Нормативно-правовая база, регулирующая наличный денежный оборот в Республике Беларусь




Главным законодательным документом, регулирующим банковскую систему Республики Беларусь, является Банковский кодекс Республики Беларусь №441-3 от 25.10. 2000 г. с изменениями и дополнениями (далее Банковский кодекс РБ).

В соответствии с Банковским кодексом РБ налично-денежный оборот Республики Беларусь организуется государством в лице Национального банка. Национальный банк организует обращение наличных денег на территории РБ (определяет номинал (достоинство) и другие характеристики белорусского рубля, обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных средствах массовой информации, печатание, хранение, уничтожение изъятых из обращения банкнот. Ему принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им наличных денег. Он без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными правилами, создает резервные фонды банкнот, распоряжается этими фондами).

В соответствии со статьей 30 Банковского кодекса РБ Национальный банк РБ в области денежного обращения устанавливает:

1. порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления;

2. порядок, в том числе размер, расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;

. правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

. правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

. правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими налично-денежный оборот в Республике Беларусь, являются:

1. Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.03.2011 года №112 (далее Инструкция №112),

2. Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2011 №107 (далее Инструкция №107),

. Инструкция по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь,утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21.12.2006 №211 (далее Инструкция №211),

. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и организации работы с наличными денежными средствами в белорусских рублях и c наличной иностранной валютой организациями, подчиненными Министерству связи и информатизации Республики Беларусь, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.09.2011 №406 (далее Инструкция №406).

На основе вышеперечисленных документов в банках регулируются:

1. порядок создания кассовых узлов; их проектирование, техническая укрепленность кассового узла; оборудование рабочих мест кассовых работников в банке; создание касс и т.п.

. правила совершения кассовых операций наличной национальной валютой; работа приходной, расходной, вечерней касс; подкрепление операционной кассы; порядок работы касс банков при субъектах хозяйствования и расчетно-кассовых центров; денежной наличностью при использовании банкоматов;

3. внутрикассовый оборот и обработка денежной наличности; правила оформления кассовых документов; формирование папок с документами; организация работы с денежной наличностью (формирование, упаковка денежных знаков, работы с фальшивыми и сомнительными банкнотами); организация работы кассы пересчета, передача ценностей между кассовыми работниками; определение подлинности и платежности денежных билетов;

. правила инкассации денежной выручки и перевозки ценностей предприятиями связи, перевозка ценностей службой инкассации коммерческих банков;

. обеспечение сохранности ценностей; их хранение, ревизия, ответственность лиц, работающих с ценностями; прием ценностей на хранение;

. правила совершения кассовых операций с наличной иностранной валютой и платежными документами в иностранной валюте; порядок приема и передачи валютных ценностей кассами банка; порядок обработки, формирования и упаковки валютных ценностей; ревизия валютных ценностей; порядок работы обменных пунктов.

Согласно Инструкции №112 Национальный банк и другие банки при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности осуществляют прием наличных денег в соответствии с законодательством от:

. Юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для зачисления выручки на текущие (расчетные) счета;

2. Юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета средств согласно законодательству;

. Частных унитарных предприятий, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для пополнения их текущих (расчетных) банковских счетов;

. Физических лиц по платежам за товары, работы, услуги и др.

Согласно п. 4 Инструкции №107, юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы в соответствии с законодательством сдают наличные деньги:

1. в обслуживающие банки;

. работникам службы инкассации;

3. в организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Выручка сдается юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом в обслуживающий банк в течение времени, установленного банком для обслуживания юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы не имеют права накапливать выручку для осуществления предстоящих расходов. При наступлении срока сдачи выручки, установленного в решении руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса, выручка сдается в банк в полном размере за вычетом предполагаемых расходов в этот день (оплата труда, выплата стипендий, пенсий, дивидендов, пособий, алиментов, осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, выплата дохода индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и др.).

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы самостоятельно определяют порядок исроки сдачи выручки в приказе руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, решении индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса, оформленных в письменном виде.

Установленные руководителем юридического лица, подразделения или лицом, им уполномоченным, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом порядок и сроки сдачи выручки действительны в течение срока, указанного в приказе руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, в решении индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса.

Порядок и сроки сдачи выручки могут быть пересмотрены по решению руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса в случае изменения объемов кассовых оборотов и по другим причинам.

При установлении сроков сдачи выручки учитываются необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, частного нотариуса.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, открывшие текущие (расчетные) банковские счета, частные нотариусы сообщают обслуживающему банку (по решению руководителя банка или лица, им уполномоченного) установленные сроки сдачи выручки, размеры выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведения об изменении сроков сдачи выручки и ее размеров в сроки, определенные договором между юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом и обслуживающим банком.

Решением руководителя юридического лица, подразделенияили лица, им уполномоченного, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, устанавливаются:

размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо;

время начала подготовки и формирования инкассаторской сумки с учетом выписки соответствующих сопроводительных документов и последующей передачи службе инкассации (в случае сдачи выручки работникам службы инкассации в соответствии с законодательством);

время сдачи выручки кассирами главному (старшему по должности) кассиру;

время начала подготовки выручки для последующей сдачи в обслуживающий банк, в организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (при отсутствии должности главного (старшего) кассира).

Величина размера потребности в разменных наличных деньгах на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо устанавливается для обеспечения бесперебойного функционирования с учетом необходимости ускорения оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечения сохранности, а также специфики работы (розничная торговля, общественное питание, услуги и т.п.) юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, открывшего текущий (расчетный) банковский счет.

Порядок и сроки сдачи выручки, при необходимости размер потребности в разменных наличных деньгах для уполномоченных лиц устанавливаются самим юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, и доводятся каждому уполномоченному лицу приказом руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, решением индивидуального предпринимателя. Уполномоченные лица могут сдавать выручку в кассу юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, в обслуживающий банк, его подразделение, иной банк либо организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Сроки сдачи выручки для уполномоченных лиц устанавливаются исходя из необходимости обеспечения сохранности наличных денег, но не реже одного раза в 7 календарных дней.

Вся выручка уполномоченных лиц (за исключением размера потребности в разменных наличных деньгах в случае его установления) сдается в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет.

Согласно Инструкции №112 лимит остатка кассы не устанавливается.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс юридических лиц, подразделений, а также индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, привлекающих для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения осуществления частной нотариальной деятельности физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в соответствии с законодательством.

Главой 2 Инструкции №107 регламентируется порядок приема и выдачи наличных денег, а также порядок оформления кассовых операций по приему и выдаче наличных денег.

Согласно п. 77 Инструкции №107, банки вправе выдавать наличные деньги (перечислять денежные средства на карт-счета и иные банковские счета физических лиц), в частности:

на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, алиментов;

на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в размере не более 300 базовых величин (БВ) в течение одного дня каждому юридическому лицу, обособленному подразделению, индивидуальному предпринимателю, открывшим текущие (расчетные) счета;

для возмещения расходов физических лиц, проведенных на основании договоров, заключенных с нанимателем, в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях, в размере не более 300 БВ за каждый день расходования;

для возмещения вышеуказанных расходов физических лиц за предыдущие дни в размере, превышающем 300 БВ в день, но не более предельно допустимого размера расчетов за каждый день расходования.

На банки возложена обязанность по осуществлению контроля за поступлением и выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам. Для выполнения этой задачи банк самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых клиентами.

Обслуживающие банки при приеме и выдаче наличных денег юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями должны осуществлять контроль за соблюдением установленных законодательством порядка и размера указанных расчетов.

В случае если у банка возникают подозрения в том, что финансовые операции совершаются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, он обязан заполнить специальные формуляры.

Данная норма является логическим продолжением требований ст. 6 Закона РБ от 19.07.2000 №426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности».

Так, финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они совершены или нет (например, если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности, в т.ч. не соответствует целям деятельности участника финансовой операции - некоммерческой организации, установленным учредительными документами; совершается неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре).

Признаки подозрительных финансовых операций и критерии их выявления содержит Инструкция об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 №34. К таким признакам, в частности, относят:

представление клиентом вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении клиентом сведений о финансовой операции, запрашиваемых банком, либо чрезмерная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности;

необоснованное дробление сумм аналогичных финансовых операций (одного вида), осуществляемых клиентом в течение анализируемого периода;

проведение финансовой операции на основании документов, вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности);

осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем финансовых операций по получению из касс банка наличных денежных средств и (или) перечислению денежных средств на карт-счета и счета физических лиц (в качестве возмещения проведенных ими расходов) в сумме, превышающей установленный законодательством предельно допустимый размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;

систематическое осуществление организацией или индивидуальным предпринимателем финансовых операций по получению из касс банка наличных денежных средств и перечислению денежных средств на карт-счета и счета физических лиц (в качестве возмещения проведенных ими расходов) или внесению наличных денежных средств в кассы банка с последующим зачислением на счета получателей в суммах, близких по значению или равных предельно допустимому размеру расчетов (кроме операций по внесению в кассу банка выручки от организаций, индивидуальных предпринимателей для ее зачисления на свои текущие (расчетные) банковские счета);

существенное (более чем в 3 раза) увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента, если обычными для его основной деятельности являются расчеты в безналичной форме;

систематическое осуществление индивидуальным предпринимателем финансовых операций по снятию поступающей выручки в наличной форме, ее перечислению на карт-счет или использованию для покупки наличной иностранной валюты, если суммы финансовых операций не соответствуют характеру деятельности клиента;

внесение наличных денежных средств в размере, равном или превышающем 1 000 базовых величин, на счет организации в качестве займов, кредитов, вкладов в уставный фонд с их последующим возвратом в течение небольшого периода после получения;

осуществление нескольких финансовых операций, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности признаков они вызывают подозрения в том, что их осуществляют в целях уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин), занижения тарифных платежей за счет недостоверного декларирования ввозимых товаров, легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности.

Вышеуказанным нормативным правовым актом также установлено в п. 10, что Правила внутреннего контроля банка (локальный нормативный правовой акт банка, регламентирующий организацию системы внутреннего контроля в банке и его структурных подразделениях в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности) должны разрабатываться с учетом характера и основных направлений деятельности банка, клиентов и рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, и включать в т.ч. критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций с учетом специфики деятельности банка. Банки в правилах внутреннего контроля вправе конкретизировать и дополнять критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, указанные выше.

Инструкция №112 дает обслуживающим банкам право запрашивать у юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, открывших текущие (расчетные) банковские счета, частных нотариусов сведения об установленных сроках сдачи выручки, размерах выручки, планируемой для сдачи в банк. Клиенты обязаны представлять указанные сведения в банки в порядке и в сроки, определенные договором, заключенным с банком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: