Образовательная среда в аспекте требований фгос




В результате анализа ФГОС в аспекте соответствия его положений, содержания, требований с понятием образовательной среды видно, что она является не внешним фактором по отношению к образованию, а содержит и внутренние его факторы. То есть образовательная среда является системно сбалансированным сочетанием внутренних и внешних (по отношению к образованию) фактов и условий, существенно влияющих на образование, оказывающих на него позитивное воздействие на принципах прямой и обратной связи.

Поскольку речь идет о среде, то совокупность внутренних факторов образования должна быть компонентом внутренней среды образования - компонентом образовательной сферы, порождаемой образовательным процессом. То есть эта совокупность порождается образовательным процессом, выражающими и определяющими его факторами (учебно-образовательными, педагогическими, методическими, организационными и др.) образовательной сферы.

Сфера образования, куда естественным образом включаются педагогика, предметная методика, управление, создающие благоприятные условия для продуктивной реализации образовательного процесса, сама разрабатывает требования к условиям образования, его цели, методы, формы, другие внутренние факторы, положительно влияющие на процессы и результаты обучения.

Современное образование научилось самостоятельно бороться с негативными факторами, противостоять им, предлагать педагогические и методические решения проблем, создавать средства и ресурсы образования (материализованные факторы). Методическая база предметного обучения определяет его процессы, содержание, результаты. Многие из этих требований, предложений, методических моделей берутся за основу в определении общего развития образования и образовательной среды.

В частности, ФГОС разработан академиками РАО (Российской Академии Образования) на принципах преемственности педагогических знаний и концептуальных положений, современной методологии, средств и форм ее реализации. Как правовой документ, издаваемый государством и имеющий регулятивные функции, он относится к внешней составляющей образовательной среды. Но как порождение педагогики, методологии образования, действующее внутри образования, он является элементом её внутренней составляющей.

Более того, поскольку образовательный и учебные процессы являются специализированными и целенаправленными, имеющими собственную специфику, то все материализованные факторы, ресурсы внешней среды (за пределами образовательной сферы), как правило, не имеют прямого действия. Они должны быть адаптированы, получить образы, проекции в виде внутренних факторов и ресурсов образования, удовлетворяющих всем необходимым требованиям.

Кроме того, современный образовательный процесс реализуется через образовательное (информационно-образовательное) взаимодействие, через субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения: субъект - ресурс, учитель - ученик, ученик - ученик. Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие и учебные отношения реализуются в образовательной сфере, то и их среда (как участник и посредник) тоже является ее компонентом. То есть образовательная среда проявляется здесь как внутренняя.

Важными факторами образовательной среды в реализации информационного взаимодействия являются не только информационные и социокультурные, но и психологические характеристики. Недаром, первыми ее исследователями как феномена образования стали психологи, вернее представители педагогической психологии.

Образовательная среда в психологическом аспекте выполняет роль атмосферы, благоприятного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимодействия. Источником этого климата является внешняя образовательная среда, однако его развитие и улучшение осуществляется, прежде всего, под воздействием самого образования и, следовательно, внутренней образовательной среды, общей и локальной.

В соответствии с данным Стандартом, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, ее информационную проекцию, ИОС, как внутренний образ общей образовательной среды. То есть и на локальном уровне образовательная среда проецируется во внутренний фактор сферы образования данного уровня.

Очевидно, что здесь необходим учёт (дифференциация и интеграция) внутренних и внешних (относительно образовательной сферы) факторов общей образовательной среды.

Роль и место образовательной среды определяется с позиции эффективности, результативности и качества образования и, следовательно, эффективности и качества их взаимного воздействия на принципах прямой и обратной связи. С этих же позиций оценивается ее состояние и развитие.

Таким образом, имеют место следующие аспекты образовательной среды как направления ее педагогического исследования и развития: информационный, социокультурный, психологический, прагматический (рассмотрение с позиции эффективности), уровневый (с позиции соотношения общего и частного, локального), регулятивный (с позиции управления средой).

И..М Улановская (https://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-section=13_5_4_1.htm) определяет также следующие аспекты образовательной среды:

· предметный аспект в контексте учебного содержания;

· организационный аспект в контексте способов решения задач предметного уровня;

· межличностный аспект в контексте стимуляции и мотивации учащихся.

Общая образовательная (общеобразовательная) среда имеет следующую особенность: в отличие от локальных (школьных) образовательных сред она абстрактна, в ней абстрактно выражены, представлены на информационном языке не только все ее средства, ресурсы, технологии, методика, но и такие компоненты, как:

· требования, принципы, тенденции развития;

· регулятивные, организационные ресурсы, элементы системы управления;

· модели образовательного взаимодействия и межсистемных отношений образования с образовательной средой.

Это универсальная информационная модель реальной школьной образовательной среды, создаваемая на уровне методологии образования, педагогической психологии, предметной методики. Образы (проекции) этой универсальной модели составляют множество конкретных сред образовательных учреждений, создаваемых с учетом их специфики. Поэтому на уровне методического описания аспектных проявлений общей образовательной среды следует говорить не о конкретном и индивидуальном, а об общем и типичном.

На основании вышесказанного можно сформулировать следующие функции образовательной среды:

Обучающая - достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение УУД через практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР.

Социокультурная – формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой.

Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.

Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании об­разовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений в образовательной среде, формировании личной образовательной среды.

Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.

Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды.

Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой.

Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды.

Особое значение в современном образовании имеет информационная образовательная среда, ИОС, общая, локальная (школьная), предметная. Под воздействием глобальной информатизации общества, информатизации образования (ИО), методологии ИО развивается и расширяется информационная среда, а вместе с ней и ИОС.

ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным – информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным.

ИОС как область реализации информационно-образовательных отношений (субъектных и объектных) является прямым посредником и непосредственным участником межсистемного взаимодействия (как универсальная информационная система). То есть ею, ее средствами обеспечивается диалог субъекта образования в среде и со средой. Этот диалог способствует формированию культуры социально-информационных отношений и правосознания учеников, восприятию информационной этики.

ИОС содержит ресурсы социально-информационной среды, используемые в образовании, специализированные ресурсы - информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. В современном образовании они стали неотъемлемым атрибутом каждого предметного учебного процесса.

ИОС содержит все необходимое информационное выражение социокультуры общества, что дает новые возможности для реализации воспитательных функций образования, для развития личной социокультуры, мировоззрения учащихся.

Понятия «образовательная среда» и «ИОС» в современной педагогике не сливаются, но смыкаются: в силу абстрактности образовательной среды все ее аспекты так или иначе проявляются в ИОС. Однако в целом эти проявления в данных средах различны: в образовательной среде они могут быть на содержательном, деятельностном уровне, а в ИОС – лишь на формальном (на уровне абстрактного выражения). Тем не менее, на основании общности аспектных проявлений можно сделать вывод об однородности этих образовательных сред относительно их места и роли в образовании, относительно функциональности. На основании вышесказанного формируется следующая схема:

Рис.1.3. Структура и отношения образовательной среды

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: