1. Общая характеристика групповых конфликтов 2. Особенности конфликтов «личность-группа» 3. Классификация конфликтов «личность-группа» и причины их возникновения 4. Особенности межгрупповых конфликтов (конфликты «группа-группа») 5. Теоретические подходы к объяснению причин межгрупповых конфликтов 6. Типология межгрупповых конфликтов 7. Последствия групповых конфликтов
1. Общая характеристика групповых конфликтов. В социальной психологии и социологии групповые конфликты принято подразделять на конфликты по типу «личность - группа» и «группа – группа». Но в любом случае здесь появляется новая сторона конфликтного взаимодействия - группа. Это обуславливает приоритет не индивидуально-психологических, а социально-психологических причинных факторов. Необходимым моментом исследования механизмов возникновения группового конфликта, по А.И. Донцову, становится анализ системы предметных взаимосвязей индивидов, основой которых служит социально обусловленное содержание совместной деятельности. Без этого анализа нельзя вскрыть глубинные причины генезиса группового конфликта. Процесс совместной деятельности в обобщенном виде можно представить как развертывание функционально различных этапов реализации общей цели: o выдвижение и принятие цели группой; o планирование деятельности, определение этапов достижения цели; o организация деятельности, согласование и увязка действий в единый процесс; o исполнение, реализация подцелей и задач; o контроль и коррекция, иные мероприятия обратной связи. Названные этапы тесно взаимосвязаны, но существенно отличаются по требуемым от исполнителя навыкам, и способам действий. В силу этого условием реализации комплексных целей является функциональная специализация членов группы, фиксирующая их место в совместном трудовом процессе. Это приводит к вертикальному и горизонтальному разделению труда, в результате чего устанавливаются отношения координации и иерархии. Существующая функционально-ролевая структура группы стремится к соответствию с объективно необходимой в настоящих условиях структурой, но никогда не совпадает с ней полностью. Отсюда возникает противоречие между реальностью и идеалом. Это противоречие коллектив постоянно стремится преодолеть, в чем проявляется его адаптация к изменяющимся условиям деятельности и форма развития. Однако, в процессе этого движения происходит перестройка межличностных взаимоотношений, ломается система внутригрупповых ожиданий. Члены коллектива с необходимостью переосмысливают как свое место в системе общей деятельности, так и изменение системы в целом. Понятно, что функционально-ролевая структура латентна, и основания такой оценки не всегда доступны для понимания отдельными личностями. В связи с этим возникают перекосы в сторону личностных оценок, что, безусловно, затрагивает область эмоциональных отношений в группе. Это приводит к продуцированию напряженности и конфликтности межличностных связей в коллективе. Но при этом истоки конфликтов усматриваются членами коллектива не в характере предметной деятельности группы, а в плоскости личных отношений. Исследователи отмечают, что существует определенный минимум конфликтности, необходимый для поддержания в коллективе социальной активности. Сила же коллектива не в бесконфликтности, а в продуктивном разрешении противоречий на пути сплочения и успешного достижения поставленных целей.
|
|
2. Особенности конфликтов «личность-группа». Конфликты этой категории могут иметь разнообразные проявления. Иногда они длительное время существуют в латентной форме и проявляются в форме неожиданных для стороннего наблюдателя эмоциональных вспышек, а иногда принимают характер длительной и систематической травли неугодного члена коллектива. Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами. Первая особенность связана со структурой такого конфликта, где субъектом с одной стороны, выступает личность, а с другой - группа. В связи, с этим конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым - в групповых. Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. Это обусловлено непосредственной взаимосвязью причинных факторов с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы. В связи с этим, основные причины возникающих между личностью и группой конфликтов, можно свести к следующим: а) нарушение ролевых ожиданий, как со стороны личности, так и со стороны группы; б) неадекватность внутренней установки статусу личности (особенно при завышении внутренней установки); в) нарушение групповых норм. Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такой конфликт может проявляться в следующих основных формах: а) применение формальных групповых санкций; б) существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; в) резкая критика в адрес конфликтующего; и т. д.
|
3. Классификация конфликтов «личность-группа» и причины их возникновения. При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие. Как и другие конфликты, конфликты этого типа могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от того, какое место занимает в группе отдельная личность можно выделить следующие разновидности внутригрупповых конфликтов: 1) Конфликт между руководителем (формальным лидером) и группой. Причины таких конфликтов могут быть следующие: а) новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность); б) стиль управления; в) низкая компетентность руководителя; г) сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров. 2) Конфликт между рядовым членом группы и группой. Такие конфликты обычно возникают по следующим причинам: а) высокая конфликтность личности; б) нарушение личностью групповых норм; в) неадекватность внутренней установки личности ее фактическому статусу в группе. 3) Конфликт между лидером и группой (микрогруппой).
Конфликты этой разновидности могут возникать по причине: а) низкой профессиональной подготовки; б) превышения лидерских полномочий; в) изменения группового сознания; г) применения компромата против лидера. Конфликты между личностью и группой можно классифицировать и по причинам возникновения. В этом случае выделяются три основных разновидности таких конфликтов: 1) Нормативные конфликты. Эта разновидность конфликтов является, пожалуй, самой распространенной во внутригрупповом взаимодействии, поскольку возникает по причине изменения (нарушения, несоблюдения) групповых норм. Объяснить это можно следующим образом. Во-первых, само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личных целей и интересов, а с другой - он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его планам и желаниям. Во-вторых, групповые нормы выполняют двойственную роль в функционировании группы. С одной стороны они обеспечивают стабильность и предсказуемость групповой деятельности, а с другой - могут стать препятствием на пути дальнейшего развития группы. Поэтому периодически возникает необходимость в изменении групповых норм. Такая необходимость может быть обусловлена как внешними, так и внутригрупповыми причинами. Внешние причины связаны с изменениями во внешней среде и необходимостью приспособления групповых норм к изменившимся условиям. Внутренние причины стимулируются внутригрупповыми процессами, например, изменениями в интересах и целях совместной деятельности, сменой лидера, структуры управления, качественного и количественного состава группы, желанием отдельных членов изменить свои нормы для достижения личных целей. Изменения групповых норм - процесс сложный и, как правило, связан с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, то отдельные члены группы по разным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы. Если же нормы пытается изменить отдельный член группы без поддержки других членов, то к нему будут применены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы. 2) Статусно–ролевые конфликты. Другой распространенной разновидностью конфликтов между личностью и группой являются статусно-ролевые конфликты, возникающие по причине статусно-ролевых изменений (или попыток изменений) в группе. Если группа функционирует достаточно длительно, то в ней возникает устойчивая социально-психологическая структура. Неформальные групповые отношения постепенно формализуются и приобретают относительно стабильную систему функций, ролей, норм, прав, обязанностей и взаимных ожиданий. Каждый член группы как бы закрепляется в групповой структуре со своей ролью, статусом и ресурсами. Статусно-ролевые позиции в группе дифференцированы по горизонтали и иерархично расположены по вертикали. Одни члены группы занимают престижные места, выполняют ответственные роли и имеют высокий статус. Члены группы, находящиеся на менее престижных местах, как правило стремятся улучшить, повысить свои статусно-ролевые позиции. В результате могут возникнуть так называемые статусно-ролевые внутригрупповые конфликты, которые могут быть обусловлены ролевыми противоречиями (например, качественные характеристики личности, ее поведение не соответствует групповым ожиданиям, или сама группа не соответствует ожиданиям личности) или соперничеством за какие-либо ресурсы. 3) Личностные конфликты. Существование личностных конфликтов обусловлено личностными особенностями членов группы, их поведением в группе. Тремя основополагающими личностными началами поведения человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация. В групповом контексте важен как процесс восприятия группой ее отдельных членов, так и восприятие индивидом самой группы. Под критериальной основой поведения подразумеваются устойчивые характеристики человека (отношения, верования, ценности, жизненные принципы), которые определяют специфику и направленность его дальнейшего поведения. Наличие противоречий между составляющими критериальных основ членов группы порождают внутригрупповые личностные конфликты. Кроме того, очень важно насколько члены группы мотивированы на членство в данной группе и насколько группа мотивирована удержать их. В целом конструктивность внутригруппового конфликта личностной направленности во многом зависит от уровня групповой сплоченности, зрелости коллектива и личности, опосредованности межличностных отношений содержанием совместной предметной деятельности, что повышает возможность адекватного отражения существующих проблем. Среди исследователей, изучавших связь конфликтности с уровнем развития группы, общепризнано, что группы разного уровня развития демонстрируют разный тип реакций на конфликтные и стрессовые ситуации. Общая тенденция состоит в том, что высокоразвитые группы реагируют по преимуществу мобилизацией усилий на преодоление возникших трудностей, а группы низкого уровня развития - внутренней дезорганизацией. В целом же, можно согласиться с Л. Козером, в том, что позитивными для группы будут являться те конфликты, которые не затрагивают основы существования группы, способствуя лишь переориентации норм и отношений, принятых в группе, соответственно возникшей необходимости. Напротив, если конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он подрывает ее основы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
4. Особенности межгрупповых конфликтов (конфликты «группа-группа») В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы. Это порождает ряд их специфических особенностей. Первая особенность межгруппового конфликта заключается в столкновении противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). Данная особенность связана с процессом образования социальной группы, в основе которого лежит общность условий существования людей. Но сама по себе общность положения индивидов не может заставить их действовать совместно, как единое целое. Ведь это всего лишь “одинаковость” их социальных позиций, а не единство. Последнее же рождается тогда, когда группа ясно или не очень, но осознает общность своих потребностей и интересов. Но что такое групповая потребность? Механическая сумма потребностей членов группы? Не совсем. Исходными являются, безусловно, физиологические потребности - в пище, воде, здоровье и т.п. Но можно ли такие потребности приписывать социальной группе? Напрямую, конечно, нет: группа как таковая ничего не ест и не пьет, это делают конкретные индивиды. Но в условиях сложившегося разделения труда, люди, входящие, например, в группу ремесленников, смогут что-нибудь поесть, только если обменяются продуктами своего труда с группой земледельцев или охотников. Значит, нужны гарантии, что такой обмен состоится и будет по возможности эквивалентным. Вот это-то и есть групповая потребность - не в еде как таковой, а в таком способе организации социальной жизни (распределения пищевых и прочих ресурсов), который гарантировал бы каждому члену группы “и стол, и дом”. Та же история и с прочими потребностями: в безопасности, идентичности и пр. Так что групповые потребности отличны от индивидуальных, хотя по структуре своей в принципе те же самые. Групповые потребности как бы надстраиваются над индивидуальными, подчиняя их себе: удовлетворение индивидуальных потребностей оказывается возможным только в том случае, если удовлетворены потребности групповые. Проще говоря, индивид выживет, если выживет род. Но не наоборот. Удовлетворение своих потребностей и составляет смысл деятельности социальной группы. Здесь же коренится и самый глубинный источник межгрупповых конфликтов: неудовлетворенная потребность (физиологическая, безопасности, идентичности и пр.). Однако потребность сама по себе - это всего лишь рассогласованное отношение со средой обитания, состояние нужды в чем-либо. Чтобы стать источником действия (в том числе и конфликтного), она должна быть осознана. Кроме того, должен быть обнаружен и способ удовлетворения потребности (пусть даже и иллюзорный - потребность в безопасности, например, вполне может заставить искать покровительства “небесных сил”). Если эти условия соблюдены, значит, у группы сформировался социальный интерес - направленность на осуществление определенной цели, реализация которой приведет к удовлетворению потребности. Именно интерес социальной группы и становится движущей силой ее действий, а столкновение интересов - видимой пружиной межгруппового конфликта.
Вторая особенность межгруппового конфликта определяется спецификой субъективного содержания образа конфликтной ситуации, который формируется под влиянием групповых взглядов, мнений, оценок, представленных в виде следующих социально-психологических феноменов: · Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме: «Мы – Они». Каждая из сторон видит другую обезличенной, т.е. рассматривает ее как представителя какой-либо категории или группы, а не как отдельных индивидов. Такое восприятие способствует эскалации конфликта, ослабляя факторы, которые удерживают членов группы от агрессивных действий. · Огруппление мышления. Кроме обезличивания другой стороны происходит и самообезличивание, т.е. утрата осознания собственной идентичности. В социальной психологии этот феномен получил название «огруппление мышления». К числу факторов, способствующих самообезличиванию, относятся совместные действия, унифицированная одежда, эмоциональное возбуждение и т.д. · Групповой фаворитизм. Этот феномен выражается в неадекватном групповом сравнении, при котором своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются. · Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой объясняется внешними обстоятельствами.
Третья особенность межгруппового конфликта обусловлена формами проявления межгрупповых конфликтов, к числу которых относятся: а) собрания, совещания, митинги групп; б) забастовки; в) встречи лидеров, дискуссии, г) переговоры.
5. Теоретические подходы к объяснению причин межгрупповых конфликтов. Существует три основных теоретических подходы к объяснению причин межгрупповых конфликтов: мотивационный, ситуационный и когнитивный. Рассмотрим их более подробно. Мотивационный подход. С точки зрения этого подхода, поведение группы и ее отношение к другим группам рассматривается как отражение ее внутренних проблем. Так, аутгрупповая враждебность является следствием внутренних напряжений группы. Еще З. Фрейд в своих поздних работах отмечал, что аутгрупповая враждебность неизбежна в любом межгрупповом взаимодействии, поскольку является функцией поддержания сплоченности и стабильности группы. Механизмом же формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим» является врожденная агрессивность, эмоциональная идентификация с лидером-«отцом». Позднее выводами З. Фрейда воспользовался автор классического труда об агрессии Л. Берковитц. Одним из основных понятий его концепции стало понятие относительной депривации (оценка положения своей группы как более плохого по сравнению с другими группами): своей группе приписываются меньшие возможности, ущемленность в правах, низкий социальный статус и т.д. При этом часто бывает, что те, кто объективно характеризуется более благоприятными абсолютными показателями, могут ощущать большую неудовлетворенность, если их ожидания были более высокими или они окружены людьми, которые находятся в лучшем положении, чем они. Д. Майерс называет это сравнением, нацеленным вверх. Самым важным здесь является то, что объектом агрессии может стать не только отдельная личность, оказывающая непосредственное фрустрирующее воздействие, но и те, кто ассоциируется с ней по тем или иным признакам. В качестве такого признака может быть групповая принадлежность. Ситуационный подход. Ситуационный подход ищет детерминанты психологических явлений в ситуации, контексте, особенностях внешних факторов. Известный немецкий социолог Г. Зиммель считал, что для участвующей в конфликте группы важна, прежде всего, ее централизация. Зиммель подчеркивает, что можно легко установить взаимосвязь между централизацией группы и ее установкой на борьбу. Чем более группа централизована, тем более она стремится к борьбе. Из рассуждений Г. Зиммеля можно сделать вывод, что объединяющее значение борьбы проявляется: а) в усилении единства (как в сознании, так и в действиях); б) в большем сплочении группы; в) в исключении элементов, которые могут нарушать границы противоборствующих групп; г) в самой возможности объединения в борьбе людей и групп, которые в мирной ситуации не имеют отношения друг к другу. Оборотной стороной сплочения является то, что группа, находящаяся в состоянии конфликта, становится не толерантной. Она может терпеть индивидуальные отклонения от общепринятых норм только до определенного предела. Для участвующей в борьбе группы может быть желательным сокращение количественного состава, поскольку это очищает ее от склонных к компромиссу элементов, а немногие оставшиеся решительные лица проводят единую и радикальную политику. Уменьшение численности членов группы, принимающей участие в конфликте, можно предсказать при совпадении следующих условий: обострение борьбы и относительно небольшой величине борющейся группы. Дополнительным фактором является то, что группа не ограничивается только обороной. Г. Зиммель установил прямую зависимость между утверждением прав человека и расширением группы, членом которой он является. Большие группы более терпимы к чужакам, чем малые, и отличаются меньшей степенью социального контроля. Основной функцией конфликта, видимо, следует считать то, что он содействует появлению и укреплению групповой идентичности и поддерживает границы с социальным окружением. Г. Зиммель впервые высказал предположение, что конфликт нередко вовлекает не две стороны, как принято считать, а три. Третья сторона может принципиально изменить состав противников, выступая союзником одного из них, арбитром, нейтральным или заинтересованным наблюдателем. В наибольшей мере отношения трех сторон проявляются в конкуренции двух из них за завоевание третьей.
Таблица: Изменение статуса субъектов взаимодействия при участии третьей стороны
№ п/п | Субъекты интересов | Характеристики интересов | ||
совпадение | нейтральность | противоположность | ||
1. | Слабая группа | Под покровительством | непрочность | подчиненность |
2. | Промежуточная группа | поддержка | независимость | конфликт |
3. | Сильная группа | власть | независимость | конфликт |
Конфликт наступает в тех случаях, когда интересы сильных групп противоположны. В остальных случаях возможны относительно стабильные отношения. М. Шериф усматривал причины межгрупповых конфликтов в факторах непосредственного взаимодействия между группами. Тем самым он наметил принципиально иной путь анализа этой области в целом. В экспериментах Шерифа была создана искусственная конкурентная ситуация (взаимодействие с нулевой суммой), в результате чего конкурирующие группы сформировали отрицательный образ группы оппонента. На основании проведенных им психологических экспериментов можно сделать следующие выводы: 1) Осознание человеком своей принадлежности к группе вызывает групповой фаворитизм (предпочтение своей группе даже в тех случаях, когда на то нет достаточных оснований); 2) наличие внешнего врага ведет к усилению сплоченности группы; 3) в группах в процессе группового переживания и обсуждения враждебных целей возникают новые нормы, поддерживающие дух соперничества и конфронтации. Когнитивный подход. Когнитивный подход к межгрупповому взаимодействию (Г. Тэшфел, Дж. Тернер) делает акцент на решающей роли когнитивных установок групп относительно друг друга. По мнению когнитивистов, решающим фактором межгруппового взаимодействия является не кооперативный или конкурентный характер ситуации их взаимодействия, а возникающие при этом социальные установки. В рамках этого подхода межгрупповые конфликты не рассматриваются как неизбежное и единственное следствие социальной несправедливости. Сталкиваясь с ней, индивиды могут выбирать разные способы реагирования и преодоления не удовлетворяющей их ситуации. Прежде всего, человек может выйти в индивидуальном порядке из низкостатусной группы и войти в более привлекательную для него, высокостатусную группу. Кроме того, может быть выбрана когнитивная альтернатива, предполагающая возможность изменения критериев сравнения и ведущая к пересмотру не удовлетворяющих результатов этого сравнения. Можно также сменить объект сравнения или найти иной выход.
6. Типология межгрупповых конфликтов. Для межгрупповых конфликтов существует много оснований их подразделения, каждое их которых имеет свой резон. Наиболее простыми и рациональными представляются два классификационных критерия: 1) по субъектам конфликта 2) по объекту конфликта. Ведь любой конфликт, в том числе и межгрупповой, — это, прежде всего, отношение между противоборствующими сторонами. А общественные отношения именно так и классифицируются в социальных науках: по субъекту (кто вступает в отношения) и по объекту (по поводу чего данное отношение возникает). По субъектам конфликтных отношений (кто, собственно, конфликтует) межгрупповые конфликты подразделяются: · классовые, · сословные, · национальные, · территориальные, · социопрофессиональные, · элитистские, · поколенческие (отцы и дети), · родовые или клановые и т.д. Но содержание этих конфликтов задают не группы как таковые, а то, что их разделяет, то есть объект конфликта. А в качестве последнего, выступают в основном: 1) социальные ресурсы (финансы, техника, технологии, продовольствие, власть, информация и пр.); 2) социальный статус (равноправный - неравноправный, высший - низший, центральный - периферийный); 3) социокультурные ценности (религиозные, нравственные, консервативные, либеральные, этнические и т.д.) Соответственно, получаем три главных типа конфликтов между любыми группами в трех основных сферах человеческой деятельности: · социально-экономические (делятся ресурсы); · политико-правовые (делятся власть и влияние); · духовно-идеологические (навязываются свои ценности). Распределение ресурсов, соотношение статусов, приверженность тем или иным ценностям - весьма подвижные элементы социальной организации жизни. Их сиюминутное состояние определяется соотношением сил заинтересованных социальных групп. И если, какая-либо группа осознаёт свою ущемлённость по одному из этих параметров, это означает, ее готовность к конфликту. Внутри каждой из выделенных выше разновидностей конфликтов, далее можно выделять внутренние градации по самым различным основаниям: - по степени проявления (явные и скрытые); - по степени осознанности (осознанные адекватно или неадекватно); - по функциональным последствиям (конструктивные и деструктивные); - по итогам для каждой из сторон (конфликты с «нулевой суммой» – «выигрыш – проигрыш», или с «ненулевой суммой» - «выигрыш – выигрыш»); - по степени однородности участников (гомогенные и гетерогенные).
7. Последствия групповых конфликтов. При принятии управленческих решений по групповым конфликтам важно учитывать не только особенности, но и функциональные последствия этих конфликтов, которые можно свести к следующим: 1. Снятие социального напряжения, утверждение новой расстановки сил; 2. Решение насущных проблем группы; 3. Изменения в ценностно-нормативной системе (группы и индивидов); 4. Организационные изменения в группе; 5. Появление или смена руководителя (лидера); 6. Удаление инакомыслящих членов группы; 7. Укрепление внутригруппового единства, сплочение группы; 8. Утверждение статуса личности в группе; 9. Образование подгрупп, раскол группы; 10. Полный распад группы. С практической точки зрения проблема регулирования межгрупповых конфликтов формулируется в отечественной психологии как задача изменения стереотипов. Реализация этой задачи предполагает замену деструктивных, негативных стереотипов такими, которые не актуализировали бы групповую и межгрупповую агрессию и конфликтность и не препятствовали бы установлению взаимоотношений сотрудничества и использованию компромиссных стратегий при принятии решений.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Что такое групповые нормы, и какова их роль в регуляции группового поведения? 2. Определите внешние и внутренние причины групповых конфликтов;
3. Определите специфику конфликтов «личность-группа» и «группа-группа»; 4. Что может выступать в качестве объекта межгруппового конфликта? Ответ проиллюстрируйте примерами; 5. По каким признакам можно классифицировать межгрупповые конфликты? Приведите примеры из разных классификационных схем; 6. Какие последствия могут иметь групповые и межгрупповые конфликты? Каким образом можно осуществлять их профилактику?
Темы для самостоятельной разработки:
1. Проблемы взаимодействия людей в группе: факторы конфликтности. 2. Исследования межгрупповых конфликтов в истории науки.