Класс
ПРОШУ УЧЕСТЬ, КАЖДАЯ РАБОТА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДПИСАНА. Дата! Тема! Фамилия! Класс! ВСЕ РАБОТЫ, НЕ ПРОШЕДШИЕ ПРОВЕРКУ НА ПЛАГИАТ, ИЛИ СДАННЫЕ С ОПОЗДАНИЕМ, ОЦЕНИВАЮТСЯ В ТРИ БАЛЛА!
УРОК № 57 СДАЕМ ДО 28.04. УРОК № 58 – ДО 30.04.ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
Урок 57. 27.04. Тема. Структура экосистем. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Поток энергии и пищевые цепи. Лабораторная работа 4. «Составление цепей питания». §.45 -46 Повт. §44
Задания. КЛАССНАЯ РАБОТА.
1. Сначала пишем в тетради дату, тему урока, фамилию, класс. Затем внимательно смотрим два видео
https://www.youtube.com/watch?v=ILAQB3-AxYM
https://www.youtube.com/watch?v=PnOiu0djf_I
2. Повторяем §44 и читаем § 45-46.
3. Закрепляем полученные знания, письменно выполняя лабораторную работу.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
4. Повторяем изученный материал.
5. ОТПРАВЛЯЕМ РАБОТУ НА ПРОВЕРКУ ДО 28 апреля.
Лабораторная работа 4.
Тема. Составление цепей питания.
Цель. Научиться составлять цепи питания и определять трофические уровни и группы организмов (продуценты, консументы, редуценты), являющихся звеньями цепей питания.
Оборудование и материалы: инструкционная карточка.
Ход работы
1. Составьте цепь питания из таких компонентов водного биоценоза: рыбы, зоопланктон, белый медведь, фитопланктон, тюлень. Укажите для каждого звена цепи питания (живого организма) трофическую группу. Определите и запишите тип, к которому относится данная цепь питания.
2. Составьте цепь питания из следующих компонентов: ёж, растительные остатки, лиса, землеройка, дождевой червяк, уж. Укажите для каждого звена цепи питания (живого организма) трофическую группу. Определите тип, к которому относится данная цепь питания.
3. Составьте цепь питания нашего водоема (пруд) из пяти звеньев, используя видовые и родовые названия живых организмов. В данной цепи укажите тип цепи питания и для каждого организма трофический уровень (напоминаю, что эти цепи питания у всех должны быть разными)
|
Вывод: (самостоятельно формулируем выводы. В выводах пишем, чему вы научились, что теперь понимаете и знаете)
** пример оформления задания №1 и 2..
.......... цепь питания. Сосна→ тля →божья коровка→ паук-крестовик →кукушка →ястреб-перепелятник. │ Проду- Консументы цент |
Урок 58. 29.04. Практическая работа 7. «Решение задач по экологии» §.44-46
Задания. КЛАССНАЯ РАБОТА.
1. Внимательно послушайте и посмотрите видео
https://www.youtube.com/watch?v=yvckm-78khe
https://www.youtube.com/watch?v=f1r-7dqvm_u
2. Прочитайте в учебнике § 44-46
3. Изучите данную инструкцию
4. Приступайте к выполнению работы
5. ВЫПОЛНЕННУЮ РАБОТУ СДАТЬ НА ПРОВЕРКУ ДО 30 апреля.
Для выполнения практической работы №7 познакомьтесь с алгоритмом решения задач по экологии:
Задача 1. Сколько кузнечиков потребуется, чтобы в биоценозе могла существовать змея массой 0,4 кг? Масса кузнечика – 1 г, цепь питания: растения-кузнечики-ящерицы-змея.
Решение.
Дано: m змеи – 0,4 кг m кузнечика - 1г Цепь: растения-кузнечики- ящерицы-змея n кузнечиков-? | 1) По правилу экологической пирамиды рассчитаем массу ящериц, кузнечиков и растений, необходимых, чтобы прокормить змею: 0,4кг х 10 = 4кг (ящериц); 4кг х 10 = 40кг(кузнечиков); Цепь питания: растения → кузнечики → ящерицы → змея 40кг 4кг 0,4кг 2) Определим количество кузнечиков (пропорция): Сначала переведем г в кг. 1г: 1000 = 0,001кг; 1 кузнечик – 0,001 кг Х кузнечиков – 40 кг Х = 40 кг х 1 кузнечика: 0,001 кг = 40 кузнечиков: 0,001 = 40 000 кузнечиков Ответ: чтобы в биоценозе могла существовать змея массой 0,4 кг, необходимо 40 000 кузнечиков. |
Задача 2.
|
Какая площадь водного биоценоза необходима, чтобы прокормить щуку массой 2 кг (75% массы- вода)? Цепь питания: растения-карась-щука; биомасса растений – 250г на м2.
Решение
Дано: m щуки- 2 кг Н2О – 75% Биомасса растений – 250гр/м2 Растения-карась-щука S биоценоза в м2-? | 1) Определим сухую биомассу щуки: 100%-75% = 25% (вычитаем воду из общей массы) Решаем пропорцию. 2 кг – 100% Х кг – 35% Х = 2кг х 25%: 100% = 2кг х 25%: 100% = 50кг: 100 = 0,5кг сухая масса щуки. 2) По правилу экологической пирамиды рассчитаем биомассу карасей, а затем и растений, необходимых для прокорма щуки: зная, что от одного звена цепи к другому переходит всего 10% биомассы, мы легко определим массу предыдущих звеньев. Для этого известную нам массу, нужно умножать на 10, двигаясь сверху пирамиды вниз. И наоборот, зная массу нижнего звена (продуцентов), мы будем делить ее на 10 и получим массу следующих звеньев 0,5 х 10 = 5кг (карасей); 5кг х 10 = 50кг (растений) Растения → карась → щука 50 кг - 5кг - 0,5кг ИЛИ второй способ. Находим массу с помощью пропорции 0,5 кг – 10% Х кг – 100% Х= 0,5кг х 100%: 10% = 0,5 кг х 10=5кг (масса карасей) 5 кг – 10% Х кг – 100% Х= 5кг х 100%: 10% = 5 кг х 10=50кг(масса растений) 4) Рассчитаем площадь биоценоза в метрах (пропорция): 250г = 0,25 кг 0,25 кг – 1м2 50 кг – х м2 Х = 50 кг х 1м2: 0,25 кг = 50 м2: 0,25 = 200 м2 Ответ: чтобы прокормить щуку массой 2 кг, необходим водный биоценоз площадью 200 м2. |
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫПО ПРИВЕДЕННОМУ ВЫШЕ ОБРАЗЦУ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 7
Тема. Решение задач по экологии.