Оценка рыночных позиций предприятия




 

Оценка финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия не может сводиться только к анализу его бухгалтерской отчётности. К сожалению, результаты анализа отчётности не позволяют охарактеризовать будущее состояние и будущие финансовые результаты предприятия. Для того чтобы охарактеризовать возможные успехи предприятия в будущем, необходимо изучить влияние на предприятие и его рыночное окружение внешних и внутренних факторов.

Упомянутые факторы формируют бизнес-среду предприятия, которая фактически определяет его положение на рынке и финансовое благополучие. Поэтому при проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужно обязательно охарактеризовать его бизнес-среду. Участниками внешней среды являются потребители, покупатели, клиенты, поставщики, подрядчики, партнёры по бизнесу, социальное окружение. Для всех этих участников обязательны формальные отношения. К участникам внутренней среды относятся собственники, руководство и трудовой коллектив. Их могут связывать как формальные, так и неформальные отношения.

Всесторонний анализ бизнес-среды и рыночной позиции предприятия выполняется в ходе маркетинговых исследований и процедур. При проведении комплексного анализа рыночной позиции предприятия надо помнить, что предприятие представляет собой сложную систему, выполняющую несколько функций и состоящую из множества подсистем, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и с внешней средой. Так, к функциям, выполняемым предприятием, относятся производство, сбыт, снабжение производства сырьём и финансами, обеспечение рабочими местами населения и др.

Основными подсистемами предприятия являются производственная, финансовая, управляющая, информационная, транспортная. Названные функции и подсистемы в разной степени значимы для разных хозяйствующих субъектов. Формирование и условия функционирования различных подсистем хозяйствующей системы (предприятия) также являются предметом изучения при проведении комплексного анализа её финансово-хозяйственной деятельности.

Рассмотрим основные составляющие бизнес-среды предприятия.

Внешней средой предприятия называют рыночную среду, в которой оно действует. Её формируют внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности. В первую очередь это бизнес-партнёры, имеющие общие с предприятием деловые интересы: клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты. Предприятие почти не может повлиять на природу или появление внешних факторов.

На деятельность предприятия значительно влияют конкуренты. Например, в тех случаях, когда какое-то предприятие поддерживает высокие стандарты качества обслуживания или производимой продукции, всем его конкурентам, чтобы остаться на этом рынке, приходится соответственно совершенствовать свои технологии и систему контроля качества продукции.

Внешняя среда предприятия заключает в себе множество факторов, важнейшими из которых являются международные, национальные, экономические, демографические и рыночные. В число последних входят психология потребителя, новизна конструкций, технологий и конкурентоспособность продукции, а также формы конкуренции и система маркетинга.

При проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия следует выделить из перечисленных факторов те, которые оказывают на него максимальное воздействие. При этом задачей анализа является выработка возможных вариантов действий руководства хозяйствующего субъекта – последнее принимает тот или иной вариант с учётом того, какая ситуация, связанная с действием внешних факторов, стала актуальной.

Внутренняя среда предприятия – это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе его финансово-хозяйственной деятельности. Внутреннюю среду предприятия можно представить как совокупность пяти крупных групп факторов: факторов конкурентной позиции предприятия при заданной цели его деятельности; факторов формы собственности и организационной структуры управления; ресурсов и их использования; маркетинговых стратегии и тактики, определённых с учётом сегментации рынка, а также результатов прогнозирования будущих величин объёма сбыта товаров и цен на них; финансового менеджмента, учитывающего текущие и будущие величины таких показателей, как структура баланса, платёжеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заёмных средств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционная привлекательность, доход на акцию, прибыль и рентабельность.

У каждого предприятия – своя комбинация названных факторов (в соответствии с особенностями производимой продукции, величиной годового объёма производства, а также внешними условиями функционирования предприятия). Отдельные факторы в разной степени значимы для разных предприятий. Внутренние факторы предприятия формируются, прежде всего, его руководством. Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива, особенно это характерно для больших предприятий с многолетней историей.

Особое значение имеет проведение всестороннего анализа внутренних факторов для принятия управленческих решений на предприятии: оно позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия при краткосрочном планировании и определить те работы по преобразованию производства, выполнение которых обеспечит максимальный хозяйственный эффект в отдалённом будущем.

При проведении анализа рыночной позиции предприятия целесообразно составлять SWOT-матрицу, в которой сформулированы рыночно значимые сильные и слабые стороны предприятия, его возможности, экономические угрозы

Анализируя положение предприятия, определяют его сильные и слабые стороны, а путём прогнозирования будущего выявляют возможности продолжения деятельности предприятия и экономические угрозы для него. SWОT-матрица представляет собой наглядный материал для планирования предприятием дальнейшей деятельности по преодолению его недостатков (слабых сторон) и использованию его рыночных преимуществ (сильных сторон) с учётом выявленных возможностей предприятия и угроз для него.

Результаты анализа рыночной позиции предприятия и выявления наиболее существенных факторов, формирующих его бизнес-среду, – это необходимая основа для принятия оптимальных управленческих решений в нелёгкой борьбе за более выгодное положение предприятия на рынке, за стабилизацию его финансового состояния и уверенность работников предприятия в успехе их деятельности в ближайшем будущем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: