Выбор темы самообразования и этапы работы над ней




Система методических мероприятий в ЦДТ подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. При выборе и работе над темой самообразования каждому педагогу необходима серьёзная методическая поддержка.

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов выстраивается по гибкой схеме, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учреждения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

В индивидуальной беседе с методистом педагог определяет, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.

Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Методист может оказать им помощь в подборе педагогической литературы по теме.

Для педагогов, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако, педагогу может быть предложено поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.

Несколько педагогов могут объединиться в работе над темой, близкой к содержанию к одной из годовых задач УДО.

Все темы педагогов должны находиться в одной логике с единой методической темой учреждения. В настоящее время единая методическая тема в Кежемском ЦДТ следующая: «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса». Цель педагогического коллектива в работе над этой темой определяется как «повышение качества реализации дополнительных образовательных программ на основе оптимизации использования и внедрения современных образовательных технологий».

В приложении 2 к семинару даётся список примерных тем, опираясь на который педагоги могут определить интересную для себя тему самообразования, после чего обратиться за консультацией в методический кабинет (педагогам предлагается ознакомиться со списком примерных тем).

Совместно с методистами будет разработан план работы над темой самообразования, основа для составления которого представлена в приложении 3 (педагогам предлагается изучить и обсудить примерный план работы над темой самообразования).

Технология организации самообразования педагогов может быть пред­ставлена в виде следующих этапов:

1 -и этап - диагностический, который предусматривает создание опреде­ленного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постанов­ку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.

2 -и этап - прогностический, который включает определение цели и задач работы над темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

3-й этап - практический, во время которого происходит накопление пе­дагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа продолжает сопровождать­ся изучением литературы.

4-й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

5-й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей ра­боты использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

 

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

· работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

· изучение материалов глобальной сети Интернет;

· участие в работе научных конференций, семинаров;

· участие в сетевых сообществах;

· ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.

 

 

Несколько советов занимающимся самообразованием:

ВАЖНО, чтобы знания по какому- вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться эффективно пользоваться поисковыми системами Интернета, библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной информации и литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завер­шенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформирован­ной. Стать авторитетным - значит быть компетентным в вопросах, интересую­щих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

Литература:

1. Алдакаева Н.Г,, Яковлева Л.Ю. Тетрадь по самообразованию с заметками на полях. Салехард: ИМЦ, 2009.

2. Волкова О.В. Самообразование педагога//Справочник заместителя директора школы. № 2. 2011.

3. Попова М.А. Примерный план работы педагога над темой самообразования//Практика административной работы в школе. №7. 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию"*

 

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 - скорее соответствует, чем нет;

3 - и да, и нет;

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.

 

 

Утверждение Баллы
Я стремлюсь изучить себя  
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами  
Препятствия стимулируют мою активность  
Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя  
Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время  
Я анализирую свои чувства и опыт  
Я много читаю  
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам  
Я верю в свои возможности  
Я стремлюсь быть более открытым человеком  
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди  
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты  
Я получаю удовольствие от освоения нового  
Возрастающая ответственность не пугает меня  
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе  

 

Обработка результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов - Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

36-54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15-35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.

 

_____________________________________________________

* Методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: