Контрольная работа
по дисциплине: «Психология»
Тема: Вклад Гоббса в развитие психологического познания
Исполнитель:
Студентка 3 курса
(6лет обучения) ПМНО (ПиП)
Черных Людмила
Николаевна
Преподаватель:
Петросянц В.Р
Сыктывкар 2011 г
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки формирования эмпиристических взглядов
Томаса Гоббса………………………………………………………………….....4
2. Методы познания в произведениях Томаса Гоббса………………………… 6
3. Учение Гоббса в истории психологического познания………………….... 11
Заключение……………………………………………………………………...12
Список литературы…………………………………………………………….13
Введение
Проблема человеческого знания является старейшей проблемой, она обсуждалась в разных аспектах в рамках специальной области - теории познания.
Теория познания предполагает исследование того, как человек познает мир.
На ранних же этапах развития психологического знания видны лишь отдельные фрагменты проблемы, которые, как правило, входили составной частью в теорию познания, разрабатываемую тем или иным ученым.
С первым таким фрагментом исследователи сталкиваются уже в античной философии, например в концепции Платона. В его терминологии различие проводится между «истинным знанием» и «мнением». Если первое относится только к миру духовных сущностей - идей, то второе годно для познания чувственных вещей, которые изменчивы и непостоянны, и потому относительно них невозможно истинное знание. Однако становится понятно, что в принципе возможны два различных вида знания, которые не равноценны друг другу.
|
С развитием философских и социально-этических взглядов теоретико-познавательная проблематика присутствует практически у каждого крупного мыслителя.
Учению о познании XVII в., предшествовало развитие идеи о том, что человек - часть природы, но ему присуща важнейшая способность - разумно мыслить, что обеспечивает свободу действия. Но для того чтобы это разумное начало полностью проявило себя, необходимо «очистить», освободить его от всего того, что ему мешает. Первым с этой идеей выступил Френсис Бэкон, в своей работе «Новый Органон» изложивший взгляд на совпадение знания и могущества человека.
Следующие ключевые фигуры, с именами которых связаны две различные тенденции в дальнейшем развитии учения о знании, - это Рене Декарт и Томас Гоббс.
Цель работы: определить вклад Томаса Гоббса в развитие психологического познания.
Задачи работы:
- отметить предпосылки формирования эмпиристических взглядов Томаса Гоббса;
- дать характеристику концепции психологического познания Гоббса;
- обозначить роль учения Гоббса в истории психологического познания.
Актуальность работы состоит в том, что идеи Томаса Гоббса многократно становясь предметом пристального внимания, оказываются источником вдохновения для последующих мыслителей и находят свое продолжение в их трудах.
Предпосылки формирования эмпиристических взглядов Томаса Гоббса.
Передовая философия XVI-XVII вв., отражая становление социально-экономической и культурно-исторической буржуазной формации, вырабатывала новые методы познания действительности. Многовековое господство схоластики, как подчеркнул Бэкон, не привело к открытию новых, эффективных истин, способных увеличить могущество человека, его власть над природой.
|
Наиболее характерная черта схоластической философии - ее умозрительность. Развитие производства, экономики, искусства, науки и других сфер в эпоху Возрождения и тем более в XVII веке делало необходимым осмысление многообразного жизненного опыта. Отсюда развитие эмпиристических и сенсуалистических тенденций и положений у ряда философов-гуманистов, наиболее ярко у Телезио (1509 - 1588) и Кампанеллы (1568 - 1639). Еще более последовательным эмпиристом стал Фрэнсис Бэкон. В «Новом Органоне» он не просто провозгласил опыт главным двигателем человеческих знаний. Основным руслом приобретения новых знаний, открытия эффективных истин, согласно Бэкону, должен стать не опыт как пассивное наблюдение и созерцание мира, природы и человека (в основном таковым он и был в аристотелизме, затем и в средневековой схоластике), а опыт как эксперимент, посредством которого исследователь «вопрошал» природу и получал конкретные ответы.
Экспериментальное же естествознание для формулировки действительно эффективных истин нуждалось в математическом осмыслении. Именно в эту эпоху древнегреческая математика не только была возобновлена, но и получила развитие, совершенно не известное античности (алгебра, аналитическая геометрия, математика переменных величин).
Декарт является автором знаменитого утверждения cogito ergo sum («мыслю, следовательно, существую»), смысл которого в утверждении силы разума; задача его - господство над силами природы. Но апелляция к разуму не исключает другого важнейшего принципа - принципа сомнения. Оно возникает потому, что на разум влияют «иллюзии и чувства», человеческие страсти. Лишь освобождение от них будет означать, что разум очистился, и человек начнет в полном смысле слова «думать». Декарт раскрывает и смысл познавательного акта: человек должен научиться «расчленять» вещи для их познания. Важными элементами познавательного процесса являются сам познающий субъект и метод. [1; С. 15]
|
Его оппонентом выступил Томас Гоббс.
«...Вряд ли можно считать правильным, - писал Гоббс, - такое умозаключение: я есмь нечто мыслящее, следовательно, я есмь мышление; или: я есмь нечто понимающее, следовательно, я есмь разум. Ибо таким же образом я мог бы сказать: я есмь нечто прогуливающееся, следовательно, я есмь прогулка. Декарт, таким образом, отождествляет понимающую вещь с пониманием, которое есть акт разума, или понимающую вещь с разумом, который есть способность понимающего». [4; С.375]
Томас Гоббс (1588-1679) английский философ материалист. Родился в семье священника, получил классическое образование в Оксфорде. Некоторое время он состоял секретарем Фрэнсиса Бэкона. Гоббс был лично знаком с Галилеем, Гассенди и другими известными прогрессивными мыслителями своего времени. Мировоззрение Гоббса сложилось под влиянием английской буржуазной революции 17 в. Накануне революции и в период Долгого парламента Гоббс был сторонником монархии. С 1640 г. находился в эмиграции во Франции, вернулся на родину в 1651 после упрочения диктатуры Кромвеля, политику которого Гоббс пытался идеологически обосновать.
Продолжая линию Бэкона, Гоббс рассматривал знание как силу. Однако, в отличие от Бэкона, на первый план Гоббс выдвигал научное понимание общества как средства познания причин гражданских войн и их преодоления. Гоббс создал законченную систему механистического материализма. Геометрия и механика для Гоббса - идеальные образцы научного мышления. Природа представляется ученому совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Последнее понимается как чисто механическое, т. е. как перемещение; к нему сводятся все высшие формы движения.
Еще до возникновения ассоциативной психологии как направления он создал систему, где элементы сознания (ощущения и представления как их следы) связываются между собой на основе механистических по своей сути связей (смежности ощущений в пространстве и во времени), которые впоследствии назовут ассоциациями. Вместе с тем Гоббс считал все психические процессы лишь феноменальным отражением мозговых процессов, т. е. решал психофизическую проблему в духе психофизического параллелизма. [3; С. 108]
В этом плане он критиковал учение Р. Декарта о существовании двух взаимодействующих между собой субстанций, рассматривая человека как «тело среди множества других тел» и психику как функцию материи. В учении о человеческих способностях он придерживался представления об изначальном, природном равенстве людей.
Отрицая объективную реальность качеств, многообразия природы, Гоббс рассматривал чувства, качества не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Он разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство - как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время - как субъективный образ движения. [2; С.119]
Таким образом, в философских учениях Англии в XVII в. происходит формирование эмпирического направления, родоначальником которого явился Ф. Бэкон, продолжателем – Т. Гоббс, и которое в дальнейшем получило развитие как эмпирическая психология.