Содержание
Введение. 3
1 Использование основных подходов проектного менеджмента при решении задач профессиональной деятельности. 5
2 Инициация проекта. 10
3 Планирование работ проекта. 20
4 Реализация проекта. 31
5 Завершение проекта. 33
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 36
Приложения. 38
Введение
Актуальность. Студенческая молодежь сегодня - та часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России на ближайшие будущее. Составляя примерно пятую часть населения страны, она играет большую роль в социальных переменах, в реализации курса российских реформ. Однако, к сожалению, в годы, завершившие XX век, государству почти не удалось продвинуться вперед в решении основных проблем молодого поколения. Политика, направленная на проблемы молодежи, оказалась малоэффективной. В начале XXI века проблемы молодого поколения нарастали на фоне снижения многих показателей в социальной сфере.
Одной из самых актуальных проблем российской молодежи является проблема физического развития молодого поколения, его приобщения к спорту, к оздоровительной физкультуре.
Вопросы физкультуры и спорта нашли отражение в распоряжении Правительства РФ №1101-р от 07.08.2009 г., которое одобрило «Концепцию развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» [1]. Согласно концепции, основа и цель деятельности Государственного комитета спорта РФ – развитие деятельности детей и молодежи. Опираясь на опыт, который показывает эффективность физкультуры и спорта в противодействии асоциальному поведению молодежи, наркомании, алкоголизму и курению табака, концепция предлагала создание материальной, правовой и финансовой базы развития этой сферы деятельности. Среди приоритетов в области укрепления здоровья подростков и молодежи ставилась задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта и организацию досуга. Дальнейшее развитие это направление получило в Федеральной целевой программе по развитию физкультуры и спорта в РФ.
|
Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, разработки программ по поддержке молодежи положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья данной социальной группы населения, по оценкам специалистов, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, которые сопутствуют крайней бедности. Все это обуславливает необходимость физического развития студентов, их приобщения к спорту, к оздоровительной физкультуре.
Цель: создание проекта «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов»
Объект исследования – физическое здоровье студентов
Предмет исследования - физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов
Задачи:
1. провести теоретический анализ использования основных подходов проектного менеджмента при решении задач профессиональной деятельности;
2. представить инициацию разрабатываемого проекта
3. провести планирование работ проекта
4. рассмотреть возможности реализация проекта
5. выявить процессы завершения проекта.
Методы: анализ научной литературы, анализ социологических опросов по теме, анализ законодательной и нормативной базы.
|
Использование основных подходов проектного менеджмента при решении задач профессиональной деятельности
Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности в различных сферах жизнедеятельности общества - экономической, политической, социальной, правовой, организационной, производственной, управленческой и характеризуется особенностями его разработки и применения [4].
Согласно ГОСТу Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» под понятием «проект» понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [2].
В учебной литературе в области менеджмента проект рассматривается «комплекс действий (обычно длительностью менее трех лет), состоящий из взаимосвязанных задач, с четко определенными целями, календарным планом и бюджетом» [6, c. 16].
Понятие «проект» может подменяться иными понятиями. Так, например, в некоторых случаях под проектом понимается процесс последовательности действий по выполнению каких-либо управленческих функций (например, деятельность проект менеджеров). Это постоянно выполняемые действия проект-менеджера, в то же время, процесс управления может быть частью проекта.
Иногда понятие «проект» рассматривается как программа. «Программа - долгосрочная деятельность, которая подразумевает выполнение более чем одного проекта; иногда используется как синоним слова «проект». Проекты, входящие в программы, обычно однотипны, относятся к одной и той же отрасли деятельности» [6, с. 15-16]. Таким образом, программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение долгосрочных целей (например, административная реформа, реформирование государственной службы, реформа образования, реформа ЖКХ и др.). В рамках программы возможно успешное выполнение каких-либо проектов с достижением вполне конкретных результатов. В данном случае программа - это совокупность нескольких проектов, то есть, проекты представляют собой часть программ.
|
Под понятием «проект» понимается система, включающая совокупность взаимосвязанных элементов, организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ним целей. Вследствие вышесказанного, можно полагать, что каждое из перечисленных нами понятий, а именно: процесс, программа, система, не могут отражать сущностное содержание понятия «проект», а они органически входят в понятие «проект», выполняя при этом свое предназначение в области проектной деятельности.
В теории управления проектами рассматривается ряд определений понятия «проект»
1. В самом общем виде понятие «проект» (projekt) - это «что-либо, что задумывается или планируется», например, предприятие, организация, деятельность, реформирование и т.д.
2. С точки зрения системного подхода, проект рассматривается как процесс перехода из исходного состояния в конечное - результат при участи ряда ограничений и механизмов. В данном случае, основными системными элементами проекта в данном случае могут быть:
- элементы входа в проект (потребности);
- элементы выхода из проекта (удовлетворенные потребности);
- элементы ограничения проекта - финансовые, нормативно-правовые, этические, культурологические, ресурсные, временные, качественные, организационные, структурные, управленческие и т.п.;
- элементы обеспечения проекта - люди, знания и опыт, инструментарий и техника, технология, профессионализм.
3. С точки зрения структурного подхода, проект рассматривается как некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Структурными элементами проекта в данном случае являются:
- замысел (проблема, задача);
- средства реализации (решение проблемы);
- цели реализации (результаты, решения).
4. С точки зрения деятельностного подхода, проект представляет собой целенаправленную деятельность, заранее проработанное и запланированное действие, направленное на создание или модернизацию проектируемых объектов, технологических процессов, организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
5. С точки зрения управленческого подхода, проект - процесс руководства всеми работами по проекту от начала до завершения.
Рассмотренные подходы относительно понятия «проект» позволяют рассматривать проект как процесс зарождения, формирования и реализации идею, направленной на решение определенной проблемы (экономической, политической, социальной, организационной, финансовой, управленческой) и ее реализация в практической деятельности менеджера.
Поэтому основу понятия «проект» составляет интеграция вышеназванных нами подходов (общего, системного, структурного, деятельностного, управленческого) и включает в себя планирование, организацию и управление.
Планирование проекта включает следующие элементы [4]:
- определение желаемых результатов выполнения работы;
- разработка графика выполнения работы;
- расчет количества необходимых ресурсов.
Организация проекта предполагает распределение ролей и обязанностей процесса проектирования.
Управление проектом составляет совокупность следующих действий:
- перераспределение работ и назначений;
- руководство работами и контроль результатов;
- решение возникающих проблем;
- обмен информацией с заинтересованными лицами.
Таким образом, управление проектами - самостоятельная область научного знания, позволяющего на основе системного, структурного, деятельностного, управленческого подходов и методов проектирования осуществлять целенаправленную деятельность по разработке и управлению проектом, направленной изменение проектируемого объекта и достижение проектного результата.
На рисунке 1 представлена классификация проектов.
Рисунок 1 - Классификация проектов
Базовые стадии управления проектами представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Базовые стадии управления проектом
Признаки, характеризующие понятие «проект»:
1. Цель - направленность проекта на достижение конкретной цели, а также получение конечного продукта или результата.
2. Установленные сроки начала и завершения проекта - ограниченная протяженность во времени с определением начала и окончания проекта.
3. Управление проектом - координированное выполнение многочисленных и взаимосвязанных действий, связанных с разработкой и управлением процесса проектирования.
4. Определенные ресурсы - трудовые, финансовые, кадровые, экономические, материальные, организационные и другие.
На наш взгляд, возможно использование проектного менеджмента к решению задач в области укрепления физического здоровья студентов.
Задачами курсового проекта должны стать:
1. представить инициацию разрабатываемого проекта «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов»;
2. провести планирование работ проекта;
3. рассмотреть возможности реализация проекта;
4. выявить процессы завершения проекта.
Инициация проекта
Согласно ГОСТу Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» цель процесса инициации - это формальное открытие проекта [2]. «Выходы процесса определяются и документируются следующими параметрами проекта:
- наименование проекта;
- причины инициации проекта;
- цели и продукты проекта;
- дата инициации проекта;
- заказчик проекта;
- руководитель проекта;
- куратор проекта» [2].
Исходя из вышеобозначенных пунктов, дадим подробное описание проекта, достаточно большое внимание сосредоточив на описании причин инициации проекта с привлечение социологических и статистических данных. Инициация проекта представлена в Приложении А.
Наименование проекта: «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов».
Предпосылками разработки проекта «Физическая культура как фактора восстановления здоровья студентов» стали:
1. низкий уровень физического здоровья студентов,
2. проблема физического развития студентов, их приобщения к спорту, к оздоровительной физкультуре,
3. малое представление студентов о прямой связи физической культуры с общим уровнем физического состояния всего организма
Молодежь является одним из основных субъектов общественного воспроизводства, поскольку именно в молодежных возрастных группах сконцентрирован репродуктивный и трудовой потенциал населения, а в студенческая молодежь – еще интеллектуальный. Воспроизводство осуществляется в процессе смены поколений. За счет этого общество обновляется, совершенствует структуру, передает от старших поколений младшим общественные институты, опыт, культуру, систему норм, ценностей, частично их сохраняет, а частично изменяет. Тем самым молодежь закономерно является одним из главных факторов, движущих сил общественного развития.
В России в действующем наборе документов федерального и регионального уровня верхней границей молодежного возраста считается 25 лет, в других 30, в третьих - 35, нижней границей может быть и 16, и 18, и даже 20 лет.
Под молодежью чаще всего понимается категория населения в возрасте 14-30 лет[1], находящаяся на стадии трудового и социального самоопределения и обладающая рядом специфических признаков социально-демографической группы общества. Она внутренне дифференцирована по стратификационным, возрастным, образовательным и субкультурным признакам.
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14 до 30 лет.
Официальные документы в Российской Федерации определяют статус молодежи как социально-демографической группы таким демографическим критерием как возраст.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации в 2016 г. проживало 27588 тыс человек в возрасте от 15 до 29 лет включительно.
Рисунок 3 - Динамика численности населения в возрасте от 15 до 29 лет [14]
С 2010 года по 2016 год численность молодежи в Российской Федерации сокращается. К 2025 году по прогнозам Росстата общая численность молодежи может сократиться до 25 млн. человек. Начиная с 2005 года, численность молодежи сокращалась, но динамика различных возрастных когорт была неоднозначной. В частности, резкое сокращение отмечалось в когорте 15-19-летних, более плавное снижение численности было у 20-24-летних. Наконец, рост численности был отмечен в возрастной группе молодых людей 25-29 лет (рис.3).
Сокращение численности молодежи в России приведет к росту диспропорции в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, снижению объемов подготовки квалифицированных кадров в образовательных организациях. В совокупности со старением населения возникнет опасность серьезного увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население (прежде всего, на молодежь), обострятся проблемы выплаты пенсий и социальных пособий, повысится нагрузка на систему здравоохранения. Все это создает предпосылки для изменений в социальной мобильности и социальном статусе молодых граждан. Уже в ближайшие годы это обусловит основную социально-экономическую нагрузку на молодых граждан, еще только вступающих в самостоятельную жизнь [11].
Студент - учащийся высших учебных заведений. Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, которая характеризуется половозрастной структурой, определённой численностью, территориальным распределением и т.д.; определённым общественным положением, ролью и статусом; особой стадией социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть российской молодёжи и которая характеризуется определёнными социально-психологическими особенностями.
По данным Росстата на период 2014/15 в вузах страны на начало учебного года обучалось 5209 тысяч человек (рис. 4)
Рисунок 4 – Численность студентов РФ (на начало 2014/2015 учебного года; тысяч человек) [14]
Существенной социальной чертой студенчества является близость по ориентации, интересам, характеру деятельности к социальной группе интеллигенции, специалистов (рис. 5).
Рисунок 5 – Студенческая молодежь как социальная группа[2]
Рисунок 6 – Факторы спортивных интересов студенческой молодежи[3]
С начала 1990-х годов проблемам молодого поколения уделялось очень мало внимания со стороны государства и общества. Длительное время благодаря продолжительной и целенаправленной рекламе алкоголя и табачных изделий, пиво, сигареты стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры. В совокупности с нездоровым образом жизни, отсутствием эффективной системы профилактики и медицинской помощи это привело к значительному ухудшению физического и психического здоровья молодого поколения.
Однако в это же время возникает потребность в изучении долговременных ориентиров молодежи, в том числе и интересов в области физической культуры и спорта, отношения к собственному здоровью. Во второй половине 1990 гг. в фокус исследований попадало молодое поколение, формировавшееся на переломном историческом этапе. В ноябре-декабре 1997 г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта было проведено социологическое исследование на тему "Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?" [9], в котором участвовали 1974 молодых людей в возрасте от 17 до 26 лет.
Период исследования молодежи в с 2005 – 2010 гг. захватывал поколение молодых людей, которое представляет собой в основном «первый плод» социальных преобразований последних 10-15 лет.
В 2007 году было проведено повторное исследование молодежи [10]. В рамках данного исследования было отмечено, что за прошедшие 10 лет наблюдался рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям (рис. 7) [10, с. 126].
Рисунок 7 - Динамика досуговой деятельности молодежи за 10 лет, % [10, с. 126]
Как видно, из данных диаграммы, к физической культуре как досуговой деятельности в 1997 году отдавали предпочтения 14 % опрошенных, в 2007 году процент молодежи, увлеченной физической культурой, увеличился в два раза – 29 %. В спортивном участии российская молодежь приблизилась к стандарту молодежи развитых западных стран.
Однако на первом месте остаются увлечения, связанные с малоподвижным образом жизни – это прежде всего телевидение.
И.А. Беляева при изучении неформальных молодежных объединений г.Ярославля отдельно выделяет неформальные движения в области физической культуры, к которым относятся объединения спортивных болельщиков, фанатов, спортсменов-любителей, любителей экстремальных видов спорта. Процент данной группы по г.Ярославлю составил 56,2%.
По данным Злотникова А.А., наиболее популярными среди молодежи являются увлечения, связанные с физической культурой и спортом (рис. 8)
Рисунок 8 - Виды хобби респондентов, % [5, с. 118]
При этом А.А.Злотников отмечает, что среди увлечений, связанных с физической культурой выделяется как активная сторона - собственно спортивные занятия, так и пассивная сторона - просмотр по телевидению, посещение спортивных соревнований, поиск информации о «звездах» спортсменах в Интернете и т.д. Если говорить, о конкретных видах спорта, то наибольший интерес у почти пятой части (19,1%) среди всех респондентов, выбравших спорт в качестве хобби, вызывает футбол.
Таким образом, анализ исследований по проблеме отношения студентов к физической культуре и спорту показал, что зачастую занятия физической культурой представляют модную тенденцию, однако у молодежи отсутствует осознание прямого влияния занятий по физической культуры и их здоровью, что это не только мода, но и уровень их физического самочувствия.
Физическое здоровье современной молодежи должно стать гарантом стабильного развития российского общества в будущем.
Проблемная ситуация заключается в комплексе взаимосвязанных противоречий, сформировавшихся в сфере физической культуры в вузах. На сегодняшний день в вузах с одной стороны достаточно много внимания уделяется физической культуре студентов, однако, с другой стороны, отсутствует достаточное понимание, а главное – осознание, студентами прямого влияние физической культуры на восстановление их здоровья.
Таким образом, выявляется необходимость разработки и реализации проекта «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов».
Место реализации проекта «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов»: СибГИУ
Задачами данного проекта становятся следующие:
1. Путем анкетирования выявить спортивные интересы студентов
2. Изучить факторы влияния на ценностные ориентации студентов
3. Выявить каналы коммуникации, влияющих на мнение студентов
4. Разработать серию информационных материалов о необходимости заниматься физической культурой
5. Разработать серию мероприятий по физической культуре в рамках СибГИУ
6. Сформировать ценностное отношение студентов к своему здоровью.
7. Создать положительную мотивацию студентов к к занятиям по физической культуре
8. Вовлечение студентов к реализации проекта
Процессы инициации проекта были отражены в уставе проекта (Приложение А)
Планирование работ проекта
Согласно ГОСТу Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» планирование работ проекта подразделяются на следующие составляющие [2]:
- процесс планирования содержания проекта,
- процесс разработки расписания,
- процесс планирования бюджета проекта,
- процесс планирования персонала проекта,
- процесс планирования закупок в проекте,
- процесс планирования реагирования на риски,
- процесс планирования обмена информацией в проекте,
- процесс планирования управления изменениями в проекте.
Целью процесса планирования содержания проекта является «определение требований проекта и состава работ проекта. Выходы процесса:
- требования к проекту со стороны заказчика, других заинтересованных сторон проекта, а также законодательства и нормативных актов определены, проанализированы на предмет возможности их выполнения, согласованы с заказчиком проекта и документированы;
- определены, согласованы с заказчиком и документированы ключевые данные по продукту проекта, а именно:
- назначение, свойства и характеристики продукта;
- критерии и методы приемки продукта проекта и его составных частей;
- допущения и исключения, касающиеся продукта проекта;
- определены, согласованы с заказчиком и документированы работы проекта, а также допущения и исключения, касающиеся работ проекта» [2].
Целью процесса разработки расписания является «определение дат начала и окончания работ проекта, ключевых событий, этапов и проекта в целом. Выходы процесса:
- определены взаимосвязи между работами проекта;
- проведена оценка длительности работ проекта;
- определен и утвержден график привлечения ресурсов, необходимых для выполнения проекта в срок;
- определено и документировано расписание проекта;
- утвержден базовый календарный план проекта» [2].
Целью процесса планирования бюджета проекта является «определение порядка и объема обеспечения проекта финансовыми ресурсами. Выходы процесса:
- определена и документирована структура статей бюджета проекта, позволяющая контролировать затраты на проект в ходе его реализации;
- определена плановая стоимость всех ресурсов проекта (материальных и человеческих) с учетом всех известных ограничений на их использование;
- определена стоимость выполнения работ проекта;
- утвержден базовый бюджет проекта;
- определен и документирован порядок поступления денежных средств в проект» [2].
Целью процесса планирования персонала проекта является «определение порядка обеспечения проекта человеческими ресурсами. Выходы процесса:
- определены и документированы роли участников проекта, их функции и полномочия;
- определен численный и квалификационный состав команды проекта, а также требования к условиям труда;
- персонально определены основные члены команды проекта» [2].
Целью процесса планирования закупок в проекте является «определение порядка и объема обеспечения проекта продукцией и услугами, приобретаемыми у сторонних организаций. Выходы процесса:
- проведен анализ необходимости закупки продукции и услуг для достижения целей проекта;
- в случае, если по результатам анализа принято решение о целесообразности закупок продукции и/или услуг в проекте, то:
- определены требования к закупаемой продукции (услугам), в том числе ограничения по стоимости и срокам поставки;
- определены требования к приемке закупаемой продукции (услугам);
- запланированы мероприятия по выбору и оценке поставщиков на основе определенных критериев» [2].
Целью процесса планирования реагирования на риски является «определение основных рисков проекта и порядка работы с ними. Выходы процесса:
- выявлены и документированы риски проекта;
- проведены оценка и ранжирование по вероятности и степени влияния на результат проекта всех идентифицированных рисков;
- разработаны мероприятия по изменению вероятности и степени влияния наиболее значимых рисков, а также созданы планы реагирования на случай возникновения таких рисков;
- учтены результаты разработки упреждающих мероприятий по реагированию на риски в связанных с ними планах» [2].
Целью процесса планирования обмена информацией в проекте является «определение порядка обмена информацией между лицами, участвующими в реализации проекта и заинтересованными в результатах проекта. Выходы процесса:
- определены все участники информационного обмена, а также их потребности в информации;
- определены методы и средства распространения информации по проекту;
- определена процедура разработки, согласования, утверждения, распространения проектных документов;
- определены место и правила хранения информации по проекту» [2].
Целью планирования управления изменениями в проекте процесса является «определение порядка работы с изменениями в проекте. Выходы процесса: определен и документирован процесс работы с изменениями в проекте, а именно:
- выявление изменений;
- согласование и утверждение изменений;
- организация учета версий документов и продуктов проекта;
- доведение информации об изменениях до заинтересованных сторон» [2].
На основании вышеперечисленных процессов попробуем описать те процессы, которые применимы к нашему проекту «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов». Так, например, построение дерева целей поможет нам правильно спланировать этапы реализации проекта. На рисунке 9 представлено дерево целей проекта «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов».
Рисунок 9 - Дерево целей проекта «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов»
На рисунке 10 представлена иерархическая структура работ по проекту «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов»
Рисунок 10 - Иерархическая структура работ проекта «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов»
Требования к проекту и/или его результату представлены в Уставе проекта (Приложение А)
Таблица 1 – Основные процессы проекта «Физическая культура как фактор восстановления здоровья студентов»