ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВЕДУЩИЕ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ




Таблица № 1

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ

  № п/п   Критерии эффективности стиля общения учителя
Название стиля Какие эмоции используются Влияние на развитие личности учителя и ученика Использование обратной связи Характер последействия и преддействия Мотивация обучения Особенности стимулирования активности
    Авторитарный Отрицательные: страх, тревога, неудовольствие, досада и др. Тормозит равитие личности и учителя и ученика; равитие отрица-тельных качеств личности Отсутствует: учителя не интересует мнение учащихся о предмете и о нем самом Остаточный страх, тревога, нежелание общаться, чувство обиды. Разочарование во взрослых Снижена, внешняя отрицательная моти-вация – избежание наказаний, неприят-ностей Опора на наказание, угрозы, учитель замечает все ошибки, положи-тельное считает само собой разумеющимся, похвала отсутствует
    Неопределенный (неустойчивый) Резкий переход от положительных эмоций к отрицательным, частая смена настроения, общий тревожный фон Тормозит развитие личности, нет критериев добра и зла, хорошего и плохого. Происходит невротизация личности Обратная связь искажена, дискретна, нельзя знать, чего ожидать от учителя в следующий момент. Учитель добивается отражения своих эмоций у детей. У учащихся нет желания общаться с учителем, отсутствует уважение к нему, иногда презрение, желание «поиграть» с ним, поиздеваться над ним Мотивация слабая, внимание направлено не на предмет познания, а на настроение учителя Применяет поощрения наказания без основа-ния, без четких крите-риев их использования, по сути, творит произвол
    Нейтральный (равнодушный) Отсутствие эмоций в общении с детьми (эмоциональная жизнь учителя лежит в другой сфере); обида на равнодушие учителя Обедняется эмоциональ-ная жизнь учащихся, что сказывается на недо-развитии или искажении их эмоциональной сферы личности; ощущение отчужденности взрослых и детей, не формируется эмпатия Равнодушие учителя к детям и к работе порождает их отчужденность и даже озлобленность, обратная связь учителя не инте-ресует, общение неполноценно Последствие тает, дети стараются быстро забыть и учителя и урок, так как не могут ничего понять, общаться не хотят с таким учителем Гаснет даже основной мотив обучения – познавательный инте-рес, так как учителя не интересует то, что он делает, мотивация снижена Редко использует методы стимулирования и тормо-жения деятельности, одинаково безразлично ставит хорошие и плохие отметки, у учащихся не формируется само-оценка, критерии учебных достижений
    Доброжелательный Положительные: радость, удовольствие, удовлетворение; учитель не любит испытывать отрица-тельные эмоции уходит от негативных впечатлений При такой опоре на положительное происхо-дит развитие положи-тельных качеств лич-ности, отрицательные как бы игнорируются, что способствует их исчезновению по эффекту Пигмалиона Учителю важно, чтобы дети тоже радовались вместе с ним. Обратная связь сильная и положи-тельно направленная Дети часто и с удовольствием вспо-минают такого учителя и его уроки, стараются сделать ему приятное, порадовать чем либо Высокая положительная мотивация, главные мотивы – общение с любимым учителем и получение его внимания Применяет только поощрения, наказания и плохие отметки применять не любит, что порождает большую и продуктивную активность
    Увлеченный Все положительные эмоции, как и в доброжелательном стиле, плюс эмоции интереса: увлечен-ность, удивление, вдохновение, азарт и т.д. Личность учителя и ученика развивается еще более интенсивно, чем в предыдущем варианте, т.е. учителю не только приятно работать и общаться с детьми, но и интересно. Интересен предмет познания, интересен ребенок как личность Обратная связь постоянная, очень продуктивно исполь-зуемая учителем, однако, возможно приглушение активности детей из-за чрезмерной активности увлек-шегося учителя Часто последействие оказывается столь сильным, что побуждает общаться вне уроков, в свободное время, общение интенсифи-цируется и наполня-ется творческой деятельностью Мотивация обучения сильная, положитель-ная и богатая: мотивы познавательного интереса, само-воспитания, общения, творческого само-выражения, и др. Опора на поощрения, которые носят более разнообразный характер за счет более богатой палитры эмоций и общей творческой атмосферы общения и деятельности, тонкие приемы.

Таблица № 2

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВЕДУЩИЕ КАНАЛЫВОСПРИЯТИЯ

 

Особенности поведения Типы собеседников по ведущему каналу восприятия
Визуал Аудиал Кинестетик
Жесты В верхней части туловища, рисующие Создают ритм речи Ниже средней линии туловища, очень много жестов
Взгляд Чаще вверх (как бы видит то, о чем говорит) Перед собой в пространство Чаще вниз (как бы прислушивается к своим ощущениям)
Поза Часто сидит на краешке стула, подбородок вверх Голова наклонена (поза «телефонной трубки») Когда садиться, устраивается поудобнее, подбородок вниз, очень много движений
Речь Высокий тембр, быстрый темп Организована, ритмична (метроном), хорошо копирует Низкий тембр, медленный темп
Обработка информации Самая быстрая Средняя Самая медленная
Память Легко запоминает увиденное, трудно – услышанное, требует полной картины, видимой цели Легко запоминает последовательность, услышанное, трудности в письме и математике Любит прикасаться сам, запоминает, двигаясь, действуя с материалом
Чтение Предпочитает сам, чем, чтобы читали ему. Читает хорошо, быстро С удовольствием читает вслух и слушает Читая, водит пальцем, любит книги с динамичным сюжетом
Письмо Аккуратно, хорошо и правильно пишет; но теряется, если пишет новое (не виденное ранее) слово Любит говорить, когда пишет Почерк хуже, чем у других
Дистанция в разговоре Предпочитает самую далекую дистанцию Предпочитает среднюю дистанцию, любит дискуссии и берет на себя ведущую в них роль Предпочитает самую близкую дистанцию в разговоре
Организованность Организован, аккуратен, все вещи на своих местах, подбирает цвета, размеры Склонен к хождению вокруг да около, внимание к деталям, последовательности Склонен бросать одно дело незаконченным ради другого, «рабочий беспорядок», одежда удобная по принципу «Я сам себя не вижу»
Выбор слов Слова, обозначающие то, что можно увидеть (цвет, форма, размер, удаленность): красиво, ярко, красный, на переднем плане, не представляю себе, нарисуй, видеть, смотреть, туманный, замечать и т.д. Слова, обозначающие звуки: гремит, шуршит, тишина, звучит мелодичный, разговаривать и т.д. Слова, обозначающие вкус, запах, движение, ощущение температуры: тело, прохладно, шероховато, приятно, схватить, чуствовать, держиться, контактировать, термины конкретного действия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: