Диагностика младшего школьника: «Цветорисуночный тест» и «Анкета определения уровня школьной мотивации»




«Цветорисуночный тест» диагностики психических состояний младших школьников.

Цвето-рисуночный тест разработан А.О.Прохоровым и Г. Н. Генинг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 младших школьников и апробирован в разных школах. Тест имеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекатель­ности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).

Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся 1-х классов термин "состояние" можно заменить словом "настроение"). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, гори­зонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.)

Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.

После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа». Время для проверки теста не должно ограничиваться.

Ключ к обработке результатов:


Цвет (в квадрате) Рисунок Состояние

Тетрадь Парта

Красный Класс Активность

Доска и др. (активация)

Школьные атрибуты

Радуга

Новый Год, елка

Торт, мороженое

Красный, Конфеты

сочетание красного Подарок Радость

и желтого Горка

«5»

Солнце

Воздушные шары

Светофор

Машина
Зеленый Телевизор Внимание,

Беговая дорожка сосредоточение*

Жонглер в цирке

Классная доска

Робот

Компьютер
Розовый Машина Мечтание,

Принцесса фантазирование

Кукла

Дождь

Черный Клякса Утомление, усталость

Ребенок спит за партой

Оранжевый Животные Дружелюбие,

Дети играют доброжелательность

Ребенок помогает старушке

Цветы

____________________________________________________________________________

Разбитая ваза

Желтый Ребенок с учительницей, Искренность
мамой

______________________________________________________________

Голубой Бассейн Бодрость

Море

Душ

Скакалка

Синий Волейбол Азарт

Футбол

Поднятая рука

Синий Дети с учительницей, Уважение

со старшими

Поле

Скорая помощь

Коричневый Могилка Сочувствие, сострадание

Ребенок упал

Мама гладит по голове ребенка

 

* В 1-м классе это состояние может быть изображено красным цветом.

Примечание. В таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности. При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие раз­меры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.

Пользуясь данной методикой, необходимо по­мнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики. Например, в 1-м классе состояние интереса, активации, радости и внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом — красным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: