Охрана окружаюжей среды в Германии.




В общественном сознании в Германии лишь в семидесятых годах сформировалось убеждение, что окружающая среда является благом, нуждающимся в охране. Ущерб нанесенный памятникам архитектуры, вредное воздействие на здоровье, израненная природа, а также нарастающие сомнения по поводу ответственного использования энергии расщепленного атома заставили задуматься о том, а нужно ли и дальше сохранять существовавшие до настоящего времени способы производства и жизненные привычки. Все больше укреплялось понимание того, что практикуемые способы производства, использования энергии и природных ресурсов сопряжены с такими опасностями и наносят такой ущерб природе, что в долгосрочной перспективе могут возникнуть необратимые последствия. Сегодня это признается всеми и повсеместно. Большинство населения сознает, что границы роста уже достигнуты. Люди убеждены в том, что, если мы хотим предотвратить экологические катастрофы, мы не должны действовать так же, как до сих пор“, - такой вывод сделал на основе анализа результатов репрезентативного опроса германской общественности, проведенного в 2000 году, Билефельдский институт ЭМНИД.
Первоначальные „религиозные войны“ между приверженцами ничем не сдерживаемого роста, с одной стороны, и активистами движения в защиту окружающей среды, с другой, сменились вскоре осознанием того, что природа и экономический рост, а также природа и высокий уровень жизни, не должны быть взаимоисключающими альтернативами. Дело скорее заключается в том, как совместить экономический рост и благосостояние с бережным отношением к природе и рачительным использованием ее ресурсов. В программном плане все то, что считанные годы спустя вылилось на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, проходившей в 1992 году в Рио-де-Жанейро, в глобальный идеал ответственной политики охраны окружающей среды и политики развития под девизом „устойчивости“, сформулировал Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер в своей вышедшей в 1989 году книге „Планетарная политика“: „Рост потребления достиг предела. Тот уровень прямого или косвенного потребления энергии, площадей, воды, воздуха и других природных ресурсов, который обеспечили себе самые богатые 10% мирового населения, невозможно гарантировать остальным 90%, ибо это вызвало бы экологический коллапс планетарного масштаба. Однако именно этот „стандарт“ объявляется целью экономического развития. Дни экономического столетия уже сочтены. Мы вступаем, хотим ли мы того или не хотим, в столетие экологии“. В 2002 году Федеральное ведомство по охране окружающей среды (ФВООС) дало определение устойчивого развития как „развития, которое отвечает потребностям нынешнего поколения, не создавая угрозы для возможности грядущих поколений удовлетворять их собственные потребности и выбирать свой стиль жизни“.
В Германии охрана естественных основ жизни была закреплена в ноябре 1994 в Основном законе (статья 20а). Однако уже задолго до этого в Федеративной Республике существовали многочисленные предписания об охране природы и окружающей среды.
Сегодня нормативная база охраны окружающей среды в Германии включает в себя многочисленные законодательные акты, правовые положения о предельно допустимой концентрации вредных веществ и другие предписания. Одновременно существует растущий сегмент экономики, который, с одной стороны, предлагает услуги в области охраны окружающей среды, с другой стороны, занимается производством не наносящих вреда окружающей среде продуктов и разработкой экологичных и сберегающих ресурсы технологий. Появился целый ряд знаков экологически чистой продукции и печатей качества, с помощью которых товаропроизводители могут привлечь внимание клиентов к особенно безопасной для окружающей среды продукции. Охрана окружающей среды должна стать конкурентным преимуществом.
Охрана окружающей среды превратилась в устремленную в будущее наукоемкую отрасль промышленности, в которой особое внимание уделяется вопросам повышения эффективности использования энергии и развитию экономики замкнутого цикла. Главные акценты в политике охраны окружающей среды в минувшие годы были сделаны на постепенный отказ от использования атомной энергии, реализацию программы сокращения эмиссии углекислого газа, а также развитие производства с замкнутым циклом. „Философию“ современной германской экологической политики наглядно отражает представленное в феврале 2002 года второе футурологическое исследование „Устойчивое развитие в Германии. Формирование будущего на длительную перспективу в согласии с окружающей средой“, проведенное Федеральным ведомством по охране окружающей среды. Оно не содержит ни итогов уже проделанной работы, ни прогнозов, однако ясно показывает имеющиеся возможности для действий и указывает очередные сферы приложения сил.
Согласно докладу по итогам проверки, представленному в 2001 году Организацией экономического сотрудничества и развития, Германия занимает сегодня в сравнении с другими странами мира лидирующие позиции в области охраны окружающей среды. Защита климата
Защита климата стала одним из основных направлений глобальной политики. На Германию приходится сегодня 4 процента общемирового выброса парниковых газов, которые вызывают усиливающееся с каждым годом потепление климата. Наряду с двуокисью углерода (СО2) в Киотском протоколе к парниковым газам причисляют пять других газов.
Ежегодная общемировая эмиссия углекислого газа оценивается в 24 миллиарда тонн. Выбросы СО2 в Германии составили в 2000 году в общей сложности 860 миллионов тонн. До этого они уже сократились к 1999 году на 15,4%. Таким образом, Германия занимает ведущее место среди промышленно развитых стран по сокращению эмиссии углекислого газа. Доля Федеративной Республики в снижении выбросов двуокиси углерода в Европе превышает две трети.
Ниже укажем на три основных пункта германской стратегии защиты климата:
* эффективное производство энергии;
* бережливое и рациональное использование энергии;
* наращивание производства энергии за счет использования ее возобновляемых источников.
Федеральное правительство Германии не только поощряет применение энергосберегающих технологий, но и активно стимулирует капиталовложения в технологии, позволяющие поставить себе на службу возобновляемые источники энергии, прежде всего солнечное излучение и силу ветра. При этом преследуется цель увеличить производство электроэнергии за счет использования возобновляемых источников с пяти процентов в 2001 году до десяти процентов в 2010 году. К середине нынешнего столетия возобновляемые источники энергии должны покрывать уже 50% энергетических потребностей страны. В январе 1999 года Федеральное правительство представило программу использования солнечной энергии „Сто тысяч крыш“, направленную на то, чтобы стимулировать монтаж фотогальванических установок. В 2001 году производство электроэнергии за счет использования силы ветра возросло в мире на 31%. В одной лишь только федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия – самой многонаселенной земле в Федеративной Республике – было введено в строй столько новых ветроэнергетических установок, что их суммарная мощность увеличилась на 57%. Сегодня в Германии уже работают ветряные генераторы общей мощностью 8000 мегаватт, и она занимает по этому показателю первое место в мире.
В начале 2000 года в Федеративной Республике вступил в силу закон о преимущественном использовании возобновляемых источников энергии. В настоящее время Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов вкладывает ежегодно в одни только научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с использованием этих источников, без малого десять миллионов евро. „Защита климата, экономический рост и обеспечение занятости тесно связаны друг с другом. Защита климата укрепляет конкурентоспособность германской экономики“, - резюмирует Федеральный министр окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Юрген Триттин воззрения Федерального правительства на защиту климата.
Решающий шаг к более эффективной защите климата был сделан в октябре 2000 года, когда Федеральное правительство приняло соответствующую национальную программу. Вот ее основные пункты:
* дальнейшее сокращение эмиссии углекислого газа;
* снижение энергопотребления во вновь строящихся домах;
* развитие щадящих природу и климат технологий производства энергии;
* содействие мерам по развитию и совершенствованию инфраструктуры;
* введение с 2003 года сбора для тяжелых грузовиков за проезд по скоростным шоссе, размер которого зависит от расстояния;
* усиленное стимулирование разработки и производства экономичных легковых автомобилей.
В Германии оказывается также прямое содействие энергосбережению и расширению использования возобновляемых источников энергии. Так, только для санации старых домов и построек и реализации мер по использованию солнечной энергии были выданы льготные кредиты и выплачены дотации в размере примерно шести миллиардов евро. Только за счет модернизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: