Библиографический обзор литературных произведений в формате «Оцифрованный диафильм» на электронном ресурсе НЭДБ
Цель: воспитывать чувство непримиримости, негативного отношения к войне, стремления к миру через знакомство с литературными произведениями в формате «Оцифрованный диафильм» на тему «Животные во время Великой отечественной войны» на электронном ресурсе НЭДБ.
Задачи:
1. Познакомить детейс электронным ресурсом НЭДБ.
2. Познакомить с литературными произведениями на тему «Животные во время Великой Отечественной войны».
3. Расширить знания детей о событиях Великой Отечественной войны.
4. Развитьинтерес к истории Родины.
5. Воспитание любви и чувства сострадания к животным.
Техническое обеспечение:
1. Компьютер с подключённым Интернетом.
2. Проектор.
3. Экран.
4. Диапроектор.
5. Диафильм.
Ход мероприятия:
I. Вступительная беседа.
(Слайд 2) Самая главная детская библиотека России, (находится она в Москве, ей уже более полвека) придумала оцифровать для вас, ребята, книги, журналы, газеты, которым сейчас уже много-много лет. Это старые, редкие издания, дореволюционная периодика, диафильмы. Многие из них настолько ветхие, что их нежелательно часто брать в руки, листать и так далее. (Слайд 3) Оцифровать – это значит перевести в электронный вид, сделать так, чтобы эти старинные книги и журналы можно было читать, а диафильмы смотреть сколько угодно на экране компьютера или смартфона.
(Слайд 4) Слово «диафильм» хорошо знакомо всем взрослым людям.Около 50 лет назад вот такой аппарат (показать диапроектор, продемонстрировать, как он работает) был в каждой семье, в школьном классе, в детсадовской группе, а плёнки продавались в магазинах и киосках. (Слайд 5) Что было на этих плёнках? Иллюстрированные сказки, рассказы, а также учебные материалы. Полноправным соавтором диафильма был художник или фотограф. Чем отличается диафильм от привычных вам видео? Плёнку нужно крутить вручную, каждый кадр – это рисунок или фотография, сопровождающиеся пояснением. (Слайд 6, 7) Собиралась компания, кто-нибудь крутил ручку диапроектора и читал текст. (Слайд 8) Это было незабываемое, очень приятное и интересное времяпрепровождение!
|
*****
(Слайд 9) Ребята,2020 год - особый год для нашей страны. 75 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война.
Много книг написано о войне, и в центре каждой – история людей. Героев, воевавших на фронте, обычных людей, оставшихся в тылу и трудившихся для фронта, для скорейшей Победы:женщин, стариков, детей, отдельных семей.
А ведь эти тяжёлые годы переживали и животные. Сколько их было, воевавших плечом к плечу с людьми и героически погибших. Сколько переживало голод, холод, лишения со своими хозяевами в тылу или в оккупации... Сколько их было, «потеряшек», оставшихся один на один с этим ужасом, под названием «война». Наверно, им было ещё страшнее, чем людям… Но они оставались до конца преданными своим хозяевам, выручали, спасали, помогали, утешали. В столь трудное время тёплый шерстяной комочек с мокрым носом дарил тепло, радость, дружбуи, самое главное, веру и надежду.
В коллекции Национальной Электронной Детской библиотеки есть несколько диафильмов, в которых рассказывается о том или ином животном, на чью долю выпало тяжкое испытание – война.
|
II. Обзор.
Коржиков, В. «Гнедок и Серый»
(Слайд10) Когда началась война, писателю Виталию Коржикову было 10 лет.Войну он видел, по его выражению, лишь краем: помнил начало войны, бомбёжки. Во время учёбы в педагогическом институте среди его соседей по студенческому общежитию было много фронтовиков. Наверно от них он и услышал эту историю.
На войне активно использовали лошадей для доставки на позиции боеприпасов и продовольствия, для эвакуации раненых. Лошадям не нужно горючее, им не страшно бездорожье. И в тылу врага гораздо безопасней передвигаться на лошади, чем на шумной машине.
(Слайд 11) Вот и два коня, Гнедок и Серый «служили» в артиллерийском полку, без отдыха возили на батарею зелёную повозку со снарядами. За два военных года они привыкли и к лязганью гусениц, и к рёву самолётов, и к взрывам. И вот однажды взрыв случился совсем близко с повозкой. Один из коней был тяжело ранен и ослеп. Служба его закончена, а что ждёт его, слепого, в тылу?
Чернышёв, В. «Пони»
(Слайд12) У писателя Вадима Чернышёва отец работал ветеринаром, лечил лошадей. Детство писателя прошло на конных заводах. Поэтому он много знал об этих животных. Написал рассказ о маленькой лошадке, о пони.
Во время войны все, кто остался в тылу, в том числе и дети, не жалея сил трудились для фронта, для победы. Вот и Ваня Кашин стал после уроков помогать на конном дворе, возить фураж. Во время одной из поездок он нашёл у копны сена маленькую лошадку – пони. Скорее всего, отбилась от кого-то, кто уходил от немцев. (Слайд 13) Долго думали на конном дворе, к какой же работе приспособить лошадку? Время военное, всем работать надо! И вот однажды Кукла (так назвали пони) удивила – так удивила!
|
Рябинин, Б. «Друзья»
(Слайд 14) В годы Великой Отечественной войны писатель Борис Рябинин бывал на фронте в качестве военного корреспондента.
Писатель очень любил собак. «Ни одно животное не платит человеку такой привязанностью, как собака… Старое правило собаководства гласит: сколько вы вложите в собаку, столько она и отдаст вам». У него даже было хобби: он собирал фигурки собак. Им было собрано более 600 фигурок из бронзы, фаянса, фарфора, из моржовой кости.
И книги он писал в основном о собаках.«Вы и ваш друг Рекс», «История жизни одной собаки», «Одноух, пограничный пёс», «Рассказы о верном друге», «Рассказы о потерянном друге». В том числе по собаководству: «Друг, воспитанный тобой», «Друг всегда друг», «Друзья, которые всегда со мной». Другом он называет собаку.
В своих книгах Рябинин описывает не только выдуманные самим автором истории, но так же и реально происходившие события.
Вот одна из них.
Блокадный Ленинград. Вовка живёт вдвоём с мамой. Он боец воздушной обороны, тушит на крыше «зажигалки» из фашистских самолётов. Во время бомбёжки он спасает собаку, тонущую в реке. Её хозяева, наверно погибли, как и многие ленинградцы. (Слайд 15) Так у него появляется верная подруга собака Чапа. Однажды и Чапа спасла Вовку, закрыв собой от осколков снаряда. Но вот пришло извещение, что Вовку с мамой эвакуируют в глубокий тыл, где нет бомбёжек и голода. Но что будет с Чапой, ведь в военный самолёт с собакой нельзя?!
Авдеев, В. «Наль»
(Слайд 16) Гитлеровские войска рвались в город, в котором жили Вячеслав Глушков с матерью. Вячеслав, как и каждый, кто мог держать в руках оружие, ушёл в ополченцы, чтобы защищать родной город. Мать осталась вдвоём с собакой, немецким боксёром по кличке Наль. Вскоре город был оккупирован, и фашисты стали занимать дома мирных жителей. (Слайд 17) Обер-лейтенанту войск СС Юрмшеру, опытному дрессировщику диких собак, удалось приручить Наля, покорить своей воле. Но тут Вячеслав, партизан-разведчик, выполняя боевое задание в родном городе, появляется на пороге своего дома. Наль, кто же твой хозяин? На чьей ты стороне?!
Сосновский, И. «Кот-связист»
(Слайд 18) Писатель Игорь Петрович Сосновский много лет работал в Московском зоопарке. Был и секретарём, и лаборантом, и заведовал террариумом, а после войны стал директором. Когда началась война, ушёл на фронт добровольцем, был артиллеристом.
(Слайд 19) Общение с природой, знание животных, их образа жизни, повадок, следов, голосов очень пригодились писателю в трудные годы войны. Например, услыхав в конце августа, как перекликаются кукушки, он понял, что это позывной немецких диверсантов. (Слайд 20) Зная повадки голубей, наладил связь с наблюдательным пунктом. (Слайд 21) И никто, даже самый ловкий связист, не смог бы протянуть телефонный кабель там, где это сделал по хитрой задумке Сосновского бездомный кот.
Кнорре, Ф. «Цунька»
(Слайд 22) Шёл второй год войны. Стояла морозная зима. Двое разведчиков возвращались с задания в часть и вдруг увидели в сугробе маленькую замёрзшую мартышку. Откуда? Оказывается, фашисты бомбили городской зоосад. Многие животные разбежались. Зайцам и лисам ничего, лесные звери, как-нибудь, да выживут, а вот мартышка в лютые русские морозы пропадёт. (Слайд 23, 24) Мартышку забрали в отряд, дали имя – Цунька.Ох, и весело же было разведчикам! Но вот однажды Цунька простудился…
III. Просмотр.