Китайские лаки
Декоративно-прикладное искусство Китая представлено множеством различных ремесел, локальных промыслов и техник. Однако наиболее представительными его разновидностями справедливо считают лаковое, шелкоткацкое и фарфоровое производство.
Лак является одним из древнейших производств Китая: фрагменты изделий с лаковой поверхностью обнаружены среди неолитических археологических материалов. Разного типа предметы – посуда, похоронные принадлежности (гробы) – изготавливались в иньскую эпоху, причем в различных техниках.
Лак – вещество органического происхождения, получаемое из сока специфической китайской разновидности деревьев семейства анакардиевых (сумак, или шмак). Эти деревья растут в горах на высоте от 900 до 2000 м над уровнем моря и на территории большей части Китая. На сегодняшний день в КНР насчитывается 161 лакодобывающий и лаковоспроизводящий центр. Тем не менее, в древности лаковое производство развивалось преимущественно на Юге, в первую очередь в царстве Чу.
Технология приготовления лака включает в себя сбор сока «лакового дерева» (осуществляется почти точно так же, как сбор каучука на плантациях каучуковых деревьев), его обработку и добавление в него красителей, получаемых из минеральных веществ – киновари, кальция, марганца, железа, мышьяка (для желто-золотистого цвета). Лак обладает уникальными природными свойствами: покрытые им изделия долговечны, тверды, прочны, не боятся кислот и щелочей, выдерживают температуру до 200-250 градусов и водонепроницаемы. Лак может наноситься на самые разные основы: металлическую, деревянную, шелковую и бумажную и использоваться для покрытия различных типов и категорий изделий – от кухонной утвари до боевого снаряжения (щиты, ножны для мечей, колчаны для стрел). Он также широко используется в интерьере и архитектуре (покрытие внешних архитектурных деталей – карнизов, дверных створок, колонн).
|
По технологии производства и особенностям декорирования лак подразделяется на три главных разновидности: расписной, резной и инкрустированный. Расписной лак – это роспись, выполненная лаковыми красками и покрытая бесцветным лаком. Резной лак – резьба по лаку, точнее по его слоям, которые один за другим наносятся на основу в количестве от 38 до 200. Резной лак обычно бывает красного цвета, однако и он допускает изготовление полихромных изделий: на основу наносятся слои разного цвета, а затем резьба ведется с учетом открывающихся слоев.
Инкрустированный лак изготовляется почти точно так же, как и резной, т.е. путем резьбы по лаковым слоям. В технике инкрустированного лака могут изготовляться различные типы и категории изделий. Особенно широко она применялась в мебельном деле.
Пагоды
Среди разнообразных памятников китайской архитектуры особое место занимают многочисленные монастыри, храмы, гробницы, пагоды, обелиски и т.д., строившиеся в большом количестве в Китае в первых веках нашей эры и представляющие собой яркую страницу национального зодчества.
В связи с проникновением из Индии буддизма в первые века н.э. начинается строительство многочисленных буддийских храмов. Буддизм широко использовал искусство для пропаганды и внедрения своих идей. Наиболее ранние памятники буддийского культового каменного зодчества, сохранившиеся до нашего времени, – это многоярусные своеобразные по форме башни – пагоды (по-китайски «бао-та» – башня сокровищ).
|
Тип здания пагоды происходит от индийской ступы. Первоначально они, так же как и ступы, служили для хранения реликвий, будучи одновременно как бы символом буддийской религии. С течением времени назначение и роль их значительно расширились.
Хотя идея сооружения пагоды заимствована из Индии, но художественное воплощение ее, общий архитектурно-композиционный приём вертикальных высотных сооружений с многочисленными горизонтальными, загнутыми вверх карнизами является в своей основе глубоко национальным. Внешние влияния лишь в некоторой степени отразились в декоративных деталях, причем творчески переработанных в соответствии с художественными вкусами китайского народа.
Пагоды широко распространены по всему Китаю. Они строились в комплексе монастырей и гробниц, а также в уединенных местах на вершинах пустынных гор, на берегах рек и озер. В некоторых случаях пагоды создавались в память каких-либо важных событий и имели мемориальное значение. Пагоды на могилах (обычно небольших размеров) свидетельствовали о захоронении последователя буддизма.
На первый взгляд пагоды мало чем отличаются друг от друга. Архитектурный приём в решении многоярусного сооружения представляет собой известное повторение. Но это только первое впечатление. Более близкое знакомство с этими замечательными произведениями показывает большое разнообразие композиционных приёмов, что вообще является характерной чертой архитектуры Китая.
|
Место для возведения пагод обычно выбиралось строителями очень внимательно. Учитывалась значительная архитектурная роль этих сооружений в общей системе застройки или в данных природных условиях. Стройные, стремящиеся вверх пагоды с многослойными карнизами, как бы парящие в воздухе, размещались в наиболее выгодных для обозрения местах. Любовь к природе и бережное сохранение существующего пейзажа диктовали китайским зодчим такие приёмы расположения сооружений, которые делали архитектуру органической частью облюбованного ландшафта. Здания гармонически сливались с окружающей обстановкой.
Шелкоткацкое производство
Шелководство и шелкоткачество, изобретение которых приписывается традицией божественным персонажам, тоже были уже известны, судя по археологическим материалам. Особой масштабности и технологического совершенства шелкоткачество достигло в ханьскую эпоху. Многие типы китайских шелков, например, атлас и парча, появились именно в 7-8 вв.
Наибольшего технико-художественного совершенства и разнообразия видов продукции китайское шелковое производство достигло в 15-18 вв. Тогда же окончательно сложились наиболее авторитетные его центры: главным центром изготовления парчовых шелковых тканей традиционно считается Нанкин, газовых тканей – Сучжоу, а основным центром всего местного шелкоткацкого производства – Ханчжоу, где изготавливаются лучшие, с точки зрения китайцев, шелка.
Фарфор
Слово «фарфор» - персидского происхождения и означает «императорский». В средневековой Европе случайно попавшие туда фарфоровые безделушки почитались в качестве драгоценных реликвий. В самом же Китае фарфор является не более как одной из разновидностей местной керамики: его оригинальное терминологическое обозначение – «глазированная каолиновая глина».
Производство фарфора включает в себя следующие технологические операции: 1. приготовление теста: глина промывается, «фарфоровый камень» мелко дробится, после чего они смешиваются в специальной пропорции. Из этих же компонентов приготавливается и глазурь; 2. формирование черепка (т.е.самого изделия); 3.сушка изделия на воздухе или путем предварительного обжига при температуре в 600 градусов; 4. глазурирование и роспись.
Из фарфора изготавливались посуда, декоративные предметы, предметы мебели (китайские бочкообразные табуретки), спальные принадлежности, и даже архитектурные детали.
Декоративно-прикладное искусство вобрало в себя весь художественный опыт Китая: роспись на фарфоре, узоры на тканях, резьба по лаку, - все они воспроизводят собою универсальные для культуры китайской цивилизации образно-символические ряды. Поэтому каждое изделие декоративно-прикладного искусства выступает полноценным представителем национального культурного богатства.