Профиль физического развития




Работа №1

Тема: антропометриЯ. Оценка физическогоразвития ЧЕЛОВЕКА

Цели работы:

  1. Овладеть основными методами соматометрических исследований.
  2. Освоить основные методы статистической обработки данных, применяемые в возрастной физиологии.
  3. Произвести измерение роста, массы тела и окружности грудной клетки и вычислить для данных параметров среднее значение и квадратическое отклонение в группе испытуемых.
  4. Вычислить должные значения указанных параметров по формулам физического развития и сравнить с фактическими, полученными экспериментальным путем.
  5. Сделать выводы об уровне физического развития испытуемых, о гармоничности и пропорциональности развития их организма.

Оборудование: медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента

Ход работы:

  1. Измерение роста. Обследуемый находится в положении «смирно», выпрямив грудь, подобрав живот, тремя точками касаясь вертикальной стойки ростомера - пятками, ягодицами и лопатками (икры практически касаются стойки). Голова находится в положении, при котором наружный угол глаза и наружный слуховой проход находятся на одном уровне. Измерение длины тела проводятся в первую половину дня, т.к. этот показатель к вечеру уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением межпозвоночных хрящей, сводов стопы, снижением тонуса мускулатуры. Рост стоя определяется по первой (левой) шкале.
  2. Измерение массы тела. Масса тела измеряется десятичными медицинскими весами рычажной системы чувствительностью до 50 г платформой и стойкой. Взвешивание производится при минимуме одежды и без обуви. Чтобы взвешивание было правильным, обследуемый должен осторожно становиться на середину платформы весов при опущенном затворе.
  3. Измерение окружности грудной клетки. Сантиметровую ленту накладывают у мужчин и детей сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У женщин сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами, а сзади, как у мужчин. Для оценки уровня физического развития достаточно зарегистрировать данный показатель в покое.Экскурсию грудной клетки (разницу величин окружностей при максимальном вдохе и полном выдохе) определяют при углубленном обследовании. У взрослых эта величина в среднем равна 6 см, у спортсменов может достигать 12 см и более. Экскурсия грудной клетки младших школьников равна 3-4 см, а у старших школьников - 5-6 см.

Задания:

Ознакомьтесь с инструментарием, необходимым для определения антропометрических показателей.

Соматометрия:

- Рост, в положении стоя и сидя, измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра.

- Для определения массы тела пользуются медицинскими весами.

- При измерении окружности грудной клетки пользуются обычной сантиметровой лентой.

Соматоскопия:

- Визуальный осмотр состояния кожных покровов, слизистых оболочек.

- Определение степени развития подкожного жирового слоя.

- Выявление степени развития костно-мышечной системы, формы грудной клетки, позвоночника, стопы.

- Степень полового развития.

Физиометрия:

- Определение жизненной емкости легких, мышечной силы, артериального давления, пульса и др.

2. Проведите соматометрию выбранного испытуемого (студента). Определите следующие соматометрические признаки:длину тела, массу тела и окружность грудной клетки.

3. Полученные данные внесите в таблицу №1:

 

 

Оценка физического развития студента(-ки) _____________________

(ф.,и., возраст)

Таблица №1

Показатели Фактические данные обследуемого Средняя возраст-ная норма Раз-ни-ца Квадратиче-ское отклонение (сигма) Отношение разницы к сигме (величина сигмального отклонения) Степень развития показа-теля
Рост (в см)              
Вес (в кг)              
ОГК в покое (в см)            
Экскурсия грудной клетки        
  Оценка физического развития ребенка___________________________ (имя, возраст)
Рост (в см)            
Вес (в кг)            
ОГК (в см)            
                         

4.Сравните эти данные со средними возрастными нормами (таблица №2)

Выберите показатели соответствующие Вашему возрасту и занесите их в таблицу № 1, указав также и показатель сигмы, взятый из таблицы№2.

Рассчитайте величину сигмального отклонения (отношение разницы между показателями к соответствующей сигме), занесите полученную величину в таблицу №1 и оцените его.

Если разница лежит в пределах + 1 сигмы, то развитие показателя считается средним, если сигмальное отклонение < -1 сигма, то развитие показателя – ниже среднего, если оно > + 1 сигмы, то развитие – выше среднего. В случае превышения сигмального отклонения +2сигмы и более развитие признака считают высоким, а сигмальное отклонение ниже -2 сигм показывает низкий уровень физического развития. Гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. Пропорциональное развитие наблюдается тогда, когда индексы пропорциональности соответствуют возрастным нормам.

 

Таблица 2Средние возрастные показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки.

 

Возраст (лет) Рост (в см) Масса тела (в кг) Окружность грудной клетки (см)
  Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
  95,6   14,9 14,6 52,9 51,9
σ 3,6 4,1 1,5 1,6   2,4
  102,7 102,7   16,6 54,8 53,4
σ 3,5 4,2 1,8 1,9 2,2 2,3
  108,9 111,7 19,5 19,9   56,2
σ 4,8 4,2 2,7 2,4   2,3
  116,1 115,3 20,9 21,4 58,6 57,7
σ 4,9 5,2 2,4 3,8 2,6 3,9
  121,1 120,9 23,6 23,8 60,6 59,6
σ 4,8 5,3 3,4 3,6 3,3 3,9
  124,5 124,3 24,9 24,7 62,8 60,9
σ 4,8 4,9 3,3 3,3 2,5 3,4
  131,1 130,6 27,7 27,5 64,2 62,5
σ 5,2 4,9 4,2 4,3 3,3 3,8
  136,2 136,4 30,5 31,1 65,8 65,1
σ 5,3 5,5 5,1 5,2 3,6 4,3
  140,1 142,9 34,4 35,6 67,3 67,3
σ 5,5 6,1 5,8 6,7 4,2 4,7
  144,9 148,8 37,9 39,3 69,9 70,3
σ 6,0 6,4 6,3 6,9 4,3 4,9
  151,3 152,4 44,4 45,7 73,7 74,6
σ 6,9 7,1 7,2 7,1 4,9 5,1
  158,4 157,4 48,9 49,2 77,8 76,7
σ 7,5   8,4 7,4 5,1 5,3
  164,3 159,6 54,3 53,1 81,9 79,3
σ 7,4 7,2 8,4 7,2 5,4 5,7
  168,8 161,1 59,4 55,6 85,5 80,5
σ 6,8 6,5 7,3 7,6 5,1 4,9
  171,9   63,2 58,1 87,9 82,1
σ 6,8 6,6 6,8 7,3 4,7 4,6
  174,8 162,1 66,9 59,2 90,2 84,1
σ 6,1 5,6   7,1 5,2 4,4
  177,2 162,8 68,2 59,6 93,1 84,9
σ 5,8 5,1 7,5 6,8 6,1 4,8

5.По величине сигмальных отклонений основных показателей построить профиль (график) физического развития обследуемого. Оцените пропорциональность развития: если построенный график расположен в одной графе, то развитие данного обследуемого считают пропорциональным, если график захватывает две и более графы, то развитие - непропорциональное.

Профиль физического развития

-3d-2d-1d0+1d+2d+3d

Рост

 

Вес

 

ОГК

 

6. Сделайте заключение о степени физического развития обследованного студента: __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

7.Оцените уровень развития учащегося. Для этого внесите индивидуальные данные произвольно выбранного ребенка (из таблицы №3) и соответствующие средние возрастные показатели (из таблицы №2) в таблицу № 1. Постройте профиль физического развития ребенка на той же сетке другим цветом. Дайте заключение по уровню его физического развития: __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Таблица №3 Варианты индивидуальных данных

  № п/п   Имя ученика   Возраст   Длина тела (в см)   Масса тела (в кг)   ОГК(в см)
  Таня   110,6 24,6 53.8
  Олег   115,8 36,7 58,9
  Аня   112,5 26,3 52,5
  Дима   117,9 39,7 67,4
  Лена   137,5 42,6 77,9
  Денис   144.8 36.4 69,5
  Тамара   163.0 59.3 88,0
  Евгений   157,5 46,8 76,2
  Сергей   163.6 52.9 79.3
  Лиза   157,5 51,2 77,6

8. Дайте определение следующим понятиям:

 

Акселерация - …………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

Антропометрия - ………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

Гетерохрония роста и развития - ……………………………………………...

……………………………………………………………………………………

Онтогенез - ……………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

Развитие -.............................................................................................................

……………………………………………………………………………………

Рост - …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

Ретардация - ……………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

9. По результатам проведенных исследований сделайте выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что понимают под паспортным и биологическим возрастом?
  2. Основные составляющие развития? Что понимается под понятием «физическое развитие»?
  3. Роль генотипа и среды в формировании организма ребенка?
  4. Какие данные используются для оценки физического развития детей и подростков?
  5. В каких случаях наблюдается гармоничное и пропорциональное развитие?

Литература:

  1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.– М.: Высшая школа, 1985, стр.21-48
  2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещение, 1990, стр.9–22.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: