Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования педагогов УДО, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
• эпизодичность прохождения курсов;
• недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования;
• время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы;
• качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов дополнительного образования и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
• возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
• система "ученый-педагог", при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
• нехватка у педагогов свободного времени;
• занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;
• дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
• возможность пройти их в удобное для педагогов время;
• возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
• дистанционные курсы проводятся на платной основе;
• документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации;
• не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет-технологиями.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
• научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
• посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
• участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
• посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
• теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов.
Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
• использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
• самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
• освоение информационных концепций, знаний и навыков;
• наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
• обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
• методическая помощь является персональной и адресной;
• попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:
• Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.
• Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает:
популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
• Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.
• Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)
основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
• Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности
называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
• Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).
4. Диагностика и планирование процесса самообразования
Несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация и методическая служба УДО. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, работа с молодыми специалистами, обсуждение актуальных тем, привлечение педагогов к участию в тематических педсоветах, методических семинарах, проведение консультаций для педагогов, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда - это лишь неполный перечень форм работы методического аппарата центра детского творчества.
Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
4.1. Практикум " Выявление способности педагога к развитию"
Самообразование педагога начинается с создания определенного настроя на самостоятельную работу, анализа затруднений, постановки проблемы, изучения психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирования и прогнозирования результатов.
На этом этапе может помочь анкета "Выявление способности педагога к развитию" - для оценки уровня готовности педагога к саморазвитию (приложение 1).
Педагогам предлагается заполнить, обработать анкету, обсудить полученные данные и сделать соответствующие выводы.