I. Лингвистическая разминка.
Ученик читает текст, записанный на доске.
Ст..ял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой, из года в год писалась (не)зримая, вечная книга времён, переворач..вались её страниц.., жил народ, заг..рались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны, пр..ходили и, отбыв свой срок, уходили поколения…
А храм ст..ял потому что каждый из пр..ходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека (не)подвластного чу..ству красоты.
(П.Проскурин)
Словарная работа.
Учитель: В этом тексте речь идет о храме Христа Спасителя, который является СВЯТЫНЕЙ земли русской.
- А что обозначает слово СВЯТЫНЯ?
Ученик: Слово СВЯТЫНЯ имеет 2 лексических значения (см. Словарь).
1) То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (высок.) Например, народные святыни.
2) Предмет или место религиозного поклонения. Поклониться святыням.
Учитель: В каком значении мы употребляем слово СВЯТЫНЯ применительно к Храму Христа Спасителя?
(И в 1, и во 2 значении.)
- Назовите однокоренные слова, с помощью которых можно проверить безударную гласную в корне слова.
(Свято, святость.)
Повторение.
Учитель: Скажите, какого типа речи записанный текст?
(Повествование, т.к. здесь сообщается о движении людей и явлений во времени и пространстве. Особая роль принадлежит глаголам: стоял, шли, переворачивались, жил, загорались.)
- А какие еще типы речи вы знаете? (Описание, рассуждение.)
- Запишите тему урока:
Работа по группам.
Учитель: Главные особенности разных типов речи вы уже знаете. В качестве повторения предлагаю каждой группе составить фрагменты ОК (опорного конспекта) по теме «Композиционные особенности типов речи».
1 группа - повествование.
2 группа - рассуждение.
3 группа - описание.
4 группа - виды описания.
«Историческая справка о храме Христа Спасителя» какого типа речи?
(Это повествование с элементами описания. Повествование, т.к. рассказывается о том, когда храм построен, по чьему указу, на какие средства, как производилось строительство. Описание научное, т.к. даются точные данные в цифрах, научные исторические факты. Далее - описание действий, трудовых процессов: дыры высверливались, пробки вколачивались, костыли забивали, всё оплеталось и т.д.).
Анализ текста (по группам).
Учитель: А сейчас мы обратимся еще к одному тексту о храме Христа Спасителя..
Каждая группа получает своё задание.
1 группа: Определите тему текста. Сформулируйте и запишите ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.
2 группа: Определите СТИЛЬ ТЕКСТА, обоснуйте свой ответ. Проанализируйте языковые средства, которые использовал автор.
3 группа: Определите ТИП РЕЧИ, обоснуйте свой ответ. Запишите схему строения текста.
4 группа: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
- Понаблюдайте за употреблением глаголов в указанном абзаце («Стоял Храм…»)
Сколько всего слов? Сколько глаголов и глагольных форм?
Определите тип речи. Сделайте вывод.
- Найдите описание храма Христа Спасителя. Запишите слова, отвечающие на вопросы КАКОВ ПРЕДМЕТ? КАКОЙ ПРЕДМЕТ? Какими средствами выражено значение признака?
Учитель: Прочитайте самые яркие фрагменты текста.
(Звучит фонограмма «Колокольные звоны Собора»).
- Ребята, смогли вы мысленно представить храм Христа Спасителя, читая этот текст? А помогли вам его представить специальные языковые средства, использованные автором этого текста Петром Проскуриным.
Примеры выполненных заданий.
Ученик 1 группы: Тема этого текста - храм Христа Спасителя. Храм, который представляет собой целый пласт русской национальной культуры, «навечно впечатленный в камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразивший мощный поток всей русской истории».
Это пласт культуры — что-то великое, величественное, являющееся дорогим, любовно хранимым и чтимым, т.е. это святыня. А всё великое должно помниться всеми поколениями через века, поэтому и «плыли купола над Москвой, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразнимаемую цепь».
Храм был памятью, верой народа, потому что «каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты».
Ученик 2 группы: Стиль речи - художественный. Текст отличается образностью, эмоционально-эстетическим воздействием на читателей, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.
Писатель П. Проскурин использует в тексте множество эпитетов:
густые улицы, неумолимое время, зеркальное пространство, неразнимаемая цепь, страждущая душа и т.д.
Автор использует олицетворения: огонёк перебегал, храм парил, купола плыли, солнце играло, храм зарывался.
Сравнение: огонёк перебегал от свечи к свече, словно от одного поколения к другому. Гиперболы: бесчисленные тени ратников, в беспредельном пространстве храма.
Стилистические фигуры речи:
Анафора: Храм стоял … Это подчёркивает незыблемость, вечность.
Употребление однородных членов предложения и словосочетаний, которые повышают конкретность и изобразительность речи.
Ученик 3 группы: В тексте сочетаются 2 типа речи: повествование с элементами описания. Повествование, т.к. здесь сообщается, рассказывается о строительстве храма Христа Спасителя в его временной последовательности. На первый план выдвигается порядок протекания действия. Начинается текст с развязки действия: событие – строительство храма - передаётся как бы в обратной хронологической последовательности. Мы сначала узнаём о развязке - построенном храме, а уже потом - о самом действии.
Мы узнаем о том, где храм возносился, как его строили, когда и как он был открыт, освящён, а также о том, что произошло в начале осени 1932 г. Повествование включает в себя несколько описаний:
описание предмета, описание места, описание действий и трудовых процессов.
Ученик 4 группы: Исследовательская работа.
В указанном абзаце «Стоял храм в центре земли…» всего 80 слов. Из них глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий) - 17.
Тип речи - повествование, т.к. здесь перечисляются действия в их временной последовательности. (Храм стоял, шли люди, писалась книга времён, жил народ, загорались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны и т.д.)
Все глаголы - несовершенного вида, прошедшего времени, указывают на длительность действия: это необходимо, чтобы перечислить именно действия, события, что характерно для повествования.
Ученик 4 группы: Мы рассмотрели другой абзац: «Облицованный… »
Этот фрагмент - описание предмета. Вот слова, отвечающие на вопросы КАКОВ ПРЕДМЕТ? КАКОЙ ПРЕДМЕТ?
Храм облицованный, мрамором бело-розовым, густыми улицами, громадным куполом, храм освещенный, неумолимое время и т.д.
Значение признака выражено разными способами: именами прилагательными, причастиями, а также деепричастиями со значением признака: блистая куполом (ср. блестящий купол.)
Типовое значение этого фрагмента текста определяется как «предмет и его признак», общий вопрос ко всему тексту - каков предмет?
Домашнее задание.
Анализируя текст, мы определили тип речи, выявили его композиционные особенности, изобразительно-выразительные средства языка. А теперь наша задача - самим составить тексты определенного типа речи.
1. Сочинение-рассуждение «Почему храм Христа Спасителя является святыней земли русской?»
2. Сочинение-описание храма Христа Спасителя по фотографиям и слайдам в интернете.