Методические указания
По выполнению контрольной работы
По дисциплине Менеджмент (по отраслям)
по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Форма обучения
заочная форма обучения
Вологда
2018
Рассмотрено методической комиссией экономических и технологических дисциплин протокол № 2 «13 » ноября 2018г. Председатель МК________________ О.Б. Литвинова | Одобрено научно-методическим советом Протокол № 3 «11 » января 2019г. Председатель____________________ С.Н. Ларина |
Автор: Климина Л.А., к.э.н., преподаватель БПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж».
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15.05.2014 г. № 539.
Методические указания предназначены для студентов специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и направлены на оказание практической помощи при выполнении контрольной работы по дисциплине Менеджмент (по отраслям).
Методические указания по выполнению контрольной работы
В соответствии с учебными планом образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (базовый уровень среднего профессионального образования) предусмотрено выполнение контрольной работы по дисциплине Менеджмент (по отраслям).
Контрольная работа выполняется в срок, установленный учебным графиком с учетом требований к содержанию:
|
- темы, не рассмотренные на установочных занятиях, изучаются студентами самостоятельно;
- ответы на вопросы контрольной работы должны быть краткими, но полностью охватывать конкретное существо вопросов;
- использование практического материала является непременным условием выполнения контрольной работы;
- не допускается изложение вопросов контрольной работы с использованием одного литературного источника, его механическое переписывание;
- ответы сопровождаются выводами. Выносятся элементы самостоятельного анализа рассматриваемого вопроса в условиях конкретной рыночной ситуации региона.
Варианты контрольной работы
Контрольная работа выполняется по варианту. Вариант определяется следующим образом:
в таблице по горизонтали размещаются цифры от 0 до 9, которые соответствуют порядковому номеру в журнале учебных занятий. По вертикали также размещаются цифры от 0 до 9, которые соответствуют порядковому номеру в журнале учебных занятий.
Пересечения горизонтальной и вертикальной линии определяют клетку с номерами вопросов контрольной работы.
Цифра порядкового номера в журнале учебных занятий | Цифра порядкового номера в журнале учебных занятий | |||||||||
|
|
Вопросы к контрольной работе по дисциплине
Менеджмент (по отраслям).
1. Предмет, цели и задачи дисциплины «Менеджмент». Виды менеджмента.
2. Менеджмент как составная часть управления: понятие, субъекты и объекты, особенности и система управления.
3. Основные этапы формирования менеджмента.
4. Сущность и характерные черты школ менеджмента.
5. Современные подходы в менеджменте, их сущность.
6. Характерные черты современного менеджмента. Задачи, стоящие перед менеджментом в России.
7. Организация, её характерные черты, признаки.
8. Принципы управления: понятие, классификация, применение.
9. Внутренняя среда организации, её составляющие.
10. Внешняя среда, её составляющие, характерные черты.
11. Факторы внешней среды прямого воздействия, их характеристика.
12. Факторы внешней среды косвенного воздействия, их характеристика, взаимосвязь.
13. Цикл менеджмента. Понятие, классификация функций управления.
14. Планирование как функция менеджмента. Стадии планирования, роль.
15. Стратегическое планирование: понятие, назначение, этапы.
16. Организация как функция менеджмента, её содержание, роль.
17. Организационная структура: понятие, принципы построения, роль, типы.
18. Структура управления: понятие, типы, система взаимосвязей, принципы построения. Достоинства и недостатки (практ.)
19. Полномочия, их виды. Сущность делегирования. Ответственность, её виды.
20. Мотивация как функция менеджмента. Критерии мотивации: потребности, стимулы, вознаграждение.
21. Содержательные теории мотивации, их сущность.
22. Процессуальные теории мотивации, их сущность и применение в практике менеджмента.
23. Контроль как функция менеджмента: понятие, назначение, виды.
24. Этапы, правила и организация проведения контроля.
25. Методы управления: классификация, взаимосвязи, взаимозависимость.
26. Организационно-распорядительные методы управления: формы проявления, сущность и назначение.
27. Экономические методы управления: формы проявления, сущность.
28. Социально-психологические методы управления: понятие, назначение, особенности применения.
29. Управленческие решения: понятие, классификация. Требования, предъявляемые к ним.
30. Процесс принятия управленческих решений, его этапы (стадии).
31. Методы принятия управленческих решений.
32. Организация и контроль исполнения управленческих решений.
33. Коммуникация: понятие, виды, роль в организации. Базовые элементы коммуникаций.
34. Коммуникационный процесс, его этапы.
35. Пути улучшения системы коммуникаций в организации.
36. Конфликты в организации: понятие природа, последствия.
37. Виды и причины возникновения, функции конфликтов
38. Способы разрешения межличностных конфликтов.
39. Структурные методы разрешения конфликтных ситуаций.
40. Стресс: понятие, природа, причины возникновения. Виды стрессов.
41. Пути предупреждения стрессовых ситуаций и понижения уровня стресса.
42. Власть: понятие, виды, источники и баланс власти
43. Влияние: понятие, методы.
44. Лидерство: понятие, подходы к нему. Модели лидеров.
45. Стили управления, их сущность.
46. «Решетка менеджмента»: понятие, содержание, использование, построение.
47. Менеджер: понятие, его место в организации, роль и сущность деятельности.
48. Формы, особенности, культура управленческого труда.
49. Требования, предъявляемые к менеджеру: личностно-деловые, квалификационные.
50. Методы и технология оценки качеств менеджера.
51. Правила служебного поведения руководителя.
52. Самоменеджмент: понятие, направления совершенствования организации труда, норма управляемости.
53. Деловое общение: понятие, назначение, формы, фазы. Роль общения для современного менеджера.
54. Психология и этика делового общения. Деловой этикет.
55. Организация и правила ведения деловых бесед.
56. Организация и правила ведения совещаний.
57. Организация и правила ведения переговоров.
58. Техника телефонных переговоров.
59. Позы, мимика, жесты в процессе делового общения, их значение.
60. Управленческое общение; понятие, назначение, законы.
61. Коммуникационные сети, стили их разновидность.
62. «Управленческая пятерня», её элементы и характеристика.
63. Разделение управленческого труда, его виды.
64. Основные категории менеджмента.
65. Понятие, виды и этапы деловой карьеры.
66. Управление деловой карьерой.
67. Составьте план-схему организации проведения предварительного и итогового контроля за деятельностью коммерческой службы предприятия.
68. В АО "Антей" постоянные клиенты отказываются покупать продукцию, объем продаж которой оговорен ранее в договорах. В чем причина разрыва партнерских отношений. Ваши предложения как менеджера по продажам на данном предприятии по совершенствованию коммуникаций.
69. Разработайте систему целей для реализации миссии мини-завода по переработке молока: "Обеспечение населения качественной, разнообразной по ассортименту, доступной по цене продукцией".
70. Принять управленческое решение по совершенствованию деятельности коммерческой организации, если:
В настоящее время в коммерческой организации снижается объем производства и продаж ведущего вида продукции; наблюдается рост уровня себестоимости и как следствие организация теряет конкурентные позиции на рынке (Обосновать каждый этап процесса принятия решений).
71.Схематично изобразить «Решетку менеджмента» и определить зону соответствующего стиля руководства:
Руководитель в равной степени не уделяет внимания ни коллективу, ни созданию благоприятных организационно-технических условий его функционирования. Осуществляются минимальные усилия во всех направлениях в попытке сохранения занимаемой позиции. Дать характеристику стиля руководства и обосновать мероприятия по его совершенствованию.
72. Руководство мини-завода по переработке молока стоит перед выбором варианта миссии организации. Варианты:
а. Обеспечить решение проблемы сбыта молока фермерам, частникам.
б. Стимулировать создание и развитие фермерских и частных хозяйств.
в. Обеспечение населения качественной, разнообразной по ассортименту, доступной по цене продукцией.
Обоснуйте свой выбор миссии.
73. Разработайте тактический план для работников финансовой службы по разрешению стратегической проблемы организации: "Повышение конкурентоспособности организации".
74. Ситуация. В организации слабо выражены горизонтальные связи коммерческого отдела с другими службами. Укажите возможные последствия, определите проблему и возможные альтернативы решений.
