Безработные - лишние люди?




Безработица, положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Неполная занятость трудоспособного населения противоречит главной задаче экономики - обеспечению роста уровня благосостояния человечества. Какой уж тут рост, когда часть ценнейшего ресурса - рабочей силы - просто не используется. Здесь явно перестает действовать и еще один важнейший экономический принцип - ограниченность всех ресурсов производства, которыми располагает страна. Чтобы понять справедливы оба эти утверждения или нет, надо разобраться в причинах появления безработицы и методах борьбы с нею.

Сегодня экономисты предпочитают говорить не о безработице, а выделять ее специфические виды и прежде всего:

структурную безработицу: невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы различной квалификации;

фрикционную безработицу: безработицу из-за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности. Даже если такие места есть на рынке труда, их поиск и переход в новую организацию требует времени;

застойную безработицу: невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных или когда люди по разным причинам лишены возможности приобрести новую специальность либо перебраться на жительство в районы, где шансы на трудоустройство выше;

скрытую безработицу: невозможность трудоустройства по основной специальности заставляет человека соглашаться на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, что позволяет ему ждать, пока на рынке труда появится место и для него.

Одна из форм борьбы с безработицей - это переобучение безработных. Наиболее распространенная форма помощи безработным - пособие по безработице. Такое пособие выплачивается не во всех странах, а там, где регламентируется соответствующими законами страны.

Но можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться 100 % занятости? В свое время эта задача была одним из главных политических лозунгов профсоюзов и социалистических партий.

Однако на самом деле экономика, в которой одновременно заняты все 100 % трудоспособного населения, больше проигрывает, чем выигрывает.

Во-первых, добиться такого положения дел можно лишь с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам. А ограничение экономической свободы, подрывает саму основу нормального функционирования механизмов рынка и ведет к худшему использованию ресурсов страны и замедления темпов роста благосостояния ее граждан.

Во-вторых, в такой экономике резко замедляется перестройка структуры производства, обусловленная изменениями спроса и внедрения достижений науки и техники в производство. Поэтому современная экономическая наука пришла к выводу о том, что полная занятость вовсе не означает отсутствие безработных. Для блага страны полезно наличие в ней небольшой безработицы, масштабы которой называются естественным уровнем безработицы.

Естественный уровень безработицы - сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы.

Иными словами состояние дел на рынке труда не должно вызывать беспокойства, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работает потому, что переходят с одного места на другое без изменения профессии и отрасли. Кроме того, вполне нормально, если часть людей не работает из-за того, что им нужно поменять профессию или место жительства и работу, поскольку их «родные» отрасли «потеряли рынок», и сворачивают производство, а в растущих отраслях нужны работники с другими навыками и профессиями.

По прогнозу специалистов, в 1998 - 1999 гг. самый большой процент безработных будет среди следующих категорий:

Научные работники отраслевых НИИ - 50 %;

Ткачихи - 50 %;

Швеи - 40 - 50 %,

Кожевники, обувщики - 40 - 50 %;

Рабочие машиностроительных заводов - 30 %;

Военнослужащие - 20 %;

Специалисты в области переработки сельскохозяйственной продукции - 20 %.

Легче всего будет найти работу представителям тех профессий, которых безработица затронет меньше всего:

Служащие нотариальных контор - менее 1 %;

Офицеры налоговой службы - менее 1 %;

Аудиторов - около 1 %;

Юристов, специализирующихся в налоговом праве, - 1,5 %;

Журналистов - 1 - 2 %;

Бухгалтеров аттестованных на знание международных правил бухгалтерского учета, - 2 %,

Банковских служащих - 2 - 3 %.

Есть ряд должностей по которым вакансий больше, чем претендентов. Появились специальности настолько новые, что в этой области еще не успел возникнуть переизбыток подготовленных кадров. Так, например, еще недавно объем торговых операций с Западом был незначительный. Поэтому специалистов по растамаживанию, контролю за грузооборотом было мало. Политические, последовавшие за ними экономические перемены внесли свою корректировку в социальный заказ. Стали нужны логистики (специалисты, управляющие информационными и реальными потоками грузовых товаров). Слово «агент» постоянно встречается в объявлениях «Предлагаю работу». Это одна из самых нужных профессий в быстро расширяющихся сферах торговли и рекламы.

Много вакансий в вечных сферах обслуживания, финансов, управления. Причина этому в том, что резко изменились требования по содержанию профессиональных знаний и умений для хорошо знакомых должностей. Потребовались секретарши со знанием английского, улыбающиеся продавщицы, директора, которые умеют управлять в системе не планируемой экономики и конкуренции. Это создало ситуацию, когда многие старые кадры с записью в трудовой книжке «секретарь, продавщица, директор» не подходят на новые должности с такими же названиями. В современных условиях их прежний опыт значительно обесценился.

Обречен бухгалтер, намертво вцепившийся в деревянные счеты или даже электронным калькулятором. А вот его коллега, закончивший аудиторские курсы, благоденствует. Если для бухгалтера раньше важна была хорошая память, то теперь необходимыми стали гибкость мышления и способность быстро воспринимать новую информацию.

По данным АО «АГЕНТСТВО КОНТАКТ», уровень спроса на специалистов на начало 1997 года выглядит следующим образом:

торговые работники - 3 1 %;

бухгалтеры, аудиторы, финансисты - 22 %;

секретари - 13 %;

программисты, технические специалисты - 5 %;

управленцы и кадровики - 6 %;

специалисты по маркетингу и рекламе - 5 %;

банковские специалисты - 3 %;

работники сферы бытовых услуг - 3 %;

логистики - 3 %;

юристы - 1 %.

Но многие выпускники вузов, получившие нужные специальности, не могут устроиться на работу. Профессиональная подготовка, разумная занятость молодежи - важнейшая проблема для любого государства, вне зависимости от уровня его общественного богатства. Недостаточные инвестиции в социальную сферу, в человека сказываются прежде всего на молодых людях. Не случайно по рейтингу индекса развития человеческого потенциала, разработанному ООН, Россия находится лишь на 57-м месте, где-то между Польшей и Бразилией.

По данным Федеральной службы занятости, в прошлом году в общем числе зарегистрированных безработных более 20 % - молодые люди, не достигшие двадцатипятилетнего возраста. Можно предположить, что на практике и эта цифра сильно занижена, так как далеко не каждый юноша или девушка, не имеющие работы, обращаются в службу занятости.

В разных регионах рынок труда складывается по-разному. В Москве проблема безработицы стоит не так остро, как в целом по России. В столице есть множество бирж труда, как государственных, так и частных. Функционируют более 200 коммерческих обществ труда и занятости, которые за плату подбирают для работодателей нужных им специалистов. В регионах, где уровень безработицы значительно выше, а центр занятости максимум один на район, на каждую открывшуюся вакансию претендуют несколько человек. И молодые в этой очереди зачастую оказываются не в первых рядах.

Поэтому именно в регионах Федеральная служба занятости проводила эксперимент, который условно назвали «Молодежной практикой». Для юношей и девушек организовали курсы по 62 специальностям. Готовили бухгалтеров, слесарей по ремонту автомобилей, медсестер, портных, кондитеров. Важно, что обучение чередовалось с производственной практикой на более или менее стабильных предприятиях. Именно практика позволила 65 % занимавшихся закрепиться на работе.

Есть и другие хорошо зарекомендовавшие себя формы. В Красноярском крае, Сургуте и Сургутском районе созданы экспериментальные межшкольные учебно- производственные комбинаты. Там помогают получить профессию старшеклассникам школ. В Санкт-Петербурге до 8 тысяч рабочих мест бронируют специально для молодежи. В Тульской, Владимирской, Тверской, Рязанской и некоторых других областях открыты «Клубы ищущих работу»». Там учат пользоваться в поисках вакансий различными источниками информации, выгодно «подать» себя работодателю, чтобы не получить отказа в приеме на работу.

Увы - все эти формы, поднимающие конкурентоспособность молодежи на рынке труда, не получили пока широкого распространения, хотя не требуют больших денежных средств, а отдачу могут принести в ближайшем будущем ощутимую. Вероятно, можно найти и другие интересные способы, помогающие молодым в поисках работы. Важно только понимать: «молодое лицо» безработицы опасно для будущего, потому что альтернативой труду может быть только наркомания, алкоголь и преступность. Но многие работодатели предпочитают не брать зеленого специалиста, разбирающегося лишь в теории. Сегодня руководители фирм, работающие на современном технологическом уровне и с применением новых форм управления, тратят в среднем от несколько месяцев до полугода на поиск подходящего сотрудника, несмотря на то, что многие люди ищут работу.

Фирмы. Что могут фирмы?

Существуют три типа фирм: единоличные владения, партнерства и корпорации. Значимые фирмы являются корпорациями. Благосостояние владельцев всех трех типов фирм растет по мере увеличения прибыли фирм.

Единоличные владения - это предприятия, находящиеся в собственности одного лица, имеющего полное право на полученную в результате хозяйственной деятельности прибыль и полностью ответственного за любые убытки, которые терпит предприятие.

Предположим вы решили открыть на углу магазин здоровой пищи. Если ваш магазин здоровой пищи процветает, возможно вы захотите расшириться. Где взять на это средства? Если лично у вас денег недостаточно, вы попытаетесь достать необходимые финансовые средства у друга или родственника, который в этом случае станет вашим партнером или компаньоном.

Партнерство - это предприятие, находящееся в совместной собственности двух или более лиц, имеющих свою долю в прибыли. Каждый из владельцев, или партнеров, несет совместную ответственность за все убытки, которые терпит предприятие.

Иногда дело ведет только один из партнеров, а другой только дает деньги, иногда оба если все владельцы являются активными участниками предприятия.

Однако форма партнерства имеет два существенных недостатка. Во-первых, партнерства являются предприятиями с неограниченной ответственностью. Это означает, что если предприятие несет убытки, то каждый из партнеров лично ответственен за все долги независимо от того, является он действительно активным участникам дела.

Вторым существенным недостатком этой организационной формы является не гибкость партнерских соглашений. Если принимается новый партнер или один из существующих партнеров умирает или хочет выйти из дела, то должны быть приглашены юристы для составления нового партнерского соглашения. Эта негибкость создает неудобства в процессе привлечения финансового капитала, необходимого для начала деятельности предприятия и финансирование его роста.

Корпорация - это организация, занимающаяся на законных основаниях определенными видами деятельности такими как эксплуатация железных дорог или выпуск газеты. Владельцы корпорации несут ответственность только за свои вложения в данную корпорацию, даже если их недостаточно для покрытия убытков, которые она терпит.

Корпорация в отличие от единоличного владения или партнерства имеет юридическое существование, отличное от существования людей, которые являются собственниками корпорации в любой конкретный момент времени. Таким образом, корпорация не прекращает своего существования, когда один из владельцев, называемый акционером или пайщиком, умирает или когда появляются новые владельцы. Собственность корпорации разделена между ее акционерами. По мере роста фирма может получить деньги за счет выпуска акционерных сертификатов и их продажи.

Прибыль корпорации может быть выплачена акционерам в виде дивидендов или может оставаться в фирме в виде нераспределенных доходов.

Дивиденды представляют собой более или менее регулярные выплаты, направленные корпорацией своим акционерам. Нераспределенная прибыль - это часть прибыли, которая фирма не выплачивает своим акционерам в качестве дивидендов. Эти доходы остаются в распоряжении фирмы. Выплата дивидендов представляет собой прямые доходы вложения акционеров. Корпорация не обязана платить дивиденды, но большинство корпораций их платит.

Нераспределенная прибыль обеспечивает акционерам отдачу в виде доходов на прирост капитала.

Корпорация может использовать нераспределенную прибыль для увеличения своей способности к получению прибыли многими способами. Она может финансировать новые вложения в оборудования или в заводы, может приобрести другую компанию, уменьшить остаток на своем счету или увеличить другие финансовые активы. Если компания сберегает часть прибыли и использует ее для увеличения активов, приносящих доходы, то стоимость акций компании, по всей видимости, возрастает, так как сегодняшние и потенциальные акционеры будут ожидать от фирмы увеличения выплат по дивидендам в будущем. Таким образом, существование нераспределенной прибыли в общем случае выгодно акционерам.

Предприятия в частности крупные корпорации, иногда делают пожертвования на благотворительные цели, выделяют средства для государственного телевидения или избирают другие формы благотворительной деятельности, которые непосредственно не увеличивают величину их прибыли. Это порождает два взаимосвязанных вопроса. Означает ли такого рода деятельность отказ от заботы о выгодах акционеров? Должны ли крупные корпорации думать только о своих акционерах?

Благотворительная деятельность может на самом деле косвенным образом увеличить прибыль в долгосрочной перспективе, потому что благодаря этому в общественном окружении, в котором действует фирма, о ней складывается хорошее мнение. Возможно, фирме будет легче получить «добро» от городских властей на строительство нового здания или, если вдруг на фирме произойдет случайный выброс загрязняющих веществ, ей простят это, поскольку корпорация имеет хорошую репутацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: