Разработка программы учебной дисциплины, модуля




(или его части)

Для разработки программы учебной дисциплины, модуля (или его части) при прохождении педагогической практики аспирант совместно с научным руководителем выбирает раздел учебной дисциплины. В процессе выполнения этого задания необходимо использовать знания и умения, полученные в процессе изучения дисциплин общенаучного и профессионального циклов.

Подготовка и разработке программы учебной дисциплины, модуля (или его части) включает:

1. Ознакомление с организацией учебного процесса в вузе в целом, правилами внутреннего распорядка, нормативными актами.

2. Изучение Федерального государственного образовательного стандарта профильной специальности (ФГОС ВО - государственный документ, на котором основывается содержание образования).

3. Ознакомление с документацией и организацией учебного процесса на кафедре.

4. Ознакомление с документами, регламентирующими учебный процесс:

– учебные планы - перечень учебных предметов, количество часов, отведенных на каждый предмет;

– рабочие программы - содержание каждого предмета, определяющее систему научных знаний, практических умений и навыков, которыми должны овладеть студенты;

– календарно-тематические планы;

– планы учебных занятий (лекционных и семинарских);

– учебно-методическое обеспечение учебного процесса по выбранной дисциплине;

– цифровые образовательные ресурсы образовательного учреждения.

5. Ознакомление с кафедральными помещениями, предназначенными для проведения лабораторных и практических занятий.

6. Изучение правил техники безопасности при проведении учебных занятий, включая работу со специальным оборудованием.

7. Ознакомление с современными технологиями и методиками обучения, используемыми ведущими преподавателями учебного заведения.

8. Ознакомление с методическим и дидактическим обеспечением организации учебного процесса на кафедре:

– учебными пособиями;

– методическими указаниями;

– сборниками упражнений и задач;

– учебными кейсами и проектами;

– цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР);

– контрольно-измерительными материалами;

– темами рефератов, курсовых и дипломных проектов;

– раздаточным материалом и др.

9. Ознакомление с внеаудиторной работой, ведущейся на кафедре по данному научному направлению: студенческие научные общества и кружки, студенческие научные конференции, олимпиады и т.д.

Разработка методической документации, необходимой для проведения аудиторных занятий по учебной дисциплине: программы учебной дисциплины, модуля (или его части) может включать:

a) проектирование занятий (лекционных, практических или лабораторных) с использованием инновационных образовательных технологий;

b) анализ основных активных форм и методов обучения, используемых в процессе обучения с обоснованием их применения;

c) разработку мультимедийного комплекса для преподавания технической дисциплины, ЦОР;

d) проектирование междисциплинарных модулей для лучшего усвоения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;

e) технологию разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов;

f) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов;

g) разработку сценариев проведения деловых и обучающих игр, междисциплинарных проектов и других инновационных форм занятий;

h) подготовку и разработку учебных кейсов для изучения технических дисциплин;

i) сравнительный анализ различных методов оценки качества учебно-познавательной деятельности студентов при изучении инженерно-технических специальностей;

j) оптимизацию учебно-познавательной деятельности для повышения качества инженерной подготовки студентов;

k) анализ отечественных и зарубежных практик в подготовке специалистов с высшим техническим образованием;

l) самоанализ и оценку своих педагогических знаний и умений, степень готовности к предстоящей педагогической деятельности.

Цифровой образовательный ресурс – это отдельный цифровой содержательный модуль, поддерживающий изучение конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, сопровождаемый соответствующей методической поддержкой[2].

Критерии оценки ЦОР:

1. Возможность дифференциации и индивидуализации обучения.

2. Обеспечение эффективной оперативной обратной связи.

3. Сбалансированность информационного объема

4. Единство стиля в оформлении, доступность, логичность и последовательность изложения учебного материала.

5. Возможность усовершенствования и развития ЦОР.

6. Простота и легкость навигации.

7. Оправданность применения графики, аудио, видео и т.д. (при их наличии).

8. Наличие сопроводительной методической документации.

Разрабатывая ЦОР, не следует увлекаться неоправданными компьютерными эффектами и «заигрыванием» учебного материала – главный акцент должен ставиться на содержательную, а не на оформительскую часть электронных ресурсов.

 

Этапы разработки программы учебной дисциплины, модуля (или его части):

1. Подбор и изучение научной и учебно-методической литературы по выбранной теме.

2. Составление плана учебных занятий (лекционных, семинарских или практических занятий) по выбранной учебной дисциплине.

3. Определение и подготовка для выбранной учебной дисциплины педагогических методов обучения и форм организации занятий с использованием активных, интерактивных образовательных технологий (учебно-познавательные и деловые игры, групповые дискуссии, работа над проектом, кейсы, решение проблемных задач, анализ ситуаций, …).

4. Подбор к занятиям приборов и лабораторного оборудования.

5. Разработка и подготовка ЦОР, мультимедийных презентаций, слайдов и др.

6. Подготовка для текущего контроля контрольно-измерительных материалов по теме или разделу дисциплины (тесты, контрольные работы, письменные домашние задания, рефераты, эссе, другие формы педагогического контроля).

Свои разработки программы учебной дисциплины, модуля (или его части) можно использовать как основу для написания учебно-методической статьи для участия в научно-методической конференции по специальности, предусмотренной заданием педагогической практики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: