Система методических мероприятий в ЦДТ подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. При выборе и работе над темой самообразования каждому педагогу необходима серьёзная методическая поддержка.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов выстраивается по гибкой схеме, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учреждения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.
В индивидуальной беседе с методистом педагог определяет, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.
Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Методист может оказать им помощь в подборе педагогической литературы по теме.
Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако, педагогу может быть предложено поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
Несколько педагогов могут объединиться в работе над темой, близкой к содержанию к одной из годовых задач УДО.
Все темы педагогов должны находиться в одной логике с единой методической темой учреждения. В настоящее время единая методическая тема в Кежемском ЦДТ следующая: «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса». Цель педагогического коллектива в работе над этой темой определяется как «повышение качества реализации дополнительных образовательных программ на основе оптимизации использования и внедрения современных образовательных технологий».
|
В приложении 2 к семинару даётся список примерных тем, опираясь на который педагоги могут определить интересную для себя тему самообразования, после чего обратиться за консультацией в методический кабинет (педагогам предлагается ознакомиться со списком примерных тем).
Совместно с методистами будет разработан план работы над темой самообразования, основа для составления которого представлена в приложении 3 (педагогам предлагается изучить и обсудить примерный план работы над темой самообразования).
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 -и этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.
2 -и этап - прогностический, который включает определение цели и задач работы над темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
3-й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
|
4-й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
5-й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
· работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
· изучение материалов глобальной сети Интернет;
· участие в работе научных конференций, семинаров;
· участие в сетевых сообществах;
· ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
Несколько советов занимающимся самообразованием:
ВАЖНО, чтобы знания по какому- вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться эффективно пользоваться поисковыми системами Интернета, библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной информации и литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
|
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.
Литература:
1. Алдакаева Н.Г,, Яковлева Л.Ю. Тетрадь по самообразованию с заметками на полях. Салехард: ИМЦ, 2009.
2. Волкова О.В. Самообразование педагога//Справочник заместителя директора школы. № 2. 2011.
3. Попова М.А. Примерный план работы педагога над темой самообразования//Практика административной работы в школе. №7. 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию"*
Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:
5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.
Утверждение | Баллы |
Я стремлюсь изучить себя | |
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами | |
Препятствия стимулируют мою активность | |
Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя | |
Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время | |
Я анализирую свои чувства и опыт | |
Я много читаю | |
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам | |
Я верю в свои возможности | |
Я стремлюсь быть более открытым человеком | |
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди | |
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | |
Я получаю удовольствие от освоения нового | |
Возрастающая ответственность не пугает меня | |
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе |
Обработка результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
55 и более баллов - Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
36-54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
15-35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.
_____________________________________________________
* Методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2