75. Дать анализ реализации функций менеджмента работниками коммерческой службы на основании должностной инструкции. Разработать конкретные предложения, направленные на их совершенствование.
76. На основании учредительных документов определить мисси организации, оценить качество ее в узком и широком понимании, наработать мероприятия по ее совершенствованию.
77. На складах Вашей фирмы, где Вы возглавляете коммерческий отдел скопилось большое количество нереализованной продукции. Определите возможные организационные и функциональные стратегии.
78. Разработайте "дерево решений", если в организации снижается выручка от реализованной продукции и услуг.
79. Укажите методы управления, используемые на предприятии, если: взаимоотношения с подчиненными строятся в основном через приказы и распоряжения. Оплата труда производится по сдельно-премиальной системе, основное внимание уделяется премированию от выручки. Администрация заботится об улучшении условий труда, быта организации рабочих мест.
80. Изобразите схематично одну из теорий мотивации. Определите действия начальника коммерческой службы по ее реализации.
81. Определите составляющие внешней среды косвенного воздействия на с\х предприятие из предложенных ниже:
Ссуды коммерческого банка; механизаторы; мясокомбинат; закон РФ "О плате за землю", рынок; "Надеево", инфляция, потребители, система страхования; неплатежи перерабатывающих предприятий; политика страны, состояние экологии; состояние экономики общества.
82. Определите составляющие внешней среды прямого воздействия на с\х организацию из предложенных ниже:
Ссуды коммерческого банка, СХПК "Племколхоз Родина", инфляция, потребители, система здравоохранения; система страхования; неоплаты перерабатывающих предприятий; научно-технический прогресс; состояние экологии; политика; состояние экономики общества.
83. Определите систему методов управления, если Вам предстоит сформировать и организовать деятельность бухгалтерской службы предприятия. (Вы в роли главного бухгалтера).
84. Определите элементы внутренней среды организации из ниже перечисленных элементов среды:
ссуды коммерческого банка; система целей; законы федерального уровня; инфляция; технология; потребители; система страхования; задачи организации; мясокомбинат; неплатежи перерабатывающих предприятий; механизаторы; рынок. Самостоятельно дополните элементы внутренней среды организации.
85. Изобразите схематично структуру управления, если в организации 3-х ступенчатая структура: 9 комплексных бригад, объединенных в 3 производственных кооператива. В организации имеются все функциональные службы.
86. Изобразите схематично цеховую структуру управления (условия определите самостоятельно). Укажите ее достоинства и недостатки.
87. На предприятии назревает конфликт между отделом сбыта и производственным подразделением в связи с качеством продукции и уровнем цен (ситуацию конкретно вообразите самостоятельно). Предложите один из структурных методов разрешения конфликта.
88. Изобразите схематично возможную структуру управления коммерческой службой в организации (условие вообразите самостоятельно).
89. Менеджеру по продажам на предприятии вменили в обязанность и выполнение снабженческих функций. С выполнением обязанностей менеджер по сбыту справляется, но без особого энтузиазма. Однако постоянно задает начальнику коммерческого отдела вопросы, решения по которым может прекрасно принять самостоятельно. Сознавая это, руководитель каждый раз реагирует на такие вопросы раздраженно, отчего страдают не только отношения с этой сотрудницей, но и климат в коллективе. Укажите помехи в коммуникации, возможные последствия и пути их устранения.
90. Руководитель примерно поровну делит свои "привязанности" между людьми и организационно-техническими факторами производства. Он твердо "стоит на ногах", хотя и "не хватает звезд с неба". Наблюдается баланс усилий по необходимости завершить работу с одновременным поддержанием морали в коллективе на удовлетворительном уровне. Определить стиль руководства и его место на "Решетке менеджмента". Ваше мнение о необходимости совершенствования деятельности руководителя.
91. Работник коммерческого отдела постоянно испытывает стресс на работе в связи с большой загруженностью. Часто задерживается на работе, чтобы выполнить предъявляемые требования, иногда берет работу на дом. Определите возможные пути предотвращения стресса на работе.
92. Организация занимает лидирующее положение в отрасли, имеет устойчивое экономическое состояние. Примите и обоснуйте решение о выборе стратегии, если:
а. отрасль бурно развивается; б. отрасль идет к упадку
93. Зам. директора по коммерческим вопросам доводит распоряжения до подчиненных врезкой форме, исключающей дополнительные и уточняющие вопросы исполнителей. В результате не всегда качественно выполняются распоряжения. Укажите возможные последствия данной ситуации. Какие типы преград в общении? Ваши предложения по совершенствованию коммуникаций.
94. Руководитель организации старается возложить ответственность на подчиненных; ожидает инициативу со стороны, сам избегая ее проявить; обходит решение вопросов; не в состоянии контролировать дисциплину; в общении равнодушен; старается избегать нововведений; редко имеет свое мнение. Чаще использует поощрения, чем наказания.
Какой стиль руководства применяется руководителем, приводит ли такой стиль руководства к успеху?
95. Управляющий отделения берет ответственность полностью на себя; решает даже те вопросы, с которыми недостаточно знаком; навязывает свое мнение подчиненным, обычно приказывает, придирчив; при обращении с подчиненными проявляет нетактичность и даже грубость; никогда не обращается к подчиненным с просьбами.
Какой стиль руководства применяется и что следует изменить? При каких условиях данный стиль руководства необходим, по Вашему мнению?
96. Работнику коммерческого отдела неясны перспективы продвижения по службе, неизвестно мнение руководителя отдела, организации о нем. Отсутствуют критерии, исходя из которых, работник мог бы сделать самооценку своих результатов деятельности. Дайте характеристику ситуации, анализ последствий и определить пути ее предупреждения.
97. Составьте индивидуальный план работ (месячный, квартальный) руководителя (специалиста) среднего звена.
98. Построить схемы организационной и управленческой структуры хозяйства (организации, фирмы), в которой вы работаете.
99. Разработать «дерево целей и задач», реализация которых позволит уменьшить число конфликтных ситуаций в коллективе.
100. Проанализируйте основные функции управления на примере конкретного предприятия.
Источники литературы для выполнения контрольной работы.
Основная литература
1. Грибов В.Д. Менеджмент [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. / В.Д. Грибов. - 6е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 280 с. - (Среднее профессиональное образование).
2. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования./ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов.-12-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. -304с.
3. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования./ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов.-12-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -304с.
4. Казначевская Г.Б. Менеджмент [Электронный ресурс]: электронный учебник для студентов средних специальных учебных заведений. /Г.Б. Казначевская.- М.: КНОРУС, 2013. —240 с. — (Среднее профессиональное образование).
5. Сетков В. И. Менеджмент [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. / В.И. Сетков - М.: КНОРУС, 2012. —152 с. — (Среднее профессиональное образование).
Дополнительная литература:
1. Веснин В.Р. Менеджмент [Электронный ресурс]: электронный учебник для студентов высших учебных заведений./ Веснин В.Р.-М: Проспект, 2015.-616с.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: электронный учебник для студентов высших учебных заведений. / Веснин В.Р.-М.: Проспект, 2015.-320с.
3. Драчева Е.Л. Менеджмент: практикум: учебн. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования./ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов.-2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -304с.
4. Косьмин А.Д. Менеджмент: практикум: учебн. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования./АД. Косьмин, Н.В. Свинтицкий, Е.А. Косьмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -160с.
5. Круглова Н.Ю.Основы менеджмента [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н.Ю. Круглова. - М.: КНОРУС, 2013. — 500 с.
Контрольная работа выполняется по следующим требованиям:
Рекомендации по оформлению текста:
- текстовый редактор – Microsoft Word;
- формат А4;
- шрифт – Times New Roman;
- кегль – 12 пт;
- межстрочный интервал – 1,5;
- поля: верхнее, нижнее - 2 см, левое – 3см; правое – 1,5 см;
- абзацный отступ – 1,25 см;
- автоматическая расстановка переносов;
- выравнивание по ширине;
- иллюстративный материал (рисунки, схемы, диаграммы) должны быть черно-белыми, четкими.