ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ АТТИТЮДОВ СУПРУГОВ НА




КАЧЕСТВО БРАКА

 

Подходы к изучению аттитюдов

В отечественной социальной психологии существуют одновременно два термина, обозначающих, по пути, одно явление. Так, термином attitude обозначается выражаемое в вербальной или невербальной форме отношение человека к различным аспектам действительности, включая и самого себя. Можно согласиться с В.С. Магуном, считает А.А. Алексеев, что такие варианты перевода этого термина на русский язык, как «установка», «социальная установка» и «отношение», не вполне адекватны, так как эти понятия уже имеют вполне четкое значение. Поэтому все чаще везде, где слово attitude несет терминологическую нагрузку, оно передается лексической калькой «аттитюд» (Анастази А., Урбина С., 2001, С. 422).

В то время как многие авторы подменяют эти термины друг другом, В.А. Ядов включил их в свою схему диспозиционной регуляции личности, которая включает в себя следующие, иерархически организованные, уровни:

1) Низший уровень – элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях (изучались школой Д.Н. Узнадзе);

2) Социальные фиксированные установки (аттитюды), образующиеся на базе отдельных, привычных социальных ситуаций;

3) Общая направленность личности в ту или иную сферу социальной активности (конкретная работа, досуг и т.п.) - социальные установки, более устойчивые и более важные для поведения личности, чем установки на отдельные ситуации;

4) Высший уровень - система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей (Андреева Г.М., 1998, С. 295-298).

Итак, Ядов различает аттитюд, социальную установку и ценностные ориентации. При этом сам аттитюд рассматривается как иерархическая структура из трех компонентов: когнитивного (осознание объекта социальной установки), аффективного (эмоциональная оценка объекта) и поведенческого (поведение по отношению к объекту).

Исследования отношения человека к внешнему миру в отечественной науке связаны также с именами таких ученых, как В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, Ш.А. Надирашвили, П.Н. Шихирев, А.Г. Асмолов и др. Большинство этих авторов отождествляет понятия «аттитюд» и «социальная установка».

О влиянии аттитюда в человека на его поведение существует два полярных мнения. Например, И.Р. Сушков говорит о разрыве между аттитюдами и реальным поведением в новой ситуации, а Фишбейн и Берман имеют данные о связи между аттитюдами и тенденциями поведения (Битянова М.Р., 2001, С. 438-439). Подобная степень разработанности вопроса позволяет нам предположить что супруги, имея определенные аттитюды, будут строить свое взаимодействие так, что это будет способствовать повышению их УБ.

Но это не умаляет роли ценностных ориентаций в процессе становления благополучной семьи. Примером тому может быть преобладание в благополучных семьях ценностных ориентаций, связанных с духовными потребностями личности, развитость которых и влияет на благоприятность семейной атмосферы (Елизаров А.Н., 1997).

Сравнивая влияние ценностных ориентаций и аттитюдов на жизнь супругов, можно предположить, что специфические ценностные ориентации формируют метапрограмму, а аттитюды - сравнительно легко корректирующуюся микростратегию достижения супружеского благополучия. Так как аттитюды оказывают влияние на отношения с другими людьми, на профессиональные достижения и на многие другие стороны поведенческой жизни, не удивительно, что в исследованиях семьи изучение аттитюдов занимает видное место.

Наиболее часто используемыми шкалами являются такие, как отношение к браку, детям, разводу, сексу, представителям противоположного пола (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., 1987, С. 77-80). Однако цели нашего исследования предполагают более подробное рассмотрение супружеских аттитюдов. Поэтому перейдем к освещению наиболее значимых сфер семейной и супружеской жизни.

 

Основные феномены и процессы, протекающие

В супружеском браке

Как нам кажется, поиск наиболее важных сфер и феноменов брака может идти в направлении анализа: а) функций семьи и семейных ролей; б) любви как важной детерминанты вступления в брак; в) семейных представлений и мифов.

Богатый опыт исследований функций семьи освобождает нас от необходимости пускаться в подробный анализ. Потому, перед тем, как перечислить их, отметим, что «...авторы из США и Западной Европы...детализируют функцию духовного общения в семье, тогда как литература Восточной Европы содержит более подробные перечисления функций семьи, связанных с бытом» (Шнейдер Л.Б., 2000, С. 131).

Итак, принято выделять следующие функции, обеспечивающие удовлетворение потребностей членов семьи: 1) воспитательно-репродуктивную; 2) хозяйственно-экономическую; 3) сексуально-эротическую; 4) рекреативную; 5) психотерапевтическую; 6) функцию первичного социального контроля; 7) регенеративную (менее часто выделяемую), связанную с наследованием фамилии, имущества и социального положения (там же; Елизаров А.Н., 1996 и др.).

На основании знаний о функциях выделяют следующие основные роли в семье: 1) ответственный за материальное обеспечение семьи; 2) хозяин-хозяйка; 3) роль воспитателя или ответственного по уходу за младенцем; 4) роль сексуального партнера; 5) организатор семейной субкультуры; 6) психотерапевтическая роль (Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М., 1987, С. 29-41).

Отсюда, можно считать существенно влияющими на супружескую жизнь аттитюды, отражающие отношение к общению, сексу, проведению досуга, способу распределения ролей (т.е. к типу ролевой структуры семьи), и конечно, отношение к детям. Причем, дети должны значить много в жизни супругов. Если же первый ребенок появляется на свет, когда родители активно борются за свое место под солнцем (что типично для многих современных браков), то он часто оказывается «обузой» (Перес Ловелле Р., Рыбьянов М., 2001, С. 37). Поэтому, если значение ребенка в жизни родителей не будет приоритетным, это будет мешать реализации главной функции семьи.

Другой способ выделения наиболее важных сторон семейной жизни заключается в определении наиболее проблемных сфер.

Исследование В.П. Левкович показало, что таковыми являются сферы общения и нравственных отношений, защиты «Я - концепции» и взаимной информированности, а также ролевая сфера. Сферы же проведения досуга и удовлетворения материальных потребностей Левкович не называет конфликтогенными, а значит, важными (Пек М.С., 1996, С. 201-204). Это противоречит мнению Шнейдера (2000, С. 122), который относит сферу распределения бюджета к наиболее проблемным, т.к. она сопряжена с процессом принятия решений, который Сатир (1992), в свою очередь, считает определяющим в развитии или разрушении чувства любви.

Для иллюстрации влияния на поведение людей такого фактора, как любовь, достаточно сказать, что в середине 80-х г.г. почти 9 из 10 опрошенных американцев назвали любовь необходимым условием для брака. Многие отечественные авторы (Алешина, Волкова, Дмитренко, Дружинин, Косачева и др.) также признают любовь ведущим мотивом вступления в брак. В свою очередь, попытки построения теоретических моделей любви связаны со следующими именами: З. Фрейд, Э. Фромм, Л. Каслер, А. Маслоу, Д.А. Ли и др.

Интересной является типология диадических отношений Гозмана и Ажгихиной (1988, С. 73-88), основанная на схеме Т. Кемпера. Системообразующим фактором выступают власть и статус, причем первая понимается как способность заставить кого-либо сделать что-либо, а второй - как желание индивида идти навстречу требованиям партнера благодаря позитивным эмоциональным отношениям. Рассмотрим кратко эту типологию (графическое отображение см. в Приложениях):

1) первый тип отношений (№ 1 на схеме) можно назвать любовью деятельностной или любовью-дружбой; оба партнера находятся в равной зависимости друг от друга;

2) неравноправие партнеров: один обладает и властью и статусом, а второй - только статусом (этот тип отношений часто встречается в парах с заметной разницей в возрасте и жизненном опыте);

3) один супруг обладает и властью и статусом, а другой - только властью (например, Анна Каренина и супруг);

4) влюбленность - один из партнеров ловит каждое слово, каждый взгляд другого, а второй вполне спокоен;

5) вариант влюбленности - преклонение перед известными и недосягаемыми людьми;

6) отношения родителей и маленьких детей;

7) романтическая любовь (партнеры равноправны и обладают сильным влиянием друг на друга при готовности идти навстречу другому во всем - аналог древнегреческого эроса).

В супружеской жизни чаще всего встречаются любовь-дружба, влюбленность и романтическая любовь с выраженным сексуальным началом (порождающая более конфликтные формы отношений, встречающиеся чаще на ранних этапах развития семьи). Кроме них Шнейдер (2000) упоминает сторге (спокойную любовь - нежность) и агапе (любовь бескорыстную, связанную с полной самоотдачей и заботой о любимом). Высшие же уровни любви (к Богу, к Родине) возможны, согласно В.С. Соловьеву, «... лишь для личностей с высокоразвитым духом, который неизбежно подавляет организменный... и даже психический уровни деятельности» (Войцехович В.Э., 2000, С. 239). Поэтому эти уровни любви не характерны для супружеской жизни.

Другим интересующим нас фактором являются семейные представления, которые можно назвать синонимами аттитюдов по функциональному основанию. Семейные представления связаны с так называемыми семейными постулатами, семейными сценариями и процессами каузальной атрибуции (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999, С. 82-112). Согласно авторам, ситуационные сценарии (являющиеся представлениями людей о типичных ситуациях в их жизни, таких, как завтрак, обсуждение новостей, поход в магазин и т.п.) играют значительную роль во взаимоотношениях между людьми. Процессы каузальной атрибуции, т.е. наивной интерпретации причин происходящих событий, в свою очередь, помогают (или мешают) супругам разобраться в своих семейных и внесемейных проблемах.

Семейные постулаты, в свою очередь, выполняют интегрирующую функцию, соединяя общие представления человека (о жизни, о людях вообще, о других семьях и о семьях вообще) с его представлениями о своей семье. Разумеется, что комплексы таких представлений далеко не идеальны.

Кроме того, донаучные семейные постулаты могут принимать форму мифов о путях достижения супружеского счастья.

Изучение и структурирование семейных мифов было прерогативой теоретических и эмпирических изысканий преимущественно в психотерапии (Пезешкиан Н., 1993; Алешина Ю.Е., Пек М.С., 1996; Сатир В., 1999; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999; Коттлер Дж., Браун Р., 2001 и др.). Не все источники разводят понятия постулатов и представлений, прямо или косвенно «обещающих» супружеское благополучие. Ниже приведем наиболее часто упоминающиеся мифы и прокомментируем их.

1) «Супруги должны быть едины во всех вопросах». О сходстве - различии взглядов супругов мы уже упоминали, однако, заметим, что в психотерапии есть однозначное мнение по этой теме. Согласно Glick & Kessler, конструктивная реализация именно различий во взглядах может обеспечить супругов более широким выбором способов решений их проблем (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999, С. 111). Это может быть осуществимо, согласно теории семейных систем, с помощью способности быть близким к другим, но не зависеть от их мнений, желаний и оценок - быть дифференцированным (Ричардсон Р.У., 1994, С. 49).

2) Миф, связанный с предыдущим: «Для семейного счастья особенно важна эмоциональная и физическая близость, достигаемая через совместное участие в различных видах деятельности». С одной стороны, следование этому мифу может привести к более быстрому разрушению идеального образа значимого другого с последующим разочарованием, а также - к восприятию совместной деятельности как рутины и возникновению признаков «синдрома сгорания» (Кочюнас Р., 1999). С другой стороны, постоянное нахождение в поле зрения человека, имеющего хотя бы отдаленное сходство с нами и отвечающего на наши эмоции, может вызвать к нему чувства от симпатии до романтической любви (Майерс Д., 1997). Это явление похоже на импринтинг. Хотя оно исследовалось вначале на поведении детенышей животных по отношению к их родителям,

существуют указания на то, что процесс, сходный с импринтингом, может происходить в жизни человека при использовании им фиксированных моделей поведения (Чалдини, 1999) или при прохождении им различных стадий развития (Дилтс Р., 1998, С. 182). Это значит, что нельзя точно сказать о вреде или пользе этого мифа для УБ в случае широкой выборки.

3) Миф о волшебной силе любви: «Он любит выпить, но я буду любить его так сильно, что он бросит пить», «Если ты меня любишь, ты будешь знать, что я хочу, прежде чем я попрошу тебя об этом» и т.п. Заблуждений о любви существует множество, однако следует еще выделить неосознанное отождествление любви с зависимостью, которая выражается в желании одного партнера испытывать насыщение и заботу в сочетании с нежеланием переносить боль, связанную с ростом. При этом отсутствует заинтересованность в духовном росте партнера.

4) «Супруги должны думать о семье, а не о себе и больше жертвовать друг для друга». Это заблуждение почти противоположно предыдущему, хотя, так же, как и оно, неадаптивно.

5) Миф о бесконфликтности счастливой семьи основан, в первую очередь, на незнании о позитивных функциях конфликта. С ним связаны мифы о необходимости найти виновного в том, что в семье что-то идет не так и об абсолютности понятий (категоричность).

Например, А. Бек считает, что супруги, у которых развивается дистресс, характеризуются фиксацией на том, что в их отношениях «не так» и тенденцией считать приклеенные отрицательные ярлыки постоянными чертами друг друга (Нельсон-Джоунс Р., 2000, С. 366).

6) Положение о том, что хорошие сексуальные отношения с необходимостью ведут к хорошему браку справедливо, но оно превращается в миф, когда супруги начинают понимать его в русле мифа № 2 (см. выше).

Даже поверхностного взгляда на мифы достаточно, чтобы сказать, что их выражение в вербальной форме основано на искажении метамодели языка с помощью генерализации, опущения и искажения информации (Дилтс Р., 1998, С. 122) об опыте супружеской жизни. Поэтому глубокое личностное принятие супругами мифов может затруднять и делать неадекватным процесс их межличностного восприятия (Шерман Р., Фредман Н., 1997, С. 21-22).

Перед тем, как перейти к формулированию выводов, подчеркнем, что исследования аттитюдов обладают далеко неоднозначным характером. В кругах, занимающихся как терапией, так и научной работой, можно встретить множество понятий, обозначающих отношение человека к различным аспектам действительности. Среди них ценностные ориентации, социальная установка, аттитюд, представление, убеждение, наивный постулат и т.д.

Причем социальная психология больше сосредоточена на изучении первых трех. Аттитюд же понимается как фиксированная установка, работающая в отдельных социальных ситуациях и сравнительно легко поддающаяся коррекции. Понятие же «социальная установка» описывается как направленность в какую-либо сферу социальной активности или (что чаще) приравнивается к аттитюду, а иногда вовсе игнорируется. Следует заметить, что чаще всего аттитюд упоминается как выражаемое в словах суждение, содержащее адаптивное или неадаптивное искажение так называемой метамодели. В психотерапии же указывается, что представления могут выражаться и в визуальной модальности (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999),а изменения, привносимые в рамках этой модальности, вызывают изменения в когнитивном, аффективном и поведенческом компоненте аттитюда (представления).

Мнения о влиянии аттитюдов на реальное поведение противоречивы, почти полярны, но тяготеют, все же, к признанию влияния аттитюдов на тенденции поведения. Это говорит о целесообразности изучения взаимосвязи аттитюдов и супружеской УБ.

Анализируя функции семьи, основные роли, наиболее конфликтные сферы, а также семейные мифы, мы выделили наиболее важные аспекты супружества. Чаще всего авторами упоминаются: общение, секс, ролевая сфера, дети, досуг, совместность/раздельность деятельности, нравственные отношения (в том числе, отношение к миру) и, в меньшей степени, распределение бюджета.

Немалое значение авторами придается любви. Любовь, удовлетворяя потребности высшего порядка, часто является основным мотивом вступления в брак или... ухода из жизни. Так, в период с 1924 по 1960 г. мотив несчастной любви называется наиболее частым в случае самоубийства девушек и, реже, юношей (Пурич-Пейакович Йу., Дуньич Душан Й., 2000). Тенденция прослеживается в течение 36 лет! Причем возраст самых старших суицидентов - 22 года, т.е. потенциальный для вступления в брак. Возможно, в основе этого мотива лежат ригидные установки на романтическую любовь или влюбленность, которые сложно поддаются коррекции в ситуации несоответствия ожиданиям. Например, А. Эллис видит причину неадекватного поведения людей в их жестких требующих, в противовес предпочитающим, установках (Нельсон-Джоунс Р., 2000). Л.С. Алексеева (1984) же приводит более конкретные данные: прогноз развития отношений супругов будет наиболее благоприятным, если их представления относится к промежуточным между крайне ригидными и крайне лабильными значениями.

Согласуясь с мнением Эллиса, эти данные не противоречат, но и не соглашаются с традицией выделения таких факторов, влияющих на УБ, как сходство супругов по личностным особенностям и взглядам. Однако в литературе не встречается указаний на ведущую роль каких-либо определенных аттитюдов (хотя особое значение придается ролевым установкам, которые меняются (равно как и УБ) вместе с увеличением стажа брака).

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ веера не всегда согласующихся между собой научных фактов, эмпирических наблюдений и, возможно, заблуждений, основанных на артефактах, создает почву для выдвижения нами некоторых предположений относительно процессов, протекающих в семье. Ниже мы приводим ход наших рассуждений.

· На УБ (удовлетворенность браком) влияют 2 группы факторов: добрачные (преимущественно социально-демографического и экономического характера) и семейно-брачные (социально-психологического характера).

· Близость взглядов (аттитюдов) нередко описывается как константа, сопровождающая или влияющая на УБ. Однако одни авторы понимают ее как добрачный фактор, а другие – как семейно-брачный. Учитывая это, а также закономерности изменения УБ вместе с изменением стажа брака и возраста детей, мы предполагаем, что большинство исследований влияния близости взглядов супругов на УБ было проведено без учета сопутствующего контекста (стажа брака, полноты перечня установок и т.п.). Отсюда, не подвергая критике возможность аттитюдов влиять на тенденции УБ, мы предполагаем, что на воспринимаемое высокое качество брака влияет не близость аттитюдов мужа и жены, а их специфическая направленность. Перед тем, как обнаружить такие специфически направленные аттитюды, мы рассмотрели наиболее важные, с точки зрения различных авторов, стороны семейной жизни.

· Затем мы приступили к поиску аттитюдов, значимость которых в супружеской жизни и жизни вообще была бы почти равнозначной.

· Так, УБ – это интегративный показаталь процессов межличностного восприятия супругами себя, друг друга, своего брака и т.д. Поэтому, для влияния на такой показатель аттитюд должен быть, видимо, в такой же степени интегративным. Максимально подходящим под это требование (и одновременно являющимися одной из важных сторон семейно-брачной жизни) мы сочли нравственные отношения. Гозман, Алешина и Дубовская (1987, С. 80) среди прочих важных выделяют отношение к людям вообще. Этот аттитюд мы сочли пригодным для иллюстрации особенностей нравственных отношений личности. Так, представление жены о мужьях своих подруг будет формировать у нее определенный образ своего мужа, а значит, особое отношение к супругу, влиять на интерпретацию его поступков в соответствии с процессами каузальной атрибуции и т.д.

· Вторым аттитюдом, почти одинаково значимым как для супружеской жизни, так и для жизни вообще, мы признали, бесспорно, отношение к детям. Во-первых, потому, что здоровые отношения в группе людей, называющих себя «семьей» возможны лишь в том случае, если в ней порождаются и воспитываются дети (Елизаров А.Н.,1996). Во-вторых, потому, что дети – наиболее константная фигура (в терминах гештальтпсихологии) в супружеской жизни. Т.е., дети структурируют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты аттитюда родителей до своего появления, в ходе своего созревания и во время ухода за уже пожилыми родителями.

· Подобные рассуждения позволили нам выдвинуть гипотезы относительно связи высокой УБ с 1) оптимистичным представлением

супругов о людях и 2) представлением роли детей в жизни человека как

более значимой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: