Таблица № 1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ
№ п/п | Критерии эффективности стиля общения учителя | ||||||
Название стиля | Какие эмоции используются | Влияние на развитие личности учителя и ученика | Использование обратной связи | Характер последействия и преддействия | Мотивация обучения | Особенности стимулирования активности | |
Авторитарный | Отрицательные: страх, тревога, неудовольствие, досада и др. | Тормозит равитие личности и учителя и ученика; равитие отрица-тельных качеств личности | Отсутствует: учителя не интересует мнение учащихся о предмете и о нем самом | Остаточный страх, тревога, нежелание общаться, чувство обиды. Разочарование во взрослых | Снижена, внешняя отрицательная моти-вация – избежание наказаний, неприят-ностей | Опора на наказание, угрозы, учитель замечает все ошибки, положи-тельное считает само собой разумеющимся, похвала отсутствует | |
Неопределенный (неустойчивый) | Резкий переход от положительных эмоций к отрицательным, частая смена настроения, общий тревожный фон | Тормозит развитие личности, нет критериев добра и зла, хорошего и плохого. Происходит невротизация личности | Обратная связь искажена, дискретна, нельзя знать, чего ожидать от учителя в следующий момент. Учитель добивается отражения своих эмоций у детей. | У учащихся нет желания общаться с учителем, отсутствует уважение к нему, иногда презрение, желание «поиграть» с ним, поиздеваться над ним | Мотивация слабая, внимание направлено не на предмет познания, а на настроение учителя | Применяет поощрения наказания без основа-ния, без четких крите-риев их использования, по сути, творит произвол | |
Нейтральный (равнодушный) | Отсутствие эмоций в общении с детьми (эмоциональная жизнь учителя лежит в другой сфере); обида на равнодушие учителя | Обедняется эмоциональ-ная жизнь учащихся, что сказывается на недо-развитии или искажении их эмоциональной сферы личности; ощущение отчужденности взрослых и детей, не формируется эмпатия | Равнодушие учителя к детям и к работе порождает их отчужденность и даже озлобленность, обратная связь учителя не инте-ресует, общение неполноценно | Последствие тает, дети стараются быстро забыть и учителя и урок, так как не могут ничего понять, общаться не хотят с таким учителем | Гаснет даже основной мотив обучения – познавательный инте-рес, так как учителя не интересует то, что он делает, мотивация снижена | Редко использует методы стимулирования и тормо-жения деятельности, одинаково безразлично ставит хорошие и плохие отметки, у учащихся не формируется само-оценка, критерии учебных достижений | |
Доброжелательный | Положительные: радость, удовольствие, удовлетворение; учитель не любит испытывать отрица-тельные эмоции уходит от негативных впечатлений | При такой опоре на положительное происхо-дит развитие положи-тельных качеств лич-ности, отрицательные как бы игнорируются, что способствует их исчезновению по эффекту Пигмалиона | Учителю важно, чтобы дети тоже радовались вместе с ним. Обратная связь сильная и положи-тельно направленная | Дети часто и с удовольствием вспо-минают такого учителя и его уроки, стараются сделать ему приятное, порадовать чем либо | Высокая положительная мотивация, главные мотивы – общение с любимым учителем и получение его внимания | Применяет только поощрения, наказания и плохие отметки применять не любит, что порождает большую и продуктивную активность | |
Увлеченный | Все положительные эмоции, как и в доброжелательном стиле, плюс эмоции интереса: увлечен-ность, удивление, вдохновение, азарт и т.д. | Личность учителя и ученика развивается еще более интенсивно, чем в предыдущем варианте, т.е. учителю не только приятно работать и общаться с детьми, но и интересно. Интересен предмет познания, интересен ребенок как личность | Обратная связь постоянная, очень продуктивно исполь-зуемая учителем, однако, возможно приглушение активности детей из-за чрезмерной активности увлек-шегося учителя | Часто последействие оказывается столь сильным, что побуждает общаться вне уроков, в свободное время, общение интенсифи-цируется и наполня-ется творческой деятельностью | Мотивация обучения сильная, положитель-ная и богатая: мотивы познавательного интереса, само-воспитания, общения, творческого само-выражения, и др. | Опора на поощрения, которые носят более разнообразный характер за счет более богатой палитры эмоций и общей творческой атмосферы общения и деятельности, тонкие приемы. |
Таблица № 2
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВЕДУЩИЕ КАНАЛЫВОСПРИЯТИЯ
Особенности поведения | Типы собеседников по ведущему каналу восприятия | ||
Визуал | Аудиал | Кинестетик | |
Жесты | В верхней части туловища, рисующие | Создают ритм речи | Ниже средней линии туловища, очень много жестов |
Взгляд | Чаще вверх (как бы видит то, о чем говорит) | Перед собой в пространство | Чаще вниз (как бы прислушивается к своим ощущениям) |
Поза | Часто сидит на краешке стула, подбородок вверх | Голова наклонена (поза «телефонной трубки») | Когда садиться, устраивается поудобнее, подбородок вниз, очень много движений |
Речь | Высокий тембр, быстрый темп | Организована, ритмична (метроном), хорошо копирует | Низкий тембр, медленный темп |
Обработка информации | Самая быстрая | Средняя | Самая медленная |
Память | Легко запоминает увиденное, трудно – услышанное, требует полной картины, видимой цели | Легко запоминает последовательность, услышанное, трудности в письме и математике | Любит прикасаться сам, запоминает, двигаясь, действуя с материалом |
Чтение | Предпочитает сам, чем, чтобы читали ему. Читает хорошо, быстро | С удовольствием читает вслух и слушает | Читая, водит пальцем, любит книги с динамичным сюжетом |
Письмо | Аккуратно, хорошо и правильно пишет; но теряется, если пишет новое (не виденное ранее) слово | Любит говорить, когда пишет | Почерк хуже, чем у других |
Дистанция в разговоре | Предпочитает самую далекую дистанцию | Предпочитает среднюю дистанцию, любит дискуссии и берет на себя ведущую в них роль | Предпочитает самую близкую дистанцию в разговоре |
Организованность | Организован, аккуратен, все вещи на своих местах, подбирает цвета, размеры | Склонен к хождению вокруг да около, внимание к деталям, последовательности | Склонен бросать одно дело незаконченным ради другого, «рабочий беспорядок», одежда удобная по принципу «Я сам себя не вижу» |
Выбор слов | Слова, обозначающие то, что можно увидеть (цвет, форма, размер, удаленность): красиво, ярко, красный, на переднем плане, не представляю себе, нарисуй, видеть, смотреть, туманный, замечать и т.д. | Слова, обозначающие звуки: гремит, шуршит, тишина, звучит мелодичный, разговаривать и т.д. | Слова, обозначающие вкус, запах, движение, ощущение температуры: тело, прохладно, шероховато, приятно, схватить, чуствовать, держиться, контактировать, термины конкретного действия |