Огоны и их назначение. Как заделать огон на растительном и стальном тросе?




БИЛЕТ № 9

Буксирное устройство. Его назначение, уход за буксирным тросом.

Любое судно в следствии аварии или иных чрезвычайных обстоятельств может оказаться не в состоянии осуществлять самостоятельное плавание

и ему потребуется буксировка.

Буксирное устройство дает возможность использовать судно в качестве

буксира или самому быть взятым на буксир.

Ледоколы, спасатели, специальные буксирующие суда имеют специальные буксирные устройства. В них входят: буксирные лебедки, гаки, арки, кнехты, битенги, тросы, клюзы и другие приспособления.

Транспортные и рыболовные суда не имеют указанных устройств.

Однако Регистр РФ предписал всем судам длинной 180 метров и менее, иметь буксирное устройство состоящее из:

- Буксирного троса длинной от 180 метров до 300 метров (стальной трос изготовленный из не менее 144 проволок и 7 органических сердечников). Судам длинной более 180 буксирный трос иметь не обязательно так, как буксировка их сложна и требует помощи специального буксирующего судна.

- Буксирных кнехтов по 2 пары в носу и корме или битенги – специальные буксировочные кнехты из одной тумбы прочно связанные с набором судна, для крепления троса.

- Буксирные клюза – используются на баке носовой (как наиболее удобный) или бортовые. Так же используют клюза с роульсами, удобны тем, что предохраняют трос от перетирания.

- Лебедки – на промысловых судах, промысловые, имеющие автомат регулировки натяжения троса и тросоукладчики. Трос автоматически потрав-

ливается при превышении натяжения. При продолжительной буксировке буксирный трос закрепляют коротким буксирным стропом, который заводят через якорные клюза и крепят к буксирному тросу. Так же применяют крепление буксирного троса к якорь – цепи. Становой якорь поднимают на палубу и отклепывают. К якорь-цепи крепят буксирный трос скобой. При морской буксировке крупнотоннажных судов, буксирный трос закрепляют брагой – длинным прочным стальным стропом, обнесенного вокруг рубки, надстройки, комингса трюма.

Буксирное устройство судна используется с кормы, если судно буксирующее, и с носа — если судно буксируемое (рис. 1). Оно представляет собой две браги, каждая из которых состоит из двух шкентелей. Каждая брага крепится такелажными скобами к паре буксирных обухов, расположенных соответственно на баке и юте. К шкентелям носовой или кормовой браги с помощью специального узла А крепится буксирный трос, который выводится соответственно в носовой или кормовой палубный клюз. Узел крепления (рис. 2) буксирного троса к браге состоит из буксирного глаголь-гака и такелажных скоб. Глаголь-гак обеспечивает в случае опасности отдачу буксирного троса, находящегося под нагрузкой.

Рис.1. Буксирное устройство судна:

1 — палубные клюзы; 2 — буксирный трос;

3 — шкентели; 4 — скобы; 5 — обухи

 

 

 

 

Рис. 2.. Крепление буксирного троса к браге (узел Л):

I - буксирный трос; 2 — скобы; 3 — глаголь-гак;

Шкентель

 

1. Длина буксирной линии принимают равной 2,5 – 5,5 длины буксируемо-

го судна. Ведется постоянное наблюдение. Недопустимо при буксировке

выход из воды буксирного троса.

2. Для предохранения троса от перетирания на углах рубки, комингса под-

кладывают деревянные брусья, бревна.

3. В местах прохождения троса через клюзы, под трос подкладывают про-

масленые маты, парусину и т.д.

4. Периодически на малом ходу потравливают буксирный трос на 1,5-2

метра (2 раза в сутки).

5. Буксирные кнехты, битенги, клюзы, должны быть гладкими, без трещин,

заусениц, которые могут повредить трос.

6. По окончанию буксировки буксирный трос промывают пресной водой,

после высыхания обильно смазывают тиром (тавот + графит) и

наматывают на вьюшку или укладывают в бухту. Закрывают чехлом.

7. В соответствии ПТЭ – ежемесячно старую смазку очищают и заменяют

новой.

 

Огоны и их назначение. Как заделать огон на растительном и стальном тросе?

Огон - постоянная петля, сделанная на конце или в середине троса. С помощью огонов крепятся швартовные и буксировочные тросы, крепятся тросы к судовым конструкциям, блокам. В зависимости от формы и способа изготовления огоны делятся на простые, подкововидные, разрубные, связанные и рангоутные.

Простой огон на трехпрядном растительном тросе (рис. 1) заделывают, положив марки на трос и пряди. Трос сгибают в петлю необходимого размера и пробивают две пряди по правилу: через одну под одну и против спуска. Затем огон поворачивают на 180° и пробивают третью прядь. Всего делают три пробивки, причем третья — половинная. Для увеличения прочности огона половина сплесня клетнюется.
Рис. 1. Простой огон на растительном тросе

Огон на четырехпрядном тросе делается рассмотренным выше способом, с той лишь разницей, что первая прядь пробивается под две коренные, остальные — под одну прядь. Последующие пробивки выполняются под одну прядь.

Простой огон на стальном тросе готовится так же, как и на растительном. Однако пробивка имеет свои особенности. Например, в шестипрядном тросе она выполняется следующим образом. Трос разворачивают петлей к себе, чтобы пряди находились справа. Первая ходовая прядь проводится против спуска троса под три коренные пряди, вторая и третья соответственно под две и одну. Затем огон поворачивают на 180° и пробивают четвертую и пятую ходовые пряди под две и одну коренные соответственно. Вновь огон поворачивают и пробивают шестую прядь под одну коренную, но уже по направлению спуска троса. Последующие пробивки выполняются по правилу: через одну под две и против спуска троса. Всего выполняют 3—4 пробивки, которые в дальнейшем клетнюют. Простые огоны изготовляются на швартовах.

Огон с коушем на растительном тросе (рис. 2). После выполнения подготовительной работы трос вкладывается в кип коуша и прихватывается к нему линем или шкимушгаром. Затем ходовые пряди вплесниваются в трос, как и при изготовлении простого огона. Коуш предохраняет трос от перетирания и крутого изгиба, а следовательно, увеличивает срок его службы.

Рис. 2. Огон с коушем на растительном тросе

 

Огон с коушем на стальном тросе начинается с наложения на трос клетня. Отклетневанный трос изгибают с помощью такелажных тисков вокруг коуша, плотно вгоняя его в кип, и прихватывают к коушу линем или шкимушгаром. Затем трос маркируют и распускают на пряди, которые также маркируют. Вплеснивание ходовых прядей в трос производят по правилам изготовления короткого сплесня на стальном тросе. По окончании пробивки сплесень клетнюют. Огон с коушем на стальном тросе может быть также изготовлен с помощью специальных приспособлений (бугелей, зажимов и т д.).

Огоны с коушами широко применяются в снастях бегучего и стоячего такелажа, испытывающих большую нагрузку (вантах, штагах, буксирах, топенантах и т. д.).

Подкововидный огон делают вплесниванием в петлю троса перемычки из троса такой же толщины по правилам изготовления короткого сплесня.

Разрубной огон изготовляют на середине троса. Для этого трос либо разрубают, либо укладывают двумя концами. Концы тросов распускают на пряди и маркируют. Затем тросы вплескивают своими ходовыми прядями в необходимом месте. Всего делают по три пробивки на каждом тросе, которые затем клетнюют.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: