ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тест 1
Вставьте пропущенные слова, закончите предложения.
1. Возрастная психология — это отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.
2. _______________________ - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
3. Методы исследования возрастного развития можно разделить на 4 группы: _________________________________________________ __________________________________________________________.
4. Цель ______________________________ исследования - изучение генетических связей между фазами жизни.
5. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста означает _________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Возрастные особенности проявляются в единстве с их ________________________________________________ на каждом этапе развития.
7. При использовании метода возрастных срезов в качестве предмета исследования берутся ______________________________ _______________________________________________.
8. К низшим психическим функциям относятся __________________ __________________________________________________________.
9. К высшим психическим функциям относятся __________________ __________________________________________________________.
10.Психологические орудия необходимы для __________________ _______________________________________________.
|
11.Промежуточным этапом между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе, является __________________________ речь.
12.Высшие психические функции (какие?) ______________________ ______________________________________________________.
13._______________________________ - это превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические, в ходе которого происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.
14.По мнению Л.С. Выготского, отличие отношений человека и природы от взаимоотношений обезьяны и природы в том, что ____________________________________________________________________________________________________________________.
15. Существует три группы схем периодизации:
· периодизация на основе ___________________________________ ____________________________________________________;
· периодизация на основе ____________________________________ __________________________________________________________;
· периодизация на основе ____________________________________ _________________________________________________________.
16.К. Бюлер связывает ступени развития с развитием ______________________________________________________________________________________________________________.
17.Ж. Пиаже и А. Валлон в качестве критерия развития используют _____________________________________________________.
18.До 7 лет суждение о моральности поступка выносится по ______________________________, после 7 лет - по ___________________________.
19.По мнению Л.С. Выготского, реальным основанием для периодизации являются _____________________________________ ____________________________________.
20.Согласно З. Фрейду, развитие личности соответствует ________________________ развитию человека, причем каждый из этапов характеризуется определенным способом проявления или непроявления ______________ через _____________________.
21.Главное возражение против теории З. Фрейда касается ______ __________________________________________________________.
|
22.Снижение активности и интересов, связанных с сексом, соответствует _________________________периоду в периодизации З. Фрейда.
23.Представление о сохранении некоторых признаков объекта появляется у ребенка на стадии _____________________________.
24.На стадии формальных операций мыслительные операции могут совершаться без ___________________________________________.
25.Нравственное развитие тесно связано с _____________________.
26.В процессе нравственного развития человек проходит эволюцию от ___________________________ отношения к окружающим до более гибкой позиции.
27.Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о ________ __________________________________________________________.
28.Возрастное новообразование — это ___________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________.
29.В стабильные периоды развитие совершается за счет _________ ____________________, которые, накапливаясь до определенного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде ________ _________________________.
30.Особенности критических возрастов:
· ______________________________________________________________________________________________________________________;
· __________________________________________________________;
· __________________________________________________________;
· __________________________________________________________;
· __________________________________________________________.
31.Специфика развития в кризисный период состоит в том, что _______ ______________________________________________________.
32.Под “нормой” в психологии развития понимают _______________ _________________________________________________________________________________________________________________.
33.В основе периодизации В.И. Слободчикова лежит понятие ________________________.
34.Социальная ситуация развития — это _________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
|
35.К системе “ ребенок - общественный взрослый” относятся следующие ведущие деятельности: ___________________________ __________________________________________________________.
36.К системе “ребенок - общественный предмет” относятся следующие ведущие деятельности:________________________________________ __________________________________________________________.
37.Ведущая деятельность — это __________________________________ __________________________________________________________.
38.В деятельности системы “ребенок - общественный предмет” происходит освоение ______________________________________ __________________________________________________________.
39.Переход от одной эпохи к другой, согласно периодизации Д.Б. Эльконина, происходит при возникновении несоответствия между ______________________________________________________ _________________________________________________________.
40.Трудновоспитуемость в критические периоды наступает из-за того, что изменение _______________________________________ не поспевает за быстрыми изменениями.
41.Возрастной кризис связан с изменением ______________________ __________________________________________________________.
42.По мнению Э. Эриксона, резкое изменение общественных условий существования взрослой личности может привести к __________________________________________________________.
43.Идентичность — это ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________.
44.Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основными новообразованиями, называют ________________________________________________. Все другие процессы, совершающиеся в данном возрасте, называют ________________________________________________.
45.При относительно мягкой системе отношений кризис внешне протекает мягче; в этих случаях дети _________________________ __________________________________________________________.
46.В предкритической фазе ребенку открывается ________________ ___________________________________________________________________________________________.
47.В кризисе на этапе конфликта обнаруживаются и эмоционально переживаются _____________________________________________ __________________________________________________________.
48.Разрешение кризиса создает ________________________________ ______________________.
49.В качестве критерия для периодизации Д.Б. Эльконин предлагает __________________________________________________________.
50.По мнению Д.Б. Эльконина, каждая эпоха в развитии ребенка построена по общему принципу. Она открывается периодом, в котором идет усвоение _____________________________________ ________ и развитие ____________________________ сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит ___________________________________________________________.
51.Кризис рождения в периодизации В.И. Слободчикова, это _____ ___________________________________________________________________________________________________________________.
52.Кризис развития — это ______________________________________ __________________________________________________________.
53. Согласно теории _______________________ развитие - постепенное, пошаговое накопление образцов памяти, знаний, умений и навыков.
54.____________________________ подход отождествлял этапы развития ребенка со ступенями развития животных. Представители этого подхода: ______________________________.
55. Скиннер выступал против наказания как метода воспитания, поскольку наказание указывает на то, __________________________ ________________, но не раскрывает, ________________________ __________________________.
56. По мнению _____________________, научение происходит на основе наблюдения и подражания авторитетным образцам.
57. Корни чувства отчужденности, оторванности от окружающих людей и дел, неспособности молодых людей найти свое место в жизни общества, по мнению У. Бронфенбреннера, кроются в ________________ _________________________________________.
58.По мнению З. Фрейда, “Сверх-Я” формируется на __________________ стадии.
59. _______________________________________: вытеснение, перенос, сублимация, проекция, регрессия.
60.По мнению А.Фрейд, детское развитие - процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа ______________________ к принципу _______________.
Тест 2