уделяется вопросам благоустройства, что весьма проблематично в условиях Крайнего Севера.

Особенно значимые перемены в последнее десятилетие происходят и с историческими поселениями округа, благодаря многочисленным губернаторским программам социально-экономического развития Ямала преображаются районные центры, национальные поселения округа, неузнаваемой стала столица округа - Салехард. Обладая значительным производственным потенциалом, строительный комплекс способен эффективно решать в полном объеме любые стоящие перед ним задачи по строительству и техническому перевооружению промышленных предприятий, объектов жилищно-бытового и социально-культурного назначения.

Агропромышленный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа представлен сельскохозяйственными, рыбодобывающими, перерабатывающими предприятиями, общинами коренных малочисленных народов севера, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными хозяйствами населения. Основные отрасли деятельности предприятий - оленеводство, рыбодобыча, звероводство, охотпромысел.

Одной из ведущих отраслей АПК является оленеводство. Всего на Ямале выпасается около 700 тысяч голов северного оленя.

Предприятия агропромышленного комплекса наращивают темпы по переработке оленьсырья. В настоящее время в пяти хозяйствах действуют цеха по переработке мяса оленей. В акционерном обществе ЗАО Совхоз 'Байдарацкий' введена в эксплуатацию линия по переработке и производству биологически активных препаратов из пантов северного оленя.

В настоящее время в Ямальском районе на полную мощность действует убойный комплекс, отвечающий требованиям евростандарта, приобретено холодильное оборудование и цех по переработке мяса.

Ямальские реки - место размножения сиговых рыб. Вылов рыбы по предприятиям всех форм собственности в 2004 году составил 6453 тонны, в том числе по сельскохозяйственным предприятиям вылов рыбы увеличился на 23%. Увеличение вылова рыбы по сельскохозяйственным предприятиям достигнуто за счет благоприятной промысловой обстановки на зимнем промысле в Тазовской и Обской губах и на промысле ряпушки в летнее время в реке Щучья. По предприятиям рыбной отрасли снижение вылова рыбы произошло из-за низкого уровня воды и жаркого лета.

В пяти организациях рыбодобывающей отрасли введены мощности по приемке, заморозке и хранению рыбы, что позволило сохранить сортность выловленной рыбы и улучшить качество выпускаемой продукции.

 

4. Главный индикатор регионального развития

 

Валовой региональный продукт Ямало-Ненецкого автономного округа с 2000 по 2007 гг. в основных ценах увеличился с 117,1 млрд. руб. до 647,3 млрд. руб., или на 452,8%. За этот период времени рост ВРП в сопоставимой оценке составил 47,4%. Среднегодовой темп прироста валового регионального продукта в сопоставимых ценах за данный период составил 5,9% при 7,0% прироста валового внутреннего продукта в Российской Федерации. Темпы роста ВРП в ЯНАО в 2000-2004 гг. превышали среднероссийские, однако за счет стагнации производства в добывающих отраслях в 2004-2006 гг. и снижением производства конечной продукции в строительстве прирост ВРП в целом за период в округе сказался ниже среднего по стране, что привело к небольшому снижению доли ЯНАО в ВВП России (с 2,7% в 2002 г. до 2,3% в 2007 г.).Ямало-Ненецкий автономный округ входит в пятерку регионов-лидеров по производству ВРП. Особенности структуры окружной экономики (доминирование нефтегазового комплекса) определяют значительное превышение ВРП на душу населения в ЯНАО по сравнению с ВВП на душу населения в РФ

По душевому ВРП ЯНАО занимает второе место в РФ после Ненецкого округа, где большой объем нефтедобычи делится на малую численность постоянного населения (42 тыс. чел.). В ЯНАО душевой ВРП в 2009 г. составил 1,18 млн руб. на чел., что в 5,3 раза больше, чем по РФ в целом. При более правильной оценке с корректировкой на ценовые различия показатель душевого ВРП ЯНАО превышает средний по стране в 3,4 раза. С 2003 г. разрыв сокращается, поскольку ВРП ЯНАО в 2003-2008 гг. рос в среднем на 3,9% в год, а в среднем по РФ - на 7,5%. В долларовом эквиваленте душевой ВРП Ямало-Ненецкого АО (около 40 тыс. долл. на человека) превышает душевой ВВП таких стран как Австрия, Бельгия, Швеция. Однако экономика округа крайне узко специализирована, сырьевой тип развития не может быть устойчивым. Кроме того, значительная часть произведенного продукта изымается в виде налогов в федеральный бюджет.

Сверхвысокая доля добывающей промышленности в структуре ВРП ЯНАО немного снизилась за 2000-е гг., но рост доли сектора услуг, прежде всего, торговли (с 4 до 11% в 2004-2009 гг.) объясняется в основном трансфертным ценообразованием в нефтегазовой отрасли и сокращением добычи газа. Кроме того, выросла доля расходов на государственное управление в структуре ВРП, что вряд ли можно считать позитивной тенденцией. Более высокая доля строительства в ВРП обусловлена освоением новых месторождений и высокой стоимостью строительства в неблагоприятных условиях. Обрабатывающая промышленность не получила развития.

Главными индикаторами стабильного и динамичного развития топливно-энергетического комплекса автономного округа является состояние ресурсной базы и объемы ежегодной добычи углеводородного сырья.

 

5. Межрегиональные связи

автономный округ региональный экономический

Заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директор департамента международных и межрегиональных связей Ямало-Ненецкого автономного округа Мажаров Александр Викторович.

Задачи и функции департамента международных и межрегиональных связей

Ямало-Ненецкого автономного округа

Департамент осуществляет следующие полномочия:

. Обеспечивает проведение единой государственной и региональной политики в области международной, внешнеторговой и межрегиональной деятельности автономного округа.

. Координирует деятельность департаментов, служб и агентств автономного округа и органов местного самоуправления автономного округа в сфере международных и внешнеторговых связей, работу торговых представительств автономного округа за рубежом.

. Контролирует деятельность департаментов, служб и агентств автономного округа по вопросам заключения контрактов с иностранными партнерами.

. Обеспечивает согласованное взаимодействие с исполнительными органами государственной власти автономного округа в сфере межрегионального сотрудничества.

. Осуществляет международное сотрудничество в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе приграничное сотрудничество, участвует в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

. Осуществляет мероприятия по проведению переговоров и заключению соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств.

. Открывает и содержит представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

. Формирует и реализует целевые и аналитические программы по основным направлениям деятельности Департамента.

. Осуществляет информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории автономного округа.

. Создает страховые и залоговые фонды в области внешнеторговой деятельности на территории автономного округа.

. Содержит представителей автономного округа при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджета автономного округа по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, и Министерством иностранных дел Российской Федерации.

. Вносит в Администрацию автономного округа проекты законов автономного округа, нормативных правовых актов Губернатора и Администрации автономного округа, по которым требуется решение Губернатора или Администрации автономного округа, относящиеся к установленной сфере ведения департамента, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Департамента.

. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, законов автономного округа, нормативных правовых актов Губернатора и Администрации автономного округа самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

нормативы и правила осуществления международных и внешнеторговых связей на территории автономного округа;

порядок разработки, регистрации, утверждения, введение в действие и пересмотра нормативов и правил;

нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности департамента, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется Губернатором и Администрацией автономного округа.

. Департамент осуществляет:

Взаимодействие с субъектами иностранных федеративных государств и административно - территориальных образований иностранных государств, органами государственной власти иностранных государств в области международной, межрегиональной и внешнеторговой деятельности.

Подготовку информационно - аналитических материалов по международному, внешнеторговому и межрегиональному сотрудничеству автономного округа.

По поручению Губернатора или Администрации автономного округа представление интересов автономного округа в деятельности международных органов, торгово-промышленных миссий, представительств и рабочих групп.

Содействие расширению связей организаций и частных предприятий автономного округа с деловыми кругами зарубежных стран и субъектов Российской Федерации.

Формирование общественно - политического и социально - экономического имиджа автономного округа в регионах Российской Федерации и за рубежом.

Организацию визитов в автономный округ официальных российских и иностранных делегаций, осуществление протокольного и организационного обеспечения международных и межрегиональных мероприятий, проводимых Администрацией автономного округа.

Подготовку визитов официальных делегаций автономного округа в субъекты Российской Федерации и зарубежные страны.

Обеспечение переводов официальных документов согласно международным нормам.

Содействие исполнительной органам государственной власти автономного округа и органам местного самоуправления в автономном округе в организации обучения и повышения квалификации специалистов за рубежом.

Обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и автономного округа по регулированию и координации международных, межрегиональных и внешнеторговых связей, подготовку предложений по их совершенствованию, анализ внешнеторгового, таможенного и валютного законодательств Российской Федерации.

Участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, подготовка заключений и предложений по нормативно-правовым актам Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

Обеспечение своевременного и точного исполнения правовых актов федерального законодательства и законодательства автономного округа, а также поручений Губернатора автономного округа и Администрации автономного округа

Оказание органам местного самоуправления консультативной и методической помощи по вопросам международной, внешнеторговой и межрегиональной деятельности.

Информирование Губернатора автономного округа и Администрации автономного округа о состоянии международной, внешнеторговой и межрегиональной деятельности в автономном округе.

Функции главного распорядителя средств окружного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий.

Организацию приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный федеральным законодательством и законодательством автономного округа срок.

Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.

В пределах своей компетенции участие в мобилизационной подготовке Департамента.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа работы по комплектованию, хранению и учету ведомственного архива Департамента.

Деятельность по участию в работе международных, межрегиональных и межмуниципальных организаций и объединений.

Участие в формировании проекта бюджета автономного округа по направлениям деятельности Департамента.

Участие в торгах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд автономного округа и Департамента.

Взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления в автономном округе по вопросам въезда иностранных граждан на территорию автономного округа с регламентированным посещением для иностранных граждан.

Проведение мониторинга посещения иностранными гражданами территории автономного округа с регламентированным посещением для иностранных граждан.

Участие в организации и проведении конференций, симпозиумов, встреч, семинаров и иных мероприятиях, проводимых на территории РФ и за рубежом, отнесенных к компетенции Департамента.

Участие в организации и проведении торгово - промышленных выставок, ярмарок, презентаций, фестивалей, форумов, чемпионатов, конкурсов и иных мероприятий, проводимых на территории РФ и за рубежом, связанных с международной, внешнеторговой и межрегиональной деятельностью.

Взаимодействие с Торгово - промышленной палатой автономного округа по вопросам межрегиональной и внешнеторговой деятельности.

Взаимодействие с исполнительными органами государственной власти РФ и субъектов РФ в области укрепления и развития военно-шефских связей с воинскими частями и иными организациями, расположенными на территории РФ и стран СНГ с целью патриотического воспитания граждан.

Участие в реализации международных проектов и программ в области образования, культурных и научных связей, экономики, здравоохранения, спорта и иных направлений деятельности.

Ведение официальной переписки на иностранных языках.

Экспертизу, разработку и подготовку к подписанию договоров, соглашений и контрактов по международному, внешнеторговому и межрегио



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: