Негативные расстройства при шизофрении. Клиника простой шизофрении, сравнительно-возрастные особенности.




Бил 37

1Сексуальные перверсии, варианты.

Сексуальные перверсии разделяют на истинные и ложные. При истинных перверсиях извращенное влечение является единствен­но приемлемым или наиболее предпочитаемым способом удовле­творения. Истинные перверсии чаще бывают врожденными и проявляются с первым пробуждением полового влечения. При ложных перверсиях наряду с извращенным вполне возможно и даже может быть предпочитаемо нормальное половое функцио­нирование. Ложные перверсии всегда приобретенные, они возни­кают и могут упрочиваться в течение половой жизни. Однако чет­кую грань между истинными и ложными перверсиями удается провести далеко не при всех видах половых извращений. Истинные и ложные перверсии (парафилии): 1) гомосексуализм - половое влечение к лицам своего же пола в США и многих других странах перверсией не считается, а рассма­тривается как вполне допустимая девиация: а) истинный гомосексуализм начинает проявляться с момента пробуждения полового влечения в предподростковом или подро­стковом возрасте. Сверстники другого пола никакого влечения не вызывают. Сексуальные фантазии, снови­дения во время поллюций, платоническая влюбленность связаны только со своим полом. Гомосексуалистов принято разделять на активных (играющие мужскую роль) и пассивных (женская роль). Лишь часть гомосексуалов субъективно страдает от своей ано­малии, хотели бы от нее избавиться, ищут помощи у врачей («эго-ди сто ни ч секи и гомосексуализм» американских авторов). б) Ложный гомосексуализм встречается чаще истинного, сочета­ется с гетеросексуальным влечением (бисексуализм). Гомосексу­альные склонности могут появиться вследствие совращения в подростковом возрасте или длительного пребывания в замкну­тых однополых коллективах (матросы в плавании, заключен­ные, воспитанники некоторых интернатов и т.д.). В этих случаях гомосексуальные и гетеросексуальные фантазии и сновидения чередуются. 2) Трансвестизм - патологичес­кое стойкое стремление носить одежду и прическу противопо­ложного пола и играть его роль. Может сочетаться с пассивным гомосексуализмом у мужчин или с активным у женщин, но может быть изолированным нарушением, когда гомосексуальных кон­тактов не ищут. Истинный трансвестизм проявляется с детства: мальчики облачаются в одежду и белье девочек, а девочки носят мужские костюмы, предпочитают мальчишеские игры. Ложный или фетишистский трансвестизм - переодевание в одежду и особенно в белье другого пола для мастурбации. После достижения оргазма эту одежду отбрасывают. При посторонних ее не носят. Этот вид трансвестизма чаще бывает у мужчин. 3) Транссексуализм - с детства пробуждающееся и на всю жизнь сохраняющееся страстное желание переменить свой пол. 4) Фетишизм - потребность в определенной вещи (предметы одежды, белье, обувь, волосы противоположного пола и т.д.), ко­торую прикладывают к половым органам или созерцают перед половым сношением или мастурбацией. Может относиться к ложным перверсиям, когда нормальная половая жизнь возможна без фетиша, но чаще без него невозможно половое возбуждение. 5) Эксгибиционизм встре­чается у мужчин. Удовлетворение получают от того, что неожи­данно показывают незнакомой женщине (в укромном месте или под окном) обнаженный половой член, обычно эрегированный. 6) Вуайеризм (от фр. voyeur - зритель) - влечение к разглядыва­нию чужих половых органов и особенно к подсматриванию за половым сношением между другими. Как транзиторное явление встречается у детей и младших подростков. В более старшем воз­расте бывает относительно редко: подглядывание обычно сочетается с мастурбацией. Вполне возможно остается нормальная половая жизнь. 7) Педофилия - по­ловое влечение к детям. Встречается у подростков мужского пола с легкой дебильностыо или с задержкой сексуального развития, у некоторых женатых мужчин — при дисгармонии половой жизни с супругой, но особенно у пожилых со слабеющей потенцией. Обычно является ложной перверсией. 8) Геронтофилия дословно озна­чает влечение к старикам, но на самом деле к лицам значительно старше себя, обычно в возрасте, соответствующем возрасту собст­венных родителей. У девочек-подростков встречается как транзи­торное явление. 9) Инцест - по­ловые сношения с близкими кровными родственниками (отцом, матерью, сыновьями и дочерьми, братьями и сестрами). Запрет на инцест встречается почти у всех народов. Браки между кровными родст­венниками резко повышают риск рецессивных наследственных заболеваний, включая слабоумие. 10) Зоофилия, или скотоложство, известно также под названием содомии (от названия библейского города Содома, жители кото­рого предавались безудержному разврату) — половые сношения с животными. Мужчинами чаще используются козы и овцы, жен­щинами — крупные кобели. 11) Садизм и мазохизм - потребность во время полового сноше­ния или перед ним причинять партнеру (или испытывать от него) физическую боль или моральные страдания. В легкой степени са­дизм нередко может встречаться у мужчин, а мазохизм — у жен­щин во время нормальной половой жизни. Перверсией следует считать тяжелые проявления, когда жестокие действия (бичева­ние, нанесение уколов, порезов, ожогов, побоев) становятся не­обходимым условием полового возбуждения и даже сами по себе приводят к оргазму. 12) Нарциссизм - склонность любоваться своим телом не следует считать ни перверсией, ни девиацией. Извращением является мастурбация перед зеркалом, глядя на свое обнаженное тело. Симптоматические перверсии и девиации служат одним из проявлений психических расстройств. При шизофре­нии перверсии весьма разнообразны, иногда одна сменяет другую или они сочетаются. При органических поражениях головного мозга встречаются «неисто­вый онанизм» с криком, садизм и мазохизм. Особенности перверсий и де­виаций при психопатиях зависят от их типа.

 

Негативные расстройства при шизофрении. Клиника простой шизофрении, сравнительно-возрастные особенности.

Негативные симптомы шизофрении. К фундаментальным негативным проявлениям шизофрении относится схизис (интрапсихическая атаксия). Под схизисом по­нимают дезинтеграцию, разлаженность психики, неравномер­ность, мозаичность нарушений психических функций. Одни пси­хические функции могут быть грубо расстроенными, а другие, родственные, — сохранными. Еще один кардинальный симптом шизофрении — аутизм, под которым понимают ослабление связей с реальностью, чрезмерное погружение в свой внутренний мир. Внешние обстоятельства ма­ло влияют на содержание душевной жизни больного, которое оп­ределяется необычными, оторванными от повседневности мыс­лями, фантазиями, грезами, галлюцинаторно-бредовыми пере­живаниями. Типичные для шизофрении малообратимые эмоциональные изменения заключаются, прежде всего, в апатической окраске на­строения или в глубокой апатии. Эмоциональная тупость иногда своеоб­разно сочетается с ранимостью, хрупкостью эмоций. Из других стойких аффективных изменений характерны эмоциональная неадекватность и амбивалентность. Для больных шизофренией типична патология волевых функций. Больные шизофренией нередко живут и действуют как бы ме­ханически, без чувства внутренней активности. Апатия и абулия сочетаются, образуя апатоабулический, или вяло-апатический синдром, чрезвычайно характерный для шизофрении. Преимущественно у больных шизофренией возникают такие волевые.расстройства, как парабулия, амбитендентнрсть, импульсивность. Нередко встречающаяся при шизофрении патология влече­ний выражается в их угнетении, усилении или извращении. Боль­ным с выраженным или грубым психическим дефектом иногда свойственны прожорливость, поедание несъедобных предметов, сексуальные отклонения. Формальные расстройства мышления, выявляемые у больных шизофренией, многочисленны и своеобразны. Главным образом, при шизофрении отмечаются разорванноть мышления и речи, разноплановость мышления, паралогичное мышление, аутистическое мышление, символическое мышление, формальное мышление, резонерское мышление, аморфное мышление (недоста­точная категоричность, уклончивость суждений), неологизмы, соскальзывания, ответы не в плоскости вопроса. Вместе с тем у значительной части больных нарушения мыш­ления мало выражены или клинически не определяются. Формальные способности памяти у большинства больных шизофренией не страдают. Мимика у многих больных шизофренией болезненно измене­на. Особенно характерны гипомимия, парамимия (вычурная, ма­нерная мимика, гримасничанье). Возможна амимия. Психомоторике больных шизофренией нередко свойственны угловатость, неуклюжесть, неловкость, необычность движений. Коммуникативные функции у большинства больных шизофре­нией в той или иной мере нарушены. Чаще встречаются замкну­тость, избирательная общительность, формальный контакт. Край­них случаях больные полностью нелюдимы. В учебном, служебном коллективе больные шизофренией не­редко находятся на положении «белой вороны». Общение врачей с больными также затруднено, часто носит формальный характер «по вине» больного. Редкая, но в основном встречающаяся при шизофрении фор­ма контакта с окружающими — психическая обнаженность (утри­рованная, неуместная откровенность, порой с малознакомыми людьми). Поведению больных шизофренией часто свойственны раз­личного рода странности, чудаковатость, парадоксальность. Странности, чудачества могут касаться самых разных сторон по­ведения: бытовых привычек, манеры одеваться, увлечений и интересов, профессиональной деятельности. Больные бывают неряшливыми, запущенными в санитарно-гигиеническом отношении, неопрятными и одновременно пре­тенциозными в одежде. Разрабатывают сложные и необычные си­стемы мероприятий для поддержания здоровья и продления жиз­ни. Клиника простой шизофрении - состояние определяется неуклонно нарастающими негативными расстройствами: эмоци­ональной тупостью, бездеятельностью, аспонтанностью, наруше­ниями речи, вплоть до речевой разорванности. Формируется тя­желый апато-абулический синдром. Временно могут появляться кататонические, галлюцинаторно-параноидные расстройства. Сравнительно-возрастные особенности Шизофрения у детей и подростков возникает в несколько раз реже, чем в более старших возрастных группах. При начале шизо­френии в детско-подростковом возрасте в результате взаимовли­яния процессов психического развития (онтогенеза) и эндоген­ного заболевания, с одной стороны, замедляется и искажается он­тогенез, а с другой, - клиника и исходы шизофрении приобрета­ют существенное своеобразие. В целом для детской шизофрении и, в меньшей степени, для подростковой характерны рудиментарность, стертость, незавер­шенность клинических проявлений. Основные особенности нега­тивной симптоматики у детей заключаются в сочетании эмоцио­нального обеднения или опустошения, снижения активности, аутистических проявлений с асинхрониями, неравномерностью пси­хического развития. Шизофренический дефект приобретает сходство с олигофренией (олигофреноподобный дефект). При начале шизофрении в пубертатном возрасте в структуру негативных изме­нений личности входят признаки дисгармонического психическо­го инфантилизма (дефект по типу психического инфантилизма). Продуктивные расстройства в детском возрасте чаще выражают­ся в диффузных, недифференцированных страхах, синдроме двига­тельной расторможенности, патологическом фантазировании. У подростков, наряду с продуктивной симптоматикой, харак­терной для более старших возрастов, но представленной в неза­вершенном виде, продуктивные расстройства часто проявляются сверхценной и бредовой дисморфоманией, вторичной анорексией, философической интоксикацией (чрезмерным и непродук­тивным интересом к абстрактным проблемам), другими сверх­ценными интересами и увлечениями, деперсонализацией, патологичностью пубертатного криза и психопатоподобными расст­ройствами. Для мальчиков особенно характерен гебоидный вари­ант психопатоподобного поведения в виде грубости, жестокости, садистических тенденций, сексуальной расторможенности, склонности к пьянству, употреблению наркотиков и к антисоци­альным поступкам. При шизофрении с началом в детском и подростковом возра­сте используется та же классификация, что и при шизофрении, развивающейся в более старшем возрасте. Злокачественная шизофрения у детей обычно начинается до 7 лет. Для нее характерны выраженное преобладание негативных проявлений над продуктивными, особенно быстрое (в течение 1—2 лет) формирование конечного состояния, которое выражается в остановке и регрессе психического развития и поведения. Речь ут­рачивает функцию общения. Больные становятся крайне неряш­ливыми. Возобновляется энурез. Растормаживаются примитивные формы поведения. Больные перестают ходить и вновь начинают ползать, лакают из посуды, как животные, издают нечленораздель­ные звуки. Конечное состояние по тяжести и особенностям клини­ческих проявлений сходно с олигофрениями тяжелых степеней. Параноидная шизофрения для детей нехарактерна. При начале параноидной шизофрении в пубертатном возрас­те на ранних этапах болезни часто возникают философическая интоксикация, сверхценные идеи или бред физического недо­статка, вторичная анорексия. Вялотекущая шизофрения у детей — одна из самых частых форм болезни. На первый план выступают относительно неглубо­кие негативные расстройства и признаки психического, а иногда и физического дизонтогенеза. Отдельные психические функции могут формироваться опережающими темпами, по сравнению с возрастной нормой, например — абстрактное мышление, счет­ные, музыкальные способности (дети-вундеркинды). В процессе взросления опережающее развитие этих способностей часто ни­велируется или сменяется отставанием. Продуктивная симптома­тика выражается в заумных интересах, аутистических фантазиях, страхах, рудиментарных двигательных расстройствах. У подростков вялотекущая шизофрения проявляется утрированным пубертатным кризом, деперсонализацией, дисморфофобией, психопатоподобным поведением гебоидного типа. Постепенно на­чинают доминировать негативные расстройства. Формируется не­глубокий личностный дефект по типу психического инфантилизма. Рекуррентная шизофрения у детей возникает редко. Присту­пы рудиментарны и атипичны: проявляются немотивированны­ми страхами, вегетативными кризами с головной болью, гипер­термией, диспепсией или расстройствами, напоминающими де­лирий. В пубертатном периоде приступы бывают более оформ­ленными и тяжелыми: атипичные депрессии, депрессивно-бре­довые, иногда онейроидно-кататонические расстройства. Рекуррентная шизофрения с началом в детстве и отрочестве приводит к относительно неглубоким изменениям личности с чертами инфантилизма или олигофреноподобным проявлениям на уровне дебильности. Приступообразно-прогредиентная шизофрения - одна из са­мых частых форм у детей и подростков. В детстве приступы бывают стертыми: аффективными, аффективными с рудиментарным бре­дом, фобиями. У подростков приступы более развернутые, вплоть до кататоно-бредовых, кататоно-гебефренных. Исходы этой формы варьируют от слабоумия, напоминающего тяжелые степени олиго­френии, до олигофреноподобного дефекта типа дебильности

3. Психотерапевтические методы лечения, показания. Все методы психотерапии принято разделять на следующие основные группы: суггестивные, «поведенческие», рациональные (когнитивные) и психоаналитические. 1) Суггестивные методы в различных видах используют внуше­ние. Наиболее известно внушение в состоянии гип­нотического сна. 2) Внушение в состоянии бодрствования достигается путем власт­ного, авторитетного, уверенного заявления психотерапевта. 3) Аутогенная тренировка (аутотренинг) являет­ся суггестивным методом, но использует самовнушение, которое достигается путем специально разработанных упражнений. 4) Плацеботерапия состоит в использовании плацебо-препара­тов, которые по виду, запаху, вкусу не отличаются от определенно­го лекарства (транквилизатора, снотворного и т.д.), но на самом деле являются совершенно индифферентными веществами. 5) «Поведенческие», бихевиоральные, условнорефлекторные ме­тоды основываются на выработке условных рефлексов. Напри­мер, вырабатывается условный рвотный рефлекс на вид, запах, вкус алкоголя путем сочетания небольшой дозы спиртного на­питка и рвотных средств. Практикуются также другие приемы «научения». 6) Рациональные (когнитивные) методы адресуются к сознанию больного, его рассудку, основываются на логическом переубежде­нии пациента, разъяснении ему природы расстройств и путей их устранения. Авторитет, престиж и знания психотерапевта важны для директивного подхода (активного убеждения пациента). Для недирективных подходов, когда психотерапевт и пациент выступа­ют как партнеры, совместно оценивая причины расстройств и возможности их преодоления, не менее важной становится спо­собность врача к эмпатии — умению вчувствоваться в переживания пациента, проникнуться его заботами и тревогами. 7) Патогенетическая личностно-ориентированная (реконструк­тивная) психотерапия по Мясищеву-Карвасарскому направлена на то, чтобы на основе изучения личности больного, особенностей его системы отношений выявить психогенные механизмы психи­ческих (в основном невротических) расстройств, добиться осо­знания больным причинно-следственных связей между особен­ностями его личностных отношений и возникших нарушений. 8) Групповая психотерапия подразумевает психотерапевтические сеансы одновременно с несколькими или даже множеством паци­ентов (групповой гипноз, аутотренинг), а также сеансы, на кото­рых происходит активное взаимодействие членов группы. 9) Семейная психотерапия по сути дела является разновидностью групповой, но группу составляет семья. 10) Психоаналитические методы основываются на учении извест­ного австрийского психиатра, психолога и невролога Зигмунда Фрейда. Суть психоанализа состоит в том, чтобы извлечь из сфе­ры подсознательного вытесненные из сознания, подавленные внутренние конфликты и психические травмы. Еще Фрейдом для этого был предложен анализ сновидений и метод свободных ассо­циаций. 11) Другие психотерапевтические и социотерапевттеские методы включают музыкотерапию (путем прослушивания специально подобранной музыки, хорового пения добиваются определенного эмоционального состояния), библиотерапию (чтение специально подобранной художественной литературы с целью изменить наст­роение или путем сходства описываемых ситуаций и событий в жизни пациента помочь ему найти выход из трудного положения, скорригировать планы и т.д.), игровую терапию у детей, арттерапию (художественное творчество, в процессе которого пациент имеет возможность «отреагировать» свои подавляемые пережива­ния) и др. Трудовая терапия — система трудовых процессов — от самых несложных, отвлекающих от болезненных переживаний, позво­ляющих занять время (терапия занятостью), до обучения новым профессиям, если этого требует заболевание. Трудовая терапия является наиболее важным методом социотерапии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: