Практический материал.
Дисциплина: «Организация предпринимательской деятельности в здравоохранении»
Таблицы к теме: «Бизнес-планирование»
Таблица 6.3
Характеристика конкурентного положения на рынке
Название конкурирующей организации | Месторасположение | Предполагаемая доля рынка, которым она владеет, % | Предполагаемый объем продаж | Предполагаемые потери, вызванные деятельностью конкурентов |
Таблица 6.4
Важнейшие факторы конкурентоспособности предлагаемых товаров
Факторы конкурентоспособности | Организация | Главные конкуренты | ||
А | Б | … | ||
1. Товар | ||||
1.1. Качество | ||||
1.2. Технико-экономические показатели | ||||
1.3. Престиж торговой марки | ||||
1.4. Упаковка | ||||
1.5. Уровень послепродажного обслуживания | ||||
1.6. Гарантийный срок | ||||
1.7. Уникальность | ||||
1.8. Многовариантность использования | ||||
1.9. Надежность | ||||
1.10 Защищенность патентами | ||||
2. Цена | ||||
2.1. Продажная | ||||
2.2. Процент скидки с цены | ||||
2.3. Сроки платежа | ||||
2.4 Условия предоставления кредита | ||||
2.5. Условия финансирования покупки | ||||
3. Каналы сбыта | ||||
3.1. Формы сбыта: | ||||
- прямая доставка; | ||||
- торговые представители; | ||||
- оптовые посредники; | ||||
- комиссионеры и маклеры; | ||||
- дилеры | ||||
3 2. Степень охвата рынка | ||||
3.3. Размещение складских помещений | ||||
3.4. Система транспортировки | ||||
3.5. Система контроля запасов | ||||
4. Продвижение товаров на рынках | ||||
4.1. Реклама | ||||
-- для потребителей; | ||||
- для оптовых посредников | ||||
4.2. Индивидуальная продажа: | ||||
- стимулирование потребителей; | ||||
- демонстрационная торговля; | ||||
- показ образцов товаров; | ||||
- подготовка персонала сбытовых служб | ||||
4.3. Продвижение товара по каналам сбыта | ||||
4.4. Телевизионный маркетинг | ||||
4.5. Продажа товара через СМИ | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
Таблица 6.5.
Основные факторы конкурентоспособности фирмы.
Показатели | Оценка позиций | ||||
I | II | III | IV | V | |
1. Финансы 1.1. Структура активов 1.2. Потребительский 3. Инвестиционные ресурсы 1.4. Оборот акций 1.5. Движение денежной массы 1.6. Положение по безубыточному ведению дел 1.7. Соотношение объема продаж и стоимости активов 1.8. Соотношение основного и оборотного капитала 1.9. Эффективность выполнения бюджета предприятия 1.10. Новые инвестиции 1.11. Динамика дивидендов 2. Производство 2.1. Использование производственных мощностей 2.2. Гибкость перехода на выпуск новой продукции 2.3. Количество работников 2.4. Производительность труда 2.5. Запасы сырья 2.6. Объем продаж на одного работника 2.7. Объем продаж на единицу капиталовложения 2.8. Возраст технологического оборудования 2.9. Контроль качества 2.10. Своевременность поставок готовой продукции 2.11. Продолжительность простоя оборудования по организационно-техническим причинам 2.12. Наличие производственных площадей для развития производства 2.13. Размещение оборудования 3. Организация и управление 3.1. Отношение численности аппарата управления к численности рабочих 3.2. Система коммуникаций 3.3. Четкость разделения полномочий и функций в аппарате управления 3.4. Текучесть управленческих кадров 3.5. Качество используемой в управлении информации 3 6. Скорость реагирования управления на происходящие изменения 3 7. Число уровней управления 4. Маркетинг 4.1. Доля рынка сбыта, контролируемая фирмой 4.2. Репутация фирмы и товаров на рынке 4.3. Престиж торговой марки 4.4. Расходы по сборке товаров 4 5. Уровень обслуживания потребителей 4.6. Организационные и технические средства для сбыта 4.7. Торговый аппарат фирмы 4.8. Цены на товары и услуги 4.9. Число потребителей товаров и услуг 410. Качество поступающей на рынок информации 5. Персонал 5.1. Общее число работников фирмы 5.2. Производственный персонал 5.3. Торгово-сбытовой персонал 5.4. Ученые и инженеры 5.5. Мастера 5.6. Менеджеры среднего звена 5.7. Менеджеры высшего звена 5.8. Расходы по обучению и подготовке кадров 5.9. Текучесть кадров 6. Технология 6.1. Технология изготовления продукции 6.2. Внедрение новых технологий 6.3. Получение патентов на изобретение 6.4. Организация НИОКР 6.5. Мощность инженерно-конструкторской базы |
В этой таблице необходимо сделать отметку по каждой группе показателей, чтобы оценить предполагаемые позиции организации по отношению к будущим конкурентам.
Для определения места предприятия на рынке в таблице используются пять граф:
• графа I — лучше чем любое предприятие на рынке. Явный лидер в отрасли;
• графа II — выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности достаточно хорошие и стабильные;
• графа III — средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке;
• графа IV — следует позаботиться об улучшении позиция на рынке. Есть повод для беспокойства;
• графа V— положение тревожное. Позиции на рынке должны быть улучшены самым решительным образом. Предприятий может попасть в кризисную ситуацию.
С помощью этой таблицы можно также сопоставить различные подразделения организации по уровню конкурентоспособности, оценить их слабые и сильные стороны.
Помимо этого необходимо также провести тщательный анализ производственного и хозяйственного профиля основных конкурентов и их стратегий.
Пример систематизации соответствующих данных приведен в табл. 6.6.
Таблица 6.6