Младенчество первый год жизни




Эмма Георгиевна Пилюгина Любовь Николаевна Павлова Елена Борисовна Волосова

Раннее детство. Познавательное развитие. 1‑3 года. Методическое пособие

 

Истоки –

 

 

Текст предоставлен правообладателем https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5811255

«Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.»: Мозаика‑Синтез; Москва; 2000

ISBN 5‑86775‑050‑7

Аннотация

 

В книге освещаются основные вопросы развития детей раннего возраста, даны психические возможности и педагогические условия познавательного развития, подробно раскрываются вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей первого, второго и третьего годов жизни.

Книга адресована, воспитателям, родителям, студентам и преподавателям педагогических вузов и колледжей.

 

Любовь Николаевна Павлова, Елена Борисовна Волосова, Эмма Григорьевна Пилюгина

Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие

 

Предисловие

 

Книга «Раннее детство: познавательное развитие» является методическим пособием, разработанным к комплексной программе развития ребенка‑дошкольника «Истоки», однако она будет полезна всем, кто занимается с детьми первого, второго и третьего года жизни. В пособии последовательно раскрываются программные требования, условия и содержание воспитательно‑образовательной работы, методы и приемы умственного воспитания детей, их познавательного развития.

На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. В основу книги положены исследования последних лет в области речевого и сенсорного развития, а также эмоционального воспитания и социализации детей младенческого и раннего возраста.

В пособии рассказывается не об отдельных сторонах педагогического процесса, а о формировании личности ребенка в целом. В возрасте 2–3 лет раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность (творчество) и т. д.

Решающими в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, т. е. общение, обучающие воздействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они должны учитывать и общие закономерности развития детей этого возраста, и индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет определить и «зону ближайшего развития».

Все сказанное выше и обусловило структуру книги. Она состоит из двух разделов. Первый – «Младенчество. Первые шаги познания» – освещает ознакомление с окружающим, эмоциональное воспитание и сенсорное развитие детей от периода новорожденности до года. Второй раздел – «Раннее детство. Познание мира продолжается» – затрагивает аналогичные проблемы, но по отношению к детям второго и третьего года жизни.

Главными задачами педагогического процесса мы считаем амплификацию (обогащение) развития, реализацию принципов гуманизации и демократизации, т. е. переход к педагогике нового качества, ориентированной не на усредненную личность, а на уникальную индивидуальность каждого ребенка.

 

Младенчество первый год жизни

 

Первые шаги познания

 

Человеческое дитя – самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире. Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувств, которые, восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции. Именно первый год жизни особенно важен для становления ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок – к семи месяцам масса мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторится.

Еще один важнейший момент, который следует учитывать: именно в процессе общения со взрослыми ребенок «присваивает» их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой, т. е. социализируется. Для этого родители, педагоги должны создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразие этого периода детства, которое называется младенчеством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: