Примеры выполненных заданий.




I. Лингвистическая разминка.

Ученик читает текст, записанный на доске.

Ст..ял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой, из года в год писалась (не)зримая, вечная книга времён, переворач..вались её страниц.., жил народ, заг..рались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны, пр..ходили и, отбыв свой срок, уходили поколения…

А храм ст..ял потому что каждый из пр..ходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека (не)подвластного чу..ству красоты.

(П.Проскурин)

Словарная работа.

Учитель: В этом тексте речь идет о храме Христа Спасителя, который является СВЯТЫНЕЙ земли русской.

- А что обозначает слово СВЯТЫНЯ?

Ученик: Слово СВЯТЫНЯ имеет 2 лексических значения (см. Словарь).

1) То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (высок.) Например, народные святыни.

2) Предмет или место религиозного поклонения. Поклониться святыням.

Учитель: В каком значении мы употребляем слово СВЯТЫНЯ применительно к Храму Христа Спасителя?

(И в 1, и во 2 значении.)

- Назовите однокоренные слова, с помощью которых можно проверить безударную гласную в корне слова.

(Свято, святость.)

 

Повторение.

Учитель: Скажите, какого типа речи записанный текст?

(Повествование, т.к. здесь сообщается о движении людей и явлений во времени и пространстве. Особая роль принадлежит глаголам: стоял, шли, переворачивались, жил, загорались.)

- А какие еще типы речи вы знаете? (Описание, рассуждение.)

- Запишите тему урока:

Работа по группам.

Учитель: Главные особенности разных типов речи вы уже знаете. В качестве повторения предлагаю каждой группе составить фрагменты ОК (опорного конспекта) по теме «Композиционные особенности типов речи».

1 группа - повествование.

2 группа - рассуждение.

3 группа - описание.

4 группа - виды описания.

«Историческая справка о храме Христа Спасителя» какого типа речи?

(Это повествование с элементами описания. Повествование, т.к. рассказывается о том, когда храм построен, по чьему указу, на какие средства, как производилось строительство. Описание научное, т.к. даются точные данные в цифрах, научные исторические факты. Далее - описание действий, трудовых процессов: дыры высверливались, пробки вколачивались, костыли забивали, всё оплеталось и т.д.).

Анализ текста (по группам).

Учитель: А сейчас мы обратимся еще к одному тексту о храме Христа Спасителя..

Каждая группа получает своё задание.

1 группа: Определите тему текста. Сформулируйте и запишите ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.

2 группа: Определите СТИЛЬ ТЕКСТА, обоснуйте свой ответ. Проанализируйте языковые средства, которые использовал автор.

3 группа: Определите ТИП РЕЧИ, обоснуйте свой ответ. Запишите схему строения текста.

4 группа: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

- Понаблюдайте за употреблением глаголов в указанном абзаце («Стоял Храм…»)

Сколько всего слов? Сколько глаголов и глагольных форм?

Определите тип речи. Сделайте вывод.

- Найдите описание храма Христа Спасителя. Запишите слова, отвечающие на вопросы КАКОВ ПРЕДМЕТ? КАКОЙ ПРЕДМЕТ? Какими средствами выражено значение признака?

Учитель: Прочитайте самые яркие фрагменты текста.

(Звучит фонограмма «Колокольные звоны Собора»).

- Ребята, смогли вы мысленно представить храм Христа Спасителя, читая этот текст? А помогли вам его представить специальные языковые средства, использованные автором этого текста Петром Проскуриным.

Примеры выполненных заданий.

Ученик 1 группы: Тема этого текста - храм Христа Спасителя. Храм, который представляет собой целый пласт русской национальной культуры, «навечно впечатленный в камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразивший мощный поток всей русской истории».

Это пласт культуры — что-то великое, величественное, являющееся дорогим, любовно хранимым и чтимым, т.е. это святыня. А всё великое должно помниться всеми поколениями через века, поэтому и «плыли купола над Москвой, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразнимаемую цепь».

Храм был памятью, верой народа, потому что «каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты».

Ученик 2 группы: Стиль речи - художественный. Текст отличается образностью, эмоционально-эстетическим воздействием на читателей, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.

Писатель П. Проскурин использует в тексте множество эпитетов:

густые улицы, неумолимое время, зеркальное пространство, неразнимаемая цепь, страждущая душа и т.д.

Автор использует олицетворения: огонёк перебегал, храм парил, купола плыли, солнце играло, храм зарывался.

Сравнение: огонёк перебегал от свечи к свече, словно от одного поколения к другому. Гиперболы: бесчисленные тени ратников, в беспредельном пространстве храма.

Стилистические фигуры речи:

Анафора: Храм стоял … Это подчёркивает незыблемость, вечность.

Употребление однородных членов предложения и словосочетаний, которые повышают конкретность и изобразительность речи.

Ученик 3 группы: В тексте сочетаются 2 типа речи: повествование с элементами описания. Повествование, т.к. здесь сообщается, рассказывается о строительстве храма Христа Спасителя в его временной последовательности. На первый план выдвигается порядок протекания действия. Начинается текст с развязки действия: событие – строительство храма - передаётся как бы в обратной хронологической последовательности. Мы сначала узнаём о развязке - построенном храме, а уже потом - о самом действии.

Мы узнаем о том, где храм возносился, как его строили, когда и как он был открыт, освящён, а также о том, что произошло в начале осени 1932 г. Повествование включает в себя несколько описаний:

описание предмета, описание места, описание действий и трудовых процессов.

Ученик 4 группы: Исследовательская работа.

В указанном абзаце «Стоял храм в центре земли…» всего 80 слов. Из них глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий) - 17.

Тип речи - повествование, т.к. здесь перечисляются действия в их временной последовательности. (Храм стоял, шли люди, писалась книга времён, жил народ, загорались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны и т.д.)

Все глаголы - несовершенного вида, прошедшего времени, указывают на длительность действия: это необходимо, чтобы перечислить именно действия, события, что характерно для повествования.

Ученик 4 группы: Мы рассмотрели другой абзац: «Облицованный… »

Этот фрагмент - описание предмета. Вот слова, отвечающие на вопросы КАКОВ ПРЕДМЕТ? КАКОЙ ПРЕДМЕТ?

Храм облицованный, мрамором бело-розовым, густыми улицами, громадным куполом, храм освещенный, неумолимое время и т.д.

Значение признака выражено разными способами: именами прилагательными, причастиями, а также деепричастиями со значением признака: блистая куполом (ср. блестящий купол.)

Типовое значение этого фрагмента текста определяется как «предмет и его признак», общий вопрос ко всему тексту - каков предмет?

Домашнее задание.

Анализируя текст, мы определили тип речи, выявили его композиционные особенности, изобразительно-выразительные средства языка. А теперь наша задача - самим составить тексты определенного типа речи.

 

1. Сочинение-рассуждение «Почему храм Христа Спасителя является святыней земли русской?»

2. Сочинение-описание храма Христа Спасителя по фотографиям и слайдам в интернете.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: