Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа.




К середине XX века усилившиеся политические и культурные связи, углубившиеся экономические отношения и возникшие новые средства коммуникации создали ряд проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс и судьба всего человечества. Такие проблемы называют глобальными проблемами (от латинского «глобус» – Земля).

К глобальным проблемам относятся: проблема войны и мира, проблема преодоления экономического кризиса, экологическая проблема, демографическая проблема, распространение СПИДа и наркомании, борьба с международным терроризмом и т. д. На сегодняшний день важно не только выявление всех глобальных проблем, но и выяснение причин их возникновения, а также поиск эффективных путей и способов их решения.

Очевидно, что активная преобразующая деятельность человека по своей мощи и последствиям, как созидательным, так и разрушительным, сопоставима с самыми грозными силами природы. Создав могучие производительные силы, человечество не научилось еще в достаточной мере ими управлять. Многие достижения науки в результате неправильно организованной хозяйственной деятельности приносят человеку больше вреда, чем пользы. Достаточно сказать, что 98 % исходного сырья в современном производстве идет в отходы.

Глобальные проблемы тесно связаны между собой. Экологические проблемы возникают как результат нерешенности экономических проблем. Например, резкий рост народонаселения в сочетании с экономическим отставанием влечет за собой демографические, продовольственные и медицинские проблемы. Ведущая роль в выявлении и формулировании глобальных проблем принадлежит науке, которая не только выявляет причины глобальных проблем, но и находит способы их устранения, предлагает пути выхода из сложившейся ситуации. Современная наука рассматривает человека, человечество и биосферу как единую систему. В свое время выдающийся русский ученый В. И. Вернадский писал, что человеку придется сознательно принять на себя ответственность за развитие биосферы.

Общество – это система упорядоченной целостности. Это является залогом ее постоянной функциональности, все компоненты системы занимают внутри нее определенное место и связаны с другими компонентами общества.

И важно отметить, что по отдельности ни один элемент таким качеством целостности не обладает. Общество – это своеобразный результат взаимодействия и интеграции абсолютно всех компонентов этой сложной системы.

Государство, экономика страны, социальные слои общества не могут обладать таким качеством, как общество само по себе. А многоуровневые связи между экономической, политической, духовной и социальной сфер жизни образуют такое сложное и динамичное явление, как общество.

Природа — естественная предпосылка существования человека и общества. При этом общество активно воздействует на природу и создает из природного или искусственного материала то, чего ему недостает для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Тем самым человек создает «вторую природу».

Часть природы, непосредственно связанная с жизнью общества, традиционно носит название географической среды. Географическая среда не только предоставляет условия для существования человека и общества, но и определенным образом воздействует на их развитие. Однако в ходе человеческой истории влияние географической среды отступает на второй план по сравнению с сугубо социальными факторами, определяющими эффективное и экономное природопользование.

На современном этапе общественного развития характер отношений в системе «человек — природа — общество» фундирует экологическую проблему. Сегодня она выливается в проблему будущего всего человечества и входит в число так называемых «глобальных проблем».

Большую роль в выборе стратегии решения экологической проблемы играет характер отношения человека к природе. В разные исторические эпохи оно складывалось по-разному. Так, например, для архаического общества была характерна высокая степень включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней, наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к природному окружению. В античности начинает складываться противостояние человека природе. Становление техногенной цивилизации в Новое время делает такой тип отношений основополагающим.

Конец XX — начало XXI в. характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека к природе. Они многомерно представлены в концепциях инвайронментального консерватизма, экологизма, универсальной этики и биоцентризма.

Универсальная этика считает природу наиболее совершенным и наделенным духовными качествами сущим, в котором воплощены принципы жизнедеятельности всего живого и разумного. В этическом плане она не видит принципиальной разницы между человеком и другими живыми существами.

Инвайронментальная (от англ. environment — окружающая среда) парадигма в современной философии основывается на принципе коэволюции человека и природы, естественно вытекающем из развития современного научного знания. Она отвергает господство человека над природой и, подчеркивая ответственность человека за происходящее в окружающем его мире, настаивает на необходимости диалога с ней.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: