Мировоззрение и профессиональное мышление




Вместе с тем мировоззрение специалиста определяет не только его общую оценку своей профессиональной деятельности, но в значительной мере и ее конкретику - те методы, нормы и правила мышления и практических действий, которые он использует в трудовой сфере. Все они, так или иначе, базируются на тех знаниях, которыми владеет специалист, и на имеющемся у него практическом опыте. Наиболее отчетливо уровень культуры деятельности любого специалиста проявляется в стиле профессионального мышления − устойчивой системе принципов, правил и норм теоретико-практического мышления, направляющих и регулирующих его трудовую деятельность. Система таких профессиональных регулятивов есть, по существу, конкретное проявление мировоззрения в его деятельностной, операциональной форме - здесь работают все его элементы: знания, убеждения, ценности и идеалы. При этом можно обнаружить некоторую зависимость: чем более стандартные, шаблонные задачи решает специалист, тем чаще он обращается к привычным для него эмпирическим знаниям и практическим навыкам (скажем, он хорошо знает методы и правила обработки металлов давлением); и наоборот, чем более нетривиальна проблема, вставшая перед ним (например, как правильно оценить новые факты и обобщить их), тем более необходимо ему теоретическое, методологическое и философское знание. Поэтому стиль профессионального мышления складывается из регулятивов различной степени общности и значимости − от специально-практических до научно-теоретических и философских. Роль первых и вторых в профессиональной деятельности очевидна и "прозрачна", поэтому остановимся лишь на философской составляющей культуры специалиста.

Подлинный мастер своего дела должен быть по большому счету и своеобразным "практическим философом", т. е. обладать определенной системой философских знаний и уметь применять их для анализа самых различных ситуаций − житейских, профессиональных, общественных. Поэтому в стиле его мышления должно быть "философское ядро" − комплекс философско-методологических предписаний, ориентирующих специалиста в его активной трудовой деятельности. Анализ профессионального мышления показывает, что в его различных типах можно выявить некоторые общие философские принципы и установки. К основным из них можно отнести следующие:

принцип объективности, требующий от специалиста умения непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным (объективным) положением вещей, отличать желаемое от действительного, избавляться от социальных и иных иллюзий и т. п.;

принцип всесторонности, предполагающий стремление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий (в первую очередь смежных) и др.;

принцип историзма, ориентирующий на анализ и учет эволюции предмета деятельности (его прошлого, настоящего и возможного будущего − вспомним, например, медицинский термин "история болезни"), на стремление увидеть в настоящем элементы будущего и наметить тенденции их развития, на умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических методов, новаторски подходить к делу;

принцип противоречивости, нацеливающий специалиста на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений -например, учет сложного взаимодействия личных и общественных интересов в трудовом коллективе, двойственного влияния научно-технических новаций на устоявшуюся технологию предприятия и т. д. Сегодня этот принцип должен быть дополнен своеобразным "правилом кооперативности" (в контексте достижений синергетики): следует выявлять не только противоречивые элементы системы, но и их согласованные (кооперативные) действия, которые могут привести ее к более совершенным состояниям и качествам;

принцип "человекоразмерности", требующий гуманистического подхода к профессиональной деятельности - ее ориентации на посильное решение, прежде всего, человеческих проблем (а не, скажем, чисто технических), на предвидение нежелательных побочных последствий активности специалиста, на учет этических, эстетических, экологических факторов человеческого бытия. Иными словами, сегодня, в век небывалого научно-технического прогресса, особенно необходима гуманитарная экспертиза всех видов профессиональной деятельности − особенно инновационных.

Список философско-мировоззренческих регулятивов деятельности специалиста можно было бы продолжить - ведь практически любое положение философской теории обладает, строго говоря, методологическим потенциалом. Подчеркнем лишь главное − именно философская культура делает профессиональное мышление специалиста творческим, раскованным, критическим, придает ему дополнительные "степени свободы" и в конечном счете делает профессионала самобытной личностью, способной к самостоятельному выбору необходимых действий и неординарным решениям стоящих перед ним проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития. Цельность характеризует внутреннее единство психического склада человека, согласованность его отношений с различными сторонами действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характеризует твердость и непреклонность поведения, которое постоянно соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, выработавшейся основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности человека. Сила характеризует энергию, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями и преодолевать их. Уравновешенность характеризует наиболее оптимальное или благоприятное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности. Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Характер образуется в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающими людьми, в процессе отражения складывающихся обстоятельств жизни и воспитания. От круга впечатлений и разнообразия деятельности людей зависят полнота и сила их характера.

Литература

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. − М.-2000.

3. Еникеев М.П. Общая и юридическая психология. Краткий курс.- СПб.: Питер,2005.

4.. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2003.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: