Работа №1
Тема: антропометриЯ. Оценка физическогоразвития ЧЕЛОВЕКА
Цели работы:
- Овладеть основными методами соматометрических исследований.
- Освоить основные методы статистической обработки данных, применяемые в возрастной физиологии.
- Произвести измерение роста, массы тела и окружности грудной клетки и вычислить для данных параметров среднее значение и квадратическое отклонение в группе испытуемых.
- Вычислить должные значения указанных параметров по формулам физического развития и сравнить с фактическими, полученными экспериментальным путем.
- Сделать выводы об уровне физического развития испытуемых, о гармоничности и пропорциональности развития их организма.
Оборудование: медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента
Ход работы:
- Измерение роста. Обследуемый находится в положении «смирно», выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера - пятками, ягодицами и лопатками (икры практически касаются стойки). Голова находится в положении, при котором наружный угол глаза и наружный слуховой проход находятся на одном уровне. Измерение длины тела проводятся в первую половину дня, т.к. этот показатель к вечеру уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением межпозвоночных хрящей, сводов стопы, снижением тонуса мускулатуры. Рост стоя определяется по первой (левой) шкале.
- Измерение массы тела. Масса тела измеряется десятичными медицинскими весами рычажной системы чувствительностью до 50 г платформой и стойкой. Взвешивание производится при минимуме одежды и без обуви. Чтобы взвешивание было правильным, обследуемый должен осторожно становиться на середину платформы весов при опущенном затворе.
- Измерение окружности грудной клетки. Сантиметровую ленту накладывают у мужчин и детей сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У женщин сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами, а сзади, как у мужчин. Для оценки уровня физического развития достаточно зарегистрировать данный показатель в покое.Экскурсию грудной клетки (разницу величин окружностей при максимальном вдохе и полном выдохе) определяют при углубленном обследовании. У взрослых эта величина в среднем равна 6 см, у спортсменов может достигать 12 см и более. Экскурсия грудной клетки младших школьников равна 3-4 см, а у старших школьников - 5-6 см.
Задания:
|
Ознакомьтесь с инструментарием, необходимым для определения антропометрических показателей.
Соматометрия:
- Рост, в положении стоя и сидя, измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра.
- Для определения массы тела пользуются медицинскими весами.
- При измерении окружности грудной клетки пользуются обычной сантиметровой лентой.
Соматоскопия:
- Визуальный осмотр состояния кожных покровов, слизистых оболочек.
- Определение степени развития подкожного жирового слоя.
- Выявление степени развития костно-мышечной системы, формы грудной клетки, позвоночника, стопы.
- Степень полового развития.
Физиометрия:
- Определение жизненной емкости легких, мышечной силы, артериального давления, пульса и др.
2. Проведите соматометрию выбранного испытуемого (студента). Определите следующие соматометрические признаки:длину тела, массу тела и окружность грудной клетки.
|
3. Полученные данные внесите в таблицу №1:
Оценка физического развития студента(-ки) _____________________
(ф.,и., возраст)
Таблица №1
Показатели | Фактические данные обследуемого | Средняя возраст-ная норма | Раз-ни-ца | Квадратиче-ское отклонение (сигма) | Отношение разницы к сигме (величина сигмального отклонения) | Степень развития показа-теля | ||||||
Рост (в см) | ||||||||||||
Вес (в кг) | ||||||||||||
ОГК в покое (в см) | ||||||||||||
Экскурсия грудной клетки | ||||||||||||
Оценка физического развития ребенка___________________________ (имя, возраст) | ||||||||||||
Рост (в см) | ||||||||||||
Вес (в кг) | ||||||||||||
ОГК (в см) | ||||||||||||
4.Сравните эти данные со средними возрастными нормами (таблица №2)
Выберите показатели соответствующие Вашему возрасту и занесите их в таблицу № 1, указав также и показатель сигмы, взятый из таблицы№2.
Рассчитайте величину сигмального отклонения (отношение разницы между показателями к соответствующей сигме), занесите полученную величину в таблицу №1 и оцените его.
Если разница лежит в пределах + 1 сигмы, то развитие показателя считается средним, если сигмальное отклонение < -1 сигма, то развитие показателя – ниже среднего, если оно > + 1 сигмы, то развитие – выше среднего. В случае превышения сигмального отклонения +2сигмы и более развитие признака считают высоким, а сигмальное отклонение ниже -2 сигм показывает низкий уровень физического развития. Гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.
|
Таблица 2Средние возрастные показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки.
Возраст (лет) | Рост (в см) | Масса тела (в кг) | Окружность грудной клетки (см) | |||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | |
95,6 | 14,9 | 14,6 | 52,9 | 51,9 | ||
σ 3,6 | 4,1 | 1,5 | 1,6 | 2,4 | ||
102,7 | 102,7 | 16,6 | 54,8 | 53,4 | ||
σ 3,5 | 4,2 | 1,8 | 1,9 | 2,2 | 2,3 | |
108,9 | 111,7 | 19,5 | 19,9 | 56,2 | ||
σ 4,8 | 4,2 | 2,7 | 2,4 | 2,3 | ||
116,1 | 115,3 | 20,9 | 21,4 | 58,6 | 57,7 | |
σ 4,9 | 5,2 | 2,4 | 3,8 | 2,6 | 3,9 | |
121,1 | 120,9 | 23,6 | 23,8 | 60,6 | 59,6 | |
σ 4,8 | 5,3 | 3,4 | 3,6 | 3,3 | 3,9 | |
124,5 | 124,3 | 24,9 | 24,7 | 62,8 | 60,9 | |
σ 4,8 | 4,9 | 3,3 | 3,3 | 2,5 | 3,4 | |
131,1 | 130,6 | 27,7 | 27,5 | 64,2 | 62,5 | |
σ 5,2 | 4,9 | 4,2 | 4,3 | 3,3 | 3,8 | |
136,2 | 136,4 | 30,5 | 31,1 | 65,8 | 65,1 | |
σ 5,3 | 5,5 | 5,1 | 5,2 | 3,6 | 4,3 | |
140,1 | 142,9 | 34,4 | 35,6 | 67,3 | 67,3 | |
σ 5,5 | 6,1 | 5,8 | 6,7 | 4,2 | 4,7 | |
144,9 | 148,8 | 37,9 | 39,3 | 69,9 | 70,3 | |
σ 6,0 | 6,4 | 6,3 | 6,9 | 4,3 | 4,9 | |
151,3 | 152,4 | 44,4 | 45,7 | 73,7 | 74,6 | |
σ 6,9 | 7,1 | 7,2 | 7,1 | 4,9 | 5,1 | |
158,4 | 157,4 | 48,9 | 49,2 | 77,8 | 76,7 | |
σ 7,5 | 8,4 | 7,4 | 5,1 | 5,3 | ||
164,3 | 159,6 | 54,3 | 53,1 | 81,9 | 79,3 | |
σ 7,4 | 7,2 | 8,4 | 7,2 | 5,4 | 5,7 | |
168,8 | 161,1 | 59,4 | 55,6 | 85,5 | 80,5 | |
σ 6,8 | 6,5 | 7,3 | 7,6 | 5,1 | 4,9 | |
171,9 | 63,2 | 58,1 | 87,9 | 82,1 | ||
σ 6,8 | 6,6 | 6,8 | 7,3 | 4,7 | 4,6 | |
174,8 | 162,1 | 66,9 | 59,2 | 90,2 | 84,1 | |
σ 6,1 | 5,6 | 7,1 | 5,2 | 4,4 | ||
177,2 | 162,8 | 68,2 | 59,6 | 93,1 | 84,9 | |
σ 5,8 | 5,1 | 7,5 | 6,8 | 6,1 | 4,8 |
5.По величине сигмальных отклонений основных показателей построить профиль (график) физического развития обследуемого. Оцените пропорциональность развития: если построенный график расположен в одной графе, то развитие данного обследуемого считают пропорциональным, если график захватывает две и более графы, то развитие - непропорциональное.
Профиль физического развития
-3d-2d-1d0+1d+2d+3d
Рост
Вес
ОГК
6. Сделайте заключение о степени физического развития обследованного студента: __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
7.Оцените уровень развития учащегося. Для этого внесите индивидуальные данные произвольно выбранного ребенка (из таблицы №3) и соответствующие средние возрастные показатели (из таблицы №2) в таблицу № 1. Постройте профиль физического развития ребенка на той же сетке другим цветом. Дайте заключение по уровню его физического развития: __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Таблица №3 Варианты индивидуальных данных
№ п/п | Имя ученика | Возраст | Длина тела (в см) | Масса тела (в кг) | ОГК(в см) |
Таня | 110,6 | 24,6 | 53.8 | ||
Олег | 115,8 | 36,7 | 58,9 | ||
Аня | 112,5 | 26,3 | 52,5 | ||
Дима | 117,9 | 39,7 | 67,4 | ||
Лена | 137,5 | 42,6 | 77,9 | ||
Денис | 144.8 | 36.4 | 69,5 | ||
Тамара | 163.0 | 59.3 | 88,0 | ||
Евгений | 157,5 | 46,8 | 76,2 | ||
Сергей | 163.6 | 52.9 | 79.3 | ||
Лиза | 157,5 | 51,2 | 77,6 |
8. Дайте определение следующим понятиям:
Акселерация - …………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………
Антропометрия - ………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
Гетерохрония роста и развития - ……………………………………………...
……………………………………………………………………………………
Онтогенез - ……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………
Развитие -.............................................................................................................
……………………………………………………………………………………
Рост - …………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………
Ретардация - ……………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
9. По результатам проведенных исследований сделайте выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля:
- Что понимают под паспортным и биологическим возрастом?
- Основные составляющие развития? Что понимается под понятием «физическое развитие»?
- Роль генотипа и среды в формировании организма ребенка?
- Какие данные используются для оценки физического развития детей и подростков?
- В каких случаях наблюдается гармоничное и пропорциональное развитие?
Литература:
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.– М.: Высшая школа, 1985, стр.21-48
- Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещение, 1990, стр.9–22.