Для конспектирования в тетради




Венецианская школа живописи. Творчество Джорджоне и Тициана.

 

Цель: Образовательная: познакомить обучающихся с представителями венецианской школы живописи эпохи Возрождения.

Развивающая: концентрация внимания; развивать навыки сопоставления и анализа. самостоятельность к работе.

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного.

Ход урока

Что означает «Венецианская школа»

Венецианская школа живописи возникла на Севере Италии – в Венеции. «Жемчужина Адриатики» – причудливо-живописный город с каналами и мраморными дворцами, раскинувшийся на 119 островах среди вод Венецианского залива, – была столицей могущественной торговой республики. Это стало основой процветания и политического влияния Венеции, включавшей в свои владения часть Северной Италии, Адриатическое побережье Балканского полуострова, заморские территории. Венеция была одним из ведущих центров итальянской культуры, книгопечатания, гуманистической образованности.

Она считается одной из главных итальянских живописных школ, которая сложилась в конце 15 в. Расцвет Венецианской школы относят к XV-XVI вв.

В Венеции творили многие итальянские художники:

- Джованни Беллини и Карпаччо,

- Джорджоне и Тициан,

- Веронезе и Тинторетто.

Их творчество обогатило европейское искусство столь значительными художественными открытиями, что к венецианской живописи эпохи Возрождения постоянно обращались художники более позднего времени от Рубенса и Веласкеса до Сурикова:

Венецианские художники не интересовались мировоззренческими проблемами, они были художниками. Венецианцам были свойственны вкус ко всему неповторимому, эмоциональное богатство восприятия, восхищение физическим, материальным многообразием мира. Их произведения живописны, красочны, ярки, выразительны. В то время, когда раздробленную Италию раздирали распри, Венеция процветала и тихо плыла по глади вод и жизненного пространства, как бы не замечая всей сложности бытия или не задумываясь особо над ней, в отличие от Высокого Возрождения, творчество которого питалось мыслями и сложными исканиями.

С Венецией связан наивысший для Италии расцвет таких сугубо светских жанров, как портрет, историческая и мифологическая картина, пейзаж, сельская сцена.

Для конспектирования в тетради

Важнейшим открытием венецианцев стали разработанные ими колористические и живописные принципы. Среди других итальянских художников было немало превосходных колористов, наделенных чувством красоты цвета, гармонического согласия красок. Но основой изобразительного языка оставались рисунок и светотень, четко и законченно моделировавшие форму. Цвет понимался скорее как внешняя оболочка формы, недаром, накладывая красочные мазки, художники сплавляли их в идеально ровную, эмалевую поверхность. Эту манеру любили и нидерландские художники, первыми освоившие технику масляной живописи. Краска становится у венецианцев основой изобразительного языка. Они не столько прорабатывают формы графически, сколько лепят их мазками – то невесомо прозрачными, то плотными и плавящимися, пронизывающими внутренним движением человеческие фигуры, изгибы складок тканей, отблески заката на темных вечерних облаках.

Принципы художников Венецианской школы живописи:

- яркие колористические приёмы

- владение пластикой масляной живописи

- умение видеть жизнеутверждающий смысл природы и саму жизнь в её самых чудесных проявлениях.

Джорджоне да Кастельфранко (Джорджоне) (1476/1477-1510)- художник прожил недолгую жизнь, он умер в возрасте 33 лет во время одной из частых в то время эпидемий чумы. Его наследие невелико по объему: некоторые полотна Джорджоне, оставшиеся незавершенными, были закончены младшим товарищем и помощником по мастерской Тицианом.

- Джорджоне «Автопортрет» (1500-1510)

Он создал новый, глубоко поэтический образ мира, необычный для итальянского искусства того времени с его тяготением к грандиозному величию, монументальности, героическим интонациям - перед нами предстает мир идиллически-прекрасный и простой, полный задумчивой тишины. Искусство Джорджоне стало настоящим переворотом в венецианской живописи, оказало огромное влияние на современников, в том числе и на Тициана

Джорджоне «Портрет молодого человека» ок. 1510, это изображение нетипично для портрета эпохи Ренессанса: взгляд модели на портретах той эпохи обычно направлен прямо, рождая ощущение контакта со зрителем. Молодой человек смотрит в сторону, это создаёт особую, меланхоличную атмосферу и взаимодействие не на рациональном, а эмоциональном уровне. В этом произведении удачно соединились индивидуальные черты с образом идеального человека Возрождения. Смягчённые очертания контуров свидетельствуют о том, что Джорджоне был знаком с приёмом сфумато, разработанным Леонардо да Винчи. Исследование картины в рентгеновских лучах показало, что первоначально юноша смотрел на пейзаж, служащий фоном картины.

Картины художника: «Спящая Венера», «Юдифь», «Поклонение пастухов»

Тициа́н Вече́ллио (ок.1480г) – выдающийся мастер венецианской школы живописи эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Тициан является центральной фигурой в истории венецианской школы. Вышедший из мастерской Джованни Беллини и в юности сотрудничавший с Джорджоне, он унаследовал лучшие традиции творчества старших мастеров. По грандиозности мировосприятия, героической активности образов Тициана можно сопоставить только с Микеланджело. Родился в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал в Венецию, там познакомился с представителями венецианской школы и учился у них. В ≈ 1500г. - отдан на обучение к мастеру мозаики, затем учился живописи у Дж. Беллини. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, а также портреты. Уже в возрасте 30 лет он был известен как лучший живописец Венеции, занимал должность официального живописца Венецианской республики. Его заказчиками были императоры, короли, папы римские.

Стиль Тициана того времени очень похож на стиль Джорджоне, он даже дописывал за него картины, которые остались незавершёнными (Джорджоне умер молодым от свирепствовавшей в то время в Венеции чумы). Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит.

Известные картины того времени: «Цыганская мадонна» (около 1511),

«Любовь земная и Любовь небесная», «Женщина с зеркалом», "Христос и грешница", "Христос и Магдалина",

Тициан «Любовь земная и небесная». (1514) Холст, масло, 118х279 см. Галерея Богезе, Рим. Эта картина была заказана Никколо Аурелио, секретарём Совета Венецианской республики, она была его свадебным подарком невесте. Современное название картины начало употребляться 200 лет спустя, а до этого у неё были различные названия. О сюжете у искусствоведов нет единого мнения. На фоне закатного пейзажа у источника сидят богато одетая венецианка, придерживающая левой рукой мандолину, и обнажённая Венера, держащая чашу с огнём. Крылатый амур играет с водой. Всё в этой картине подчинено чувству всепобеждающей любви и красоты.

К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Конец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность, гордость и достоинство, сочетавшиеся с подозрительностью, лицемерием и лживостью. Умел найти правильное композиционное решение, позу, выражение лица, движение, жест.

Среди лучших портретов Тициана: "Ипполито Медичи" (1532-33),

так называемый "Ла белла" (около 1536), "Пьетро Аретино" (1545),

"Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе",

Кисти Тициана принадлежит много женских портретов и изображений мадонн. Они полны жизненной силы, яркости чувств и спокойной радости, краски чисты и наполнены цветом:

«Портрет дочери Лавинии». Масло. Конец 1550–х

«Кающаяся Мария Магдалина»

Им создано много картин на библейские сюжеты. Тициан «Се человек» (1543). Холст, масло. 242х361 см. Музей истории искусств, Вена

Эта картина считается шедевром Тициана. Она написана на евангельский сюжет, но художник умело переносит евангельские события в действительность. На ступенях лестницы стоит Пилат и со словами «се человек» предаёт Христа на растерзание толпе, в которой находятся воины и юноши знатного рода, всадники и даже женщины с детьми. И только один человек осознаёт весь ужас происходящего – юноша в левом нижнем углу картины. Но он никто перед теми, кто имеет власть над Христом в данный момент...

Жизнеутверждающая красота человеческого тела стала ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами: “Даная”, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург (Тициан обращался к сюжету, посвящённому мифу о Данае, как минимум пять раз); “Диана и Актеон”, 1556, и “Диана и Каллисто”, 1556-1559,обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях: “Мученичество святого Лаврентия”, “Положение во гроб”, “Святой Себастьян”, 1565-1570, Эрмитаж

Тициан раскрыл поистине неисчерпаемые возможности цвета и краски. В молодости он любил насыщенные, эмалево-чистые краски, извлекая из их сопоставлений мощные аккорды, а к концу жизни разработал знаменитую «позднюю манеру»: он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.

К последним шедеврам художника относятся картины: «Благовещение» (около 1564-1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560-1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569-1571), «Св. Себастьян» (около 1570).

Тициан «Пьета» (1575-1576). Холст, масло. 389х351 см. Галерея академии, Венеция. На картине изображена Дева Мария, поддерживающая тело Христа с помощью коленопреклонённого Никодима. Слева от них стоит Мария Магдалина. Эти фигуры образуют идеальный треугольник. Картина «Пьета» считается последним произведением художника. Она была закончена Джакомо Пальма-младшим. Предполагают, что в образе Никодима Тициан изобразил себя.

1575 г. в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мертвым с кистью в руке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